Цивилизованное равнодушие

Виктор Сорокин
Четверть века тому назад я сделал (возможно, не первым) изобретение: искусственный орган зрения (а также искусственный орган слуха).

С творческой точки зрения, изобретение простенькое: искусственный глаз состоит из видеокамеры сенсорного устройства, преобразующего видеоизображение в сенсорную картину – вибрирующее игольчатое табло. В 1985 году оба узла – видеокамера и сенсорное устройство (игольчатая головка печатающего принтера) стоили довольно дорого – порядка двух тысяч долларов, поэтому наладить их производство могли лишь организации и фирмы.

Средств на патентование изобретения у меня не было, и я решил подарить все права на изобретение (в том числе и на авторство, т.е. на приоритет первооткрывателя) тому, кто способен наладить производство искусственных глаз. Но фирмам, выпускающим электронику, я от такого подарка отказал: ибо при абсолютной мировой монополии на устройства, жизненно необходимые десяткам миллионов людей во всем мире, они могут потребовать, например, по миллиону долларов за орган искусственного зрения, что обрекло бы подавляющее число незрячих никогда не воспользоваться возможностью увидеть СВЕТ.

Поэтому я предложил свое изобретение непосредственно обществам слепых – если они и получат сверхприбыль, то она пойдет на благое дело. Свои предложения я направил также обществам незрячих России и Польши. Их руководители ответили отказом, который они, с чувством сожаления, мотивировали тем, что не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью. Сотни писем предпринимателям и вовсе остались без ответа…

Впоследствии искусственные органы зрения я рекламировал в печати и в Интернете. В 1994 году я рассказал о нем в своей небольшой повести «Подарок», помещенной в одноименном сборнике рассказов. В Интернете повесть прочитали тысячи людей, но за пятнадцать лет внимание к искусственным «глазам» так никто и не проявил…

Лет пять назад по французскому ТВ сообщили, что один американец создал один прибор искусственного зрения. В отличие от моего решения, он расположил сенсорное табло не на груди, а на лбу. Впоследствии я о приборе американца больше ничего не слышал и на экранах телевидения не видел НИ ОДНОГО слепого, снабженного прибором искусственного зрения. Не было и никакой  информации о том, что где-либо на земле этот прибор производится. И потому я делаю однозначный вывод, что никого – ни из социальных работников всех рангов, ни из деловых людей беда слепых НЕ ВОЛНУЕТ.

А ведь сегодня, насколько мне известно, себестоимость серийного изготовления аппаратов искусственного зрения упала ниже себестоимости мобильника, которым владеет половина населения планеты!!! И меня удивляет: неужели правителям стран не стыдно молчаливо обходить стороной десятки миллионов людей, оказавшихся в беде не по собственной вине?!…