Многовекторность в одной голове

Вадим Довнар
Череда выборов прошедших в последнее время на постсоветском пространстве, завершиться 19 декабря. В этот день Беларусь будет выбирать себе президента. Впрочем, «выбирать» написано, скорее, по привычке…

 За 16 лет правления лидер РБ Александр Лукашенко сделал все, чтобы никакая дата не помешала бы ему безраздельно править страной столько, сколько он пожелает. Если что-то и может воспрепятствовать ему, то это нынешний конфликт между Москвой и Минском. Ссору руководителей двух стран удачно используют оппоненты Батьки, упражняющиеся в пророссийской риторике, и рассчитывающие сместить Лукашенко посредством массовых акций. В свою очередь Александр Григорьевич обвиняет их в беспринципности и предательстве национальных интересов. Однако эти слова заставляют задуматься на тем, а, кто, собственно, он сам, этот бессменный лидер Беларуси? Кто решил вечно править у нас по соседству?      

батька «переводит стрелки»

Агитационная кампания в РБ в самом разгаре. Девять человек, претендующих помимо Лукашенко, на высшую должность в государстве, получили право дважды по полчаса выступить по гостелевидению и радио. (А других отечественных электронных медиа там нет и быть не может).
Оппозиционеров дозировано пустили в эфир впервые с 2006 года, с момента проведения последних выборов. Обычно же их лица появляются на экране в качестве видеоряда к текстам аля «враги народа вновь точат ножи на народную власть». Лукашенко от «получасовок» кокетливо отказался. Он и так 16 лет ежедневно во всех СМИ. И вещает, что вздумается, ничуть не заботясь об ответственности за распространяемую информацию.
Казалось бы, если Лукашенко так уверен в победе, зачем ему гнобить оппонентов? Ведь они, если верить Александру Григорьевичу, маргиналы, не способные даже вместе набрать более 3% голосов. Но нет, «надо вырисовать портрет наших «деятелей» - альтернативных кандидатов….Я знаю всю их подноготную: все они выросли из одного корня. Все они - это альтернатива действующей власти - бела-чырвона-белые, нацеленные на насильственную белоруссизацию, люди исключительно прозападного вектора», - клеймит оппонентов Батька.
Зная основных кандидатов лично, я не исключаю, что нынешняя их пророссийская риторика – дань времени, попытка использовать конфликт между Москвой и Минском. Очень может быть, что Андрей Санников и Владимир Некляев, придя к власти, займут по отношению к РФ жесткую позицию. Но про «корень» президент верно заметил: эти кандидаты всегда считались приверженцами подлинного суверенитета, с родной культурой, под белорусской (а не «бээсэсэровской») символикой. И это оставалось их твердой позицией, пока «вектор» власти из года в год менялся.

Каким он был…

Хорошо помню, кого в июле 1994 года выбрали на свободных демократических выборах. За Александра Григорьевича тогда массово голосовали, как за человека, среди прочего, жестко критиковавшего тогдашнего премьера Кебича. За непозволительную медлительность при запланированном введении рубля, как единого платежного средства на территории РБ и РФ. (Так и не было реализовано). В полемическом пылу Лукашенко, помнится, призывал «не ограничиваться экономической интеграцией, а восстановить порушенное в Беловежье историческое единство двух народов». Имелось в виду объединение двух стран.
Именно по поводу создания Союза РБ и РФ, как этапа к достижению этого единства был посвящен первый лукашенковский референдум. И не вина Батьки, что в последний момент окружение Бориса Ельцина выхолостило документ, убрав оттуда тезисы о надциональных органах власти, посменном руководстве президентами Союзом. Осталось только совместное ПВО и планы введения «единой валюты».
Несколько лет спустя, правда, разговорами о необходимости двух эмиссионных центров Лукашенко этот рубль «утопит». Но в 1996 Батька небезуспешно искал выход на российскую политическую сцену. Половину российских регионов объездил, знакомясь с губернаторами и выступая перед населением. Внутри Беларуси демонстративно сменил национальную символику на подобие советской. Ввел государственное двуязычие, позволившее чиновникам просто игнорировать белорусский язык. «Мы те же русские, только со знаком качества», - говорил Лукашенко. А еще одна из крылатых его фраз того времени «Я дружбой с Россией не торгую». Соответственно, по логике Батьки, с Западом не дружу. Примеров того, как много сделал Батька для того, чтобы стать там изгоем, множество.
Конечно, в это сложно поверить, наблюдая за нынешним конфликтом между Москвой и Минском. Что-то не естественное есть в том, с каким подобострастием Лукашенко встречает корреспондентов европейских СМИ и иностранных дипломатов. Но момент, когда из радикального интегратора Александр Григорьевич стал дезинтегратором, вспомнить легко. Это день избрания президентом России Владимира Путина. Вот тут – то и стала появляться в устах Батьки антироссийская риторика. Пока не дошло до едва ли не бульварных оскорблений. То есть, единственная стабильность, которую демонстрировал все это время Лукашенко, это стабильное нежелание делиться имеющейся властью и готовность взять еще.

…таким останется?

В конце 90-х белорусские рокеры пели: «Тут Масква у тэлевiзары i у газэце, тут расейскiя песьнi разучваюць дзецi. I гэта нармальна, таму што вятры не прыносяць свабоды». С тех пор, не смотря на смену лукашенковской риторики, в стране ничего не изменилось. Потому как, чтобы не говорил Батька, а в голове у него «Москва». Потому, если завтра на сцене вновь появится Лукашенко – интегратор, ничего удивительного не произойдет. Просто по той или иной причине Кремль решил допустить (или сделать вид) Бацьку на российское политическое поле. Сделал «союзнику» предложение, от которого он не смог отказаться.
Как представляется, единственная возможность прекратить эту игру слов, - одновременный выход всех недовольных режимом безыдейного Лукашенко на площадь. А кто будет подхвачен этим «ветром», и принесет ли он свободу, как представляется, вопрос дальнейший.