Хайруш

Ильдус Тимерханов
1. КОГДА ГАЯРА УКУСИЛА ПЧЕЛА
В стародавние времена в деревне Тэрк'ел, притулившейся у реки Агидель, жил, говорят, парень по имени Хайр'уш. В один прекрасный летний   день взял он косу и отправился на луг накосить немного травы для коровы, приковылявшей давеча со стада с поврежденной ногой.               
 Сенокос еще не начался, поэтому  на лугу, кроме Хайруша,  никого не было. Неторопливо взмахивая косой и  тихонько напевая, он принялся за работу. “Саж-саж-саж” – пела острая  коса, и решил работник  под ритм этих звуков сочинить мелодию:
Утоляет мою жажду
Родниковая вода.
Брысь отсюдова, букашки
И попрячьтесь кто куда!
Чур, меня не проклинайте,
Хватит травушки вам всем.
Покосить немного дайте,
Чтоб бай не осерчал совсем.
В сердце - радость, в руках - сила,
Раззудись, мое плечо!
Впрок буренке накосил я.
Бай похвалит горячо...
Солнце клонилось к обеду. В это время из леса вышли двое. Те были братья колдуны. Старшего звали Гандал'иф, младшего – Га'яр. Если старший брат был добрым, отзывчивым, то младший слыл мастером на всякие плохие поступки. Сели братья передохнуть под куст шиповника. Гандалиф спустился к ближайшему роднику, хорошо умывшись, вернулся. Расстелил на траве коврик и принялся читать намаз, то есть мусульманскую молитву. Гаяр же не питал такого сильного пристрастия к намазу, захочет – совершит, не захочет – не совершит. Сейчас его внимание было приковано к парню, который недалеко от них косил сено. В тот момент в его голове была только одна мысль: как бы испортить расторопному работнику настроение. Достал он из кармана свой волшебный камень, и только хотел произнести: “Чтобы коса во-он того парня наткнулась на кочку и сломалась …”, - как камушек выпал из рук, а без него заклинание не действовало. Гаяр очень разозлился и, поднимая волшебный камень с земли, пробурчал:
– Ох! Да чтоб тебя, рука, уронившая камень, укусила пчела! Не можешь даже вещь нормально удерживать!
Заговор тотчас сработал: пчелы, перелетавшие от цветка к цветку и до сих пор мирно собиравшие нектар, налетели на Гаяра и давай кусать левую руку!
Еле-еле отделался незадачливый колдун от пчел, однако рука сильно опухла.  Обозленный на пчел и на всех деревенских жителей, которые разводят их, Гаяр снова выпалил слова-проклятия: “Чтоб в такой-то день селение Тэркел поглотила земля!”
Услышав слова брата, Гандалиф дал себе слово положить конец его злодеяниям. Но как спасти деревню?  Известно, что дело, уже начатое одним волшебным камнем, другой не в силах прекратить. Как же быть? Долго ломал голову Гандалиф и решил обратиться за советом к своему Учителю. Старший колдун терпеливо выслушал ученика и сказал:
У одного жителя деревни Тэркэл окотилась кошка и принесла котят-близнецов. Пока не вырастут, они должны быть вместе. Ты должен позаботиться, чтобы их не разлучили. Сумеешь исполнить то, что я тебе поручил, деревня выживет. А как поступить с Гаяром, ты знаешь сам.
 2.ХАЙРУШ, СЫН ХАЛФЕТДИНА
Когда-то Тэркел считался большим селом. В нем было четыре прихода. По деревне протекала мелководная речка Кисм'эн, и  та ее часть, отделенная речкой, так и называлась “Заречье”. Хайруш был единственным сыном Халфетд'ина, одного из самых бедствующих  жителей этой стороны.
Беднота Халфетдина, надо сказать, была не от лени. Он работал как вол да толку было мало. Вначале у него не было земли. А когда обзавелся наделом, два-три года подряд мучила засуха. Да если б только этим все закончилось – нет: то пшеница вымерзла, то после сильного дождя залило двор и всех курочек накрыло... Пробовал бедолага заняться торговлей: только успел на все свои сбережения купить товаров, как на следующий день они взяли и обесценились.
– Как подрастет сын, все у тебя пойдет на лад, – предсказал ему вещий дервиш.
Вот и сын подрос, однако особых перемен в жизни он не замечал. Напротив, то, что добывал, не хватало даже на еду и одежду. От безысходности, посовещавшись с женой, решили отдать Хайруша в работники к Гильметд'ин-баю – богачу, живущему на другом конце деревни.
Хайруш был очень старателен. Ухаживал за живностью бая, косил сено, молотил пшеницу и много других работ по хозяйству выполнял. За трудолюбие бай очень хорошо к нему относился.
В тот день, когда Хайруш принес сено для хромой коровы, Гилметдин-бай пригласил его в дом и положил на стол десять копеек. По тем временам это считалось большим богатством.
– Сходи-ка к Файзрахм'ан-баю из ближней стороны и на эти деньги купи у него двух котят, – сказал он парню.
Оказывается, под утро баю приснился странный сон. Будто бы один провидец велел ему купить за десять копеек двух котят и сказал: “Это поможет вам избежать большой беды”.
Хайруш забежал на кухню, выпил из ковша родниковой воды и направился в ближнюю сторону.
До той поры, когда земля должна была поглотить деревню, оставалось семь дней.
3. Пять копеек - в карман
Накануне Файзрахман-бай тоже видел сон.  Тот же провидец посоветовал ему продать котят за десять копеек.
Бай вручил Хайрушу маленький комочек и со словами, что поищет другого котенка, ушел в дом. Спустя некоторое время снова появился в дверях и окликнул слонявшегося по двору сына:
 - Гильмега'ян! Не видел второго котенка?
- Его рано утром забрал Ахм'ет-езни, – ответил тот. Езни, значит зять.
- Ох, твоей сестре  и моему зятю осталось только мне на голову сесть! – сокрушался отец. – Приходят и без спросу и разрешения берут все, что пожелают. Разорить, что ли, меня хотят. Иди и немедленно принеси котенка обратно. Скажи, что отец приказал. – Затем бай вернул Хайрушу пять копеек и добавил: ¬ – Ничего не поделаешь, приходи завтра.
Хайруш положил деньги в карман и подумал: “Нет, наверное, за котенком завтра не приду. Может, дядюшка-бай забудет…”.
Дело в том, что он начал копить деньги,  чтобы справить себе новую одежонку.  Уж больно та, что на нем, сильно износилась. Дядюшка-бай сшил, конечно, для него штаны, но одна штанина почему-то оказалась короче другой. И на это можно было бы закрыть глаза, да стыдно перед дочерью бая, Гульзиф'ой.
Размышляя обо всем этом, Хайруш с котенком в руках отправился домой. Его путь пролегал мимо забора, где были заросли крапивы. И вдруг ту самую ногу в короткой штанине больно обожгло крапивой. Опустив котенка на землю, Хайруш принялся чесать обожженное место. А котенок, между тем, забежал в крапивник и скрылся. Хайруш стал его искать. Теперь уже не только ноге досталось: крапива жгла и шею, и руки, и лицо. Как ни искал котенка, он его не нашел. Тут в голову Хайруша пришла мысль: “Постой, пойду-ка я к зятю Файзрахмана, Ахмету. Говорили, второго котенка он забрал. Может, удастся опередить Гильмегаяна. Не возвращаться же к баю с пустыми руками…”
Дошел Хайруш до дома Ахмета и, спрятавшись в кустах, начал наблюдать за двором. Прошло немного времени и из дома с котенком в руках вышел мальчик. Недолго повозившись, он оставил котенка на траве, а сам пошел в курятник. Хайруш только этого и ждал: “Кис-кис-кис!” – изо всех сил начал он звать котенка. А котенок и в ус не дует. Что делать? Решил сплести из вьюнка, растущего вдоль забора, длинную веревку. На один конец веревки слепил из репейника “мышку” и начал тянуть к себе. Котенок приметил  “мышку”, стал продвигаться в сторону Хайруша. Но тут как назло, откуда не возьмись, появился петух. Решив, что это дождевой червь, принялся клевать травку-веревку. Трава оборвалась. Что тут поделаешь – пришлось Хайрушу сделать “мышку” из собственного пояска. Как только котенок добрался до забора, Хайруш тут же вытянул его на свою сторону.
В это время во двор пулей залетел Гильмегаян, сын Файзрахман-бая:
– Апа, езни, отец велел вернуть котенка! Апа, значит сестра.
Сколько ни искали, не удалось им найти котенка.
                …
Друзья мои! Вы, наверное, уже поняли в чем дело. А тем, кто еще не догадался, хочу подсказать:  это колдовские чары пытаются разлучить котят, так как только при этом условии деревня Тэркел уйдет под землю. Гаяр верит в свои чары и поэтому не вмешивается в ход событий, не участвует во всех этих проделках. Напротив, Гандалиф ничего не упускает из поля зрения. Все делает обдуманно. Попробуйте-ка теперь догадаться: ¬ на чьей стороне будет победа?
4. Покаяние Хайруша
На следующий день Хайрушу довелось проходить мимо дома Ахмета. И ему послышался такой разговор:
– У нашего найденыша коричневое пятно было на левом ухе, а у этого – на хребте…
Это, оказывается, сын Ахмета, Абделкасим нашел котенка, которого потерял Хайруш. Его он сразу узнал.
– Это черт, наверное, подменил котенка.
– Ошибаешься, я принесла от отца именно этого. Придет братец, сразу же верну. Пусть унесет домой. Не нужен он мне! – заявила жена Ахмету.
 Хайруш, слышавший их спор, думал лишь об одном: ¬ как бы прибрать к рукам этого котенка. Хозяин-бай велел ему принести двух котят. Вот если б выкрасть как-нибудь этого котенка – пять копеек остались бы в его кармане. Кто знает, может уже в новых штанах щеголял бы…
Задумано – сделано. Дождавшись своего часа, терпеливый  Хайруш ловко перепрыгнул через забор, схватил сладко греющегося под теплыми лучами солнца котенка и засунул под рубаху.
– Ну как, сумел выполнить мое поручение? – встретил его еще у ворот бай.
– Да, – ответил Хайруш, радуясь тому, что не только вовремя принес котенка, но и успел по дороге спуститься к реке и закопать пятак под высокой ветлой.
– Ты очень старательный, исполнительный, Хайретд'ин, - сказал Гильмутдин-бай, назвав Хайруша полным именем. -  Вот поэтому я тебя и люблю как собственного сына, – продолжил бай, похлопав его по спине. - Однако, брюки у тебя, оказывается, коротковаты.  Дам тебе брюки подлиннее. Носи на здоровье…
Хайруш расчувствовался, но, вспомнив о запрятанном под деревом пятаке, покраснел до кончиков ушей. Как только у него рука поднялась – ведь родители учили его быть честным, порядочным, не трогать чужих вещей?!
Не выдержал парень, спустился к реке, выкопал деньги. Нашел Файзрахман-бая и, ничего не утаивая,  рассказал о всех своих приключениях, связанных с котятами. Попросил у него прощения. Бай не рассердился. Наоборот, похлопав по плечу Хайруша своими ручищами, надел на него новенькую тюбетейку.
– Да, котятам лучше и нужно быть вместе, – сказал он и не стал даже брать пятак.
 Не ожидал юноша такого от бая. Немного удивленный, он направился домой. Однако пятак как будто обжигал его ладонь. Не знал он, что делать с этими проклятыми деньгами. Так ходил день, два, три …и, наконец-то нашел выход: пошел и пожертвовал их мечети. И тогда же дал себе зарок больше никогда не притрагиваться к чужому добру.
5. Путник
Тем временем остались ровно сутки до того, как деревня Тэркел должна была уйти под землю. Но кроме колдуна Гаяра, об этом никто и не думал.
В то утро, когда Хайруш был занят лошадьми, во двор зашел незнакомец. Путником Гандалифом представился.
– Переведу дух, – сказал он, присаживаясь на краешек чурбана в дровянике. Стал расспрашивать о деревне, житье-бытье, поинтересовался, как бы между прочим, котятами.
Недолго сидел странник, испил водицы родниковой, пожелал парнишке счастья и радости, поблагодарил за широту души и, оставив его в недоумении, продолжил свой путь. 
6. Конец сказки
Деревня жила своей обычной жизнью, даже не подозревая о том, что ей угрожала большая опасность. Если бы не Хайруш, не миновать бы беды, впрочем, и он сам об этом и не подозревал.
Дни текли своей чередой. Давно отшумел сенокос, уже успела отрасти на лугу новая трава. Однажды Хайруш спустился на привычное место косьбы и увлеченно принялся за работу, чтобы попотчевать буренушку свежей зеленкой. Не успел пройтись пару раз, как вдруг коса, наткнувшись о что-то твердое, звякнула. Нагнулся он и видит: лежит, переливаясь разными цветами, маленький, с палец, камушек.
Юноша поднял камень, положил его на возвышенное место и решил слегка затупевшую косу отбить, однако молоток все время уходил мимо и ударялся не о полотно, а о камень. Так повторялось до тех пор, пока камень не рассыпался в пыль. 
… В тот день, когда земля должна была проглотить деревню, Гаяр, расхаживая по лугу, оказывается,  потерял предмет колдовства – камень.  Коса Хайруша наткнулась именно на него. С потерей камня и волшебной силы злого колдуна не стало.
Ясно, конечно: все, что происходило с Гаяром, было сделано руками Гандалифа, который дал слово остановить злодеяния брата.
Хайруш продолжал косить сено. Вдруг коса снова зазвенела. И на этот раз она наткнулась на камень. Посмотрев внимательнее, Хайруш обнаружил, что та часть камня, которая соприкоснулась с косой, ослепительно сверкает на солнце, излучая яркие желтые лучи. После того как работа была закончена, Хайруш вернулся домой и показал камень хозяину-баю.
– Это же золото! – не помня себя от радости закричал Гильметдин-бай. – Сам нашел, пусть твое и будет. Обзаведись хозяйством, разведи скотину. Дай Бог тебе счастья!
–  А вам?
– Мне чужого не надо. Добро, нажитое нечестным путем, когда-нибудь обязательно напомнит о себе.   
… Этот кусок золота под ноги Хайруша попал, конечно же, не без участия Гандалифа.  Вот слуга и разбогател. За что бы он ни брался, работа в его руках спорилась. Родители радовались. Позже он женился на единственной дочери Гильметдин-бая и зажил счастливо-удачливо. Все его уважали и, любя, стали называть Хайруш-баем.