Пирамида марка твена известия сегодня

Кедров-Челищев
http://www.izvestia.ru/comment/article3148902/
175 лет назад родился Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, он же Марк Твен. Он утверждал, что "классика" - это книга, которую восхваляют и... не читают. К самому Марку Твену это неприменимо. Мы читаем и про Тома Сойера, и про Гекльберри Финна, любим и принца, и нищего. Даже сугубо американская "Жизнь на Миссисипи" пользуется у нас популярностью. Какая разница - Волга или Миссисипи, если речь идет о реке жизни.

Роман мальчика Тома Сойера и девочки Бекки Тэчер в России, может быть, даже более популярен, чем в США. В жизни Марк Твен угадал что-то самое главное. Возможно, это любовь и приключения на ровном месте.

Провинциальный городок Америки с почти русским названием мне лично всегда напоминал город моего детства Углич. Углич на Волге, Сент-Питерсберг - на Миссисипи, а в Томе Сойере многие узнают себя. Хотя американцы, в частности Фолкнер и Хемингуэй, предпочитали неукротимого Гека Финна.

Еще один знаменитый афоризм Марка Твена известен всему миру: "Нет ничего проще, чем бросить курить! Я делал это тысячу раз!" Возможно, страсть к табаку сократила лет на десять его жизнь, но сам писатель был уверен, что и жизнью, и смертью он обязан комете Галлея. Он утверждал, что, родившись в 1835 году, когда комета прилетела, умрет в год ее следующего появления - в 1910-м. Так оно и случилось. Кстати, эта же комета унесла от нас и Льва Толстого. Как не вспомнить пушкинскую "беззаконную комету в кругу расчисленных светил".

Свое писательское имя Марк Твен заимствовал из лоцманского лексикона. "Отметь две" (сажени) означало минимальную глубину, при которой еще можно плыть и не сесть на мель. Впрочем, на мели он бывал неоднократно. Карьера помощника лоцмана оборвалась из-за войны Севера и Юга, покончившей с частным судоходством. Разорился Марк Твен и на серебряных приисках. А разбогател на юморе. Иногда шутил более чем рискованно: прочел лекцию об автоэротизме и издал ее в количестве 50 экземпляров.

Его "безнравственные" книги пытались запрещать и при жизни, и после смерти. Пуритан травмировал даже школьный поцелуй Тома и Бекки. А теперь поговаривают, что темнокожие персонажи выглядят у Марка Твена этакими взрослыми детьми. Хотя что плохого в детскости? Если не будете, как дети, не войдете в царствие небесное. Не знаю, вошел ли в него беглый афроамериканец Джим.

"- Топ-топ-топ - это мертвецы... топ-топ-топ... они за мной идут, только я-то с ними не пойду... Ох, вот они! Не троньте меня, не троньте! Руки прочь - они холодные!" - бормочет в горячке папаша Гекльберри Финна. Теперь в пору обижаться белым. У Марка Твена они - сплошь и рядом мошенники и расисты.

На самом деле Марк Твен был убежденным человеколюбом. "Все народы недолюбливают друг друга", - заметил он однажды. Ему-то как раз нравились разные характеры и разные национальности. Все мы янки при дворе короля Артура.

Религиозным воспитанием его основательно замучили в школе. Поэтому писатель утверждал, что ругательство иной раз приносит большее облегчение, чем молитва. Ну, не религиозен был, и все тут. Зато обожал жизнь во всех ее проявлениях, хотя и утверждал с горечью, что не одобряет всю эту затею Ноя с ковчегом. Лучше бы он его не достраивал. Однажды даже заявил, что ко всем национальностям, кроме человеческой, он относится терпимо. Он шутил и был уверен, что Творец тоже шутит. Но не так удачно, как Марк Твен.

Написал одну из самых добрых книг в мире - "Принц и нищий". Ему всегда нравилось превращать богатство в бедность и бедность - в богатство. Кризис - это национальный архетип Америки. Под конец жизни писателя разорили на изобретение какого-то печатного станка, а заодно и плагиатчики обобрали. Вся жизнь - пирамида, которая рано или поздно обрушивается смертью.

Но веселость характера его и тут не покинула. Прочитав в газетах о своей тяжелой болезни, тотчас написал опровержение: "Слухи о моей смерти сильно преувеличены". Что верно, то верно: писатель Марк Твен не умрет никогда.


15:13 30.11.10