Прогулка за смертью

Яна Ивлева
Вы путешествовали когда-нибудь на речных пассажирских судах? Я не говорю о маленьких, юрких «Метеорах», что служили для речных прогулок на короткие расстояния. Речь идет о величавых речных исполинах с громкими названиями «Николай Островский», «Максим Горький». В моей памяти отложились только эти два речных гиганта, на первом из них мы летней ночью плыли из Самары. Добрый дядька пожалел моих родителей, чтобы не сидеть с двумя детьми в переполненном, душном зале ожидания до прихода утреннего поезда, лучше пройти немного до речного вокзала и ночь спать на теплоходе. Вот так мы всей семьей из четырех человек оказались в каюте или третьего, или четвертого класса, помню только, что прямо из иллюминатора руками плескались с братом в грязной Волжской воде рано утром. А после завтрака, который целиком съели мы вдвоем, прогулялись по всем палубам и буфетам. Радостно заявили, что там продают Докторскую колбасу, получили деньги, купили толстую каталку лакомства, шел тысяча девятьсот семьдесят седьмой год. И мы, дети периода застоя не были избалованы подобными деликатесами, сейчас ХХ1 век, а я частенько тоскую по той продукции, которой было мало, и она не содержала сою и прочие добавки. Больше мне не пришлось путешествовать по реке, обычными стали самолеты Аэрофлота, реже поезда.

В то лето я уже работала, днем ничто не предвещало беды. Поздним летним вечером величавый исполин вез отдыхающих шахтеров по Волге с остановками в крупных городах и экскурсиями. Маршрут был обычный, теплоход старенький, лет десять под началом немолодого капитана, который сдал вахту своему помощнику и отправился спокойно спать. Кто у нас на отдыхе летом засыпает в десять часов вечера? Пожилые люди, детишки, да некоторые влюбленные, которым милее уединение, чем шумные танцы. Молодежь резвилась на дискотеке, люди постарше смотрели кино, некоторые сидели в ресторане, баре. Все эти увеселительные места располагались на верхних палубах, как и каюты категории люкс и первого класса. Гремела музыка, теплоход был ярко освещен огнями, полным ходом шел к очередной остановке для экскурсий.

Такая громадина обычно шла по центру Волги, исполин спокойно проходил под арками моста, но не в эту ночь. Какой бес толкнул помощника капитана, не первый раз следующего этим курсом, под четвертый или пятый пролет моста? Никто так и не смог получить вразумительного ответа на этот риторический вопрос. Два гиганта столкнулись, опоры моста недоуменно дрогнули, но выдержали, а у речного исполина на полном ходу снесло обе верхние палубы. Крики ужаса и боли, мертвые окровавленные ошметки тел вперемешку с ещё живыми ранеными людьми. Судьбе угодно было сжалиться над несчастными туристами, по мосту в это самое время грохотал товарный поезд, чьим грузом была крупа, лес и всего две заливные цистерны с горючим.

Молодые люди пытались спастись в воде, но сверху летели бревна, сыпалась крупа, тех, кто избежал гибели сразу, убивало в воде. Ночь кошмаров, иначе её сложно назвать.
Приехавшие работники скорой помощи, а по тревоге подняли всех врачей, разбирали завалы из тел, в поисках ещё живых, ноги скользили в крови, смешанной с крупой, всюду валялись бревна, оторванные руки, ноги, внутренности. Трупами забили все морги города, речной порт предоставил свои морозильники под жуткий груз. Ночью сообщили родственникам туристов, которые спешили опознать тела, точнее то, что от них осталось.
Цистерны обе повисли на опорах моста, вызвали старший курс технического военного училища, чтобы откачать горючее. Они не упали, теплоход не превратился в факел, повезло.

Выше я упоминала, что туристам повезло с товарным поездом, это действительно так. Буквально за пятнадцать минут до рокового удара по мосту проехал заливной состав, не две жалкие цистерны. Во что превратился бы весь речной порт, этого никто не смог бы сказать, повезло пострадавшим и городу. В тот далекий год ни один посторонний человек не услышал о происшествии, его просто не было, как и все прочие в застойные времена. У нас были друзья среди врачей скорой помощи и пожарных, вот они и поведали часть подробностей. А ещё таксисты, которые вместо живых людей той ночью занимались транспортировкой трупов, машин скорой помощи не хватало.

Что меня поразило в тот год больше всего, так это наша матушка Природа. Она справедливо решила, что мы живые люди, поговорим и забудем, займемся своими делами и отдыхом на пляже. Как иногда говорят в двух шагах от места трагедии, вот только загорать никому не пришлось. Сами небеса оплакали погибших, дождь, прекращаясь на десять минут, снова начинал свою заунывную песнь. Так длилось ровно сорок дней со дня трагедии, мы истосковались по солнышку, потому и считали. Некоторые на пятнадцатый день высказали мнение о дате окончания такого затяжного дождя. Они оказались совершенно правы, на сорок первый день после трагедии выглянуло долгожданное солнышко, взрослые и дети потянулись на пляж.

Прошло много времени с той жуткой ночи, но однажды на берегу реки, у моста, там, где стоит домишко дежурного, появился черный крест. Проезжая по мосту услышала однажды, что у одного мужчины погибла жена, он не смог утешиться, долго обивал пороги всех властей, но добился вот такого памятника трагедии. Давно уже нет теплоходов, речной транспорт оказался слишком дорогим и не смог составить конкуренцию самолету и поезду. А ответа, почему понесло помощника направить исполина не по центру, а вдоль берега, где арка моста ниже и уже, так и не найти. 

П.с. эта история реальная. Случилась она в г.Ульяновске. Так получилось, что у нашего аналитика были друзья как среди таксистов города, так и на скорой помощи. Поэтому мы слушали рассказы тех, кто там был. Да, прошло очень много времени. Но в этом году, в июле история всплыла перед глазами и сама попросилась на бумагу. Кто знает о тех событиях писали, что слишком реально написано. А у автора три дня сердце болело, на валидоле. Потому ни разу не проверяла ошибки. И сейчас выставляю тот же текст. Править или читать не могу физически. Я будто там побывала сама...