Структура невероятного

Евгений Габелев
СТРУКТУРА НЕВЕРОЯТНОГО

«Лучшее наслаждение – сделать нечто, по мнению других совершенно невозможное»
У. Бэджот


Сторожит ли хоть кто-нибудь границы реального мира.… Насколько прочны они? Включают ли законы природы право их нарушать? Где пролегает грань возможного – в реальности или в уме? Есть ли предел достижимого, и как близко стоит к нему подходить? Отчего одни из нас спокойно проводят жизнь внутри раз и навсегда установленных рамок, даже не пытаясь проверить их прочность – другие же вечно бросают вызов преградам?


Возведение стен

«Величие личности определяется не вкладом в историю и размером свершений, но высотой преодоленных на пути к цели препятствий»
Д. Вашингтон


С момента появления на Земле человек создавал границы и преодолевал их. Страх неизвестного, помноженный на реальные опасности, вынуждал отгородиться от непредсказуемого мира. Потребность в пище и страсть к познанию вынуждали покинуть защищенный круг. Однако, угрозы поджидали не только снаружи. Опасения внушает непохожий на нас сосед – и непознанные силы собственной души. Пришлось выстроить надежные стены и внутри самих себя.


Ограничения веками усложнялись. Сообщество равных распалось на касты. Пространство поделили на части цари, народы и кланы. Человек отсек себя от природы. Разделил тело и дух. Возвел барьер меж должным и желанным, возможным и запретным. Границы разлучают влюбленных, препятствуют движению знаний и влечению душ. Преступающие их люди, мысли и идеи изгоняются из жизни. Подсознание хранит подавленные страсти. Тайные общества дают приют изгоям. Непредсказуемо и мощно прорываясь в наш мир, отвергнутые силы берут власть над реальностью.


Традиционно защита барьеров считается качеством женским, а стремление их преодолеть – мужским. Женщина хранит очаг и целостность семьи, пока мужчина покоряет мир за порогом. Первым обычно приписывают верность, консерватизм и осторожность. Вторым – рискованную страсть к переходу границ в поисках новых побед. Однако, это скорей укоренившийся миф, нежели правило. Среди бросивших вызов судьбе немало прекрасных дам. А охранителями устоев часто оказываются суровые рыцари. Границы дают чувство защищенности, подтверждают само право существовать в качестве отделенной от других индивидуальности.


Страсть к преодолению - удел героев. Бросить вызов богам для них дело чести. Подвигами гордились и воспевали в веках. Отважным море – не преграда, и вот уже горстка смельчаков плывет за золотым руном. Презрев волны, врагов и чудовищ ради бессмертной славы. Даже край Земли не пугает снаряжающих в открытый океан каравеллы. Ничто не удержит желающих познать пределы мира – и заглянуть за них. Историк Арнольд Тойнби заметил, что развиваются лишь те общества, что принимают трудные обстоятельства как вызов. Стремление преодолеть их мобилизует самое прекрасное в людях. За напряженной борьбой следует подъем искусств, наук и общественных нравов. Уклонившиеся от противоборства и пытающиеся отсидеться за крепостной стеной - деградируют и сходят с исторической арены.


Форма индивидуальности

«Прежде чем обрести свободу, стоит обрести самого себя»
И. Гете


Несмотря на героику легенд, создатель психоанализа Фрейд полагал стремление к преодолению границ патологией. Следствием детских конфликтов с родителями, против власти которых человек продолжает бороться всю жизнь, перенося агрессию на другие объекты. В теории Альфреда Адлера стремление к борьбе – первичный инстинкт, обеспечивающий само выживание человечества. Героизм – не исключение или болезнь, но правило и норма. Юнг же счел внешнее геройство проявлением потребности к преодолению себя, не нашедшей должного выхода и проявляющейся как навязчивая жажда побед над другими. Экзистенциалисты толкуют вызов преградам как лекарство от одиночества и страха перед непознанным миром. Экспансия вовне направлена на создание безопасного контролируемого окружения. Личной зоны комфорта, обнесенной новыми стенами взамен преодоленных в борьбе.


Идея внутреннего пространства и его границ – одна из ключевых в понимании людских проблем. Типичный пример – слабость границ эго. Неумение определять собственные интересы, убеждения и чувства. Мнения и заботы других – воспринимаются как свои. Подчинение окружающим сочетается с навязыванием им своей опеки. В итоге человек становится потерявшей себя игрушкой внешних сил.


Слишком прочная граница создает не меньше бед. Лишает живого общения и выражения чувств. Превращает в эксцентричного эгоиста. Отрезает от мира людей вследствие неспособности с ними ужиться. В случае же узости границ человек не уживается сам с собой. Отвергая желания и чувства, оставленные за гранью «Я», держит себя в состоянии напряженной внутренней борьбы.


Другой вариант – искаженная граница. Подобно амебе, захватывает и включает в себя внешний объект. Охотник чувствует себя неразрывно связанным с добычей. Создается симбиотическая зависимость. Страдающий ей не мыслит себя отдельно от предмета страсти, и яростно защищает связь от покушений извне. Исчезновение объекта ощущает как потерю себя. Лишившись его, считает существование невозможным и мучительным. Возвращение границ к естественной форме возвращает ценность жизни, способность принимать решения и отвечать за них.


Аналогично устроено и общество. Жесткие, искаженные или ослабленные социальные границы причиняют людям массу проблем. Разумно очерченные и гибкие – побуждают сообщество развиваться, а его членов стремиться занять в нем достойное место. Из чего состоит вещество внутренних границ? Вовсе не из мистических энергий. Их ткань – содержащиеся в нас образы, скрепленные нитями слов и понятий. Структура и способ использования языка определяет не только культуру, границы личности и особенности характера, но и представления о мире. Свойства предметов, чувства и мечты, осмысляются в рассказе. Слово очерчивает границы возможного.


Имя неведомого

«Мир так хорошо соответствует нашим описаниям не потому, что мы его так хорошо поняли, а потому, что мы знаем о нем слишком мало и не умеем замечать ничего кроме того что уже описали»
Б. Рассел


Говорят, что мир создан словом. Давать название предметам – любимое занятие человека с самого детства. Ребенок, открывая мир, соединяет образы вещей с сочетаниями звуков, отныне становящимися их символической заменой. Теперь с ними можно оперировать в отсутствие самих первообразов. Так возникает мышление. На заре времен человек проделал ту же операцию называния мира. Слово превратило окружающий хаос в подвластную осмыслению структуру космоса. Вещи, имеющие имя, есть вещи известные. Круг названных объектов ширится, постепенно включив и самого называющего.


Растущее количество обретших имя вещей требовало умения классифицировать. Группы получили названия и стали абстракциями. Из многообразия конкретных предметов появляются «дерево», «камень», «животное» - знаки простых классов вещей. Далее следуют «вещество» и «энергия», «форма» и «содержание», «добро» и «зло» - абстракции все более высокого порядка, мало связанные с доступным прямому опыту. Наступает эра философии. Это способ рассуждать не о вещах, но о категориях. Умозрительные классы объектов все больше воспринимаются как реальные. Мир, утратив конкретность, становится объектом отвлеченного мышления. Его заполняют сущности не схватываемые представлением, но доступные лишь ушедшему в себя уму. Постепенно абстракции оказываются для своих адептов более реальными чем люди. За них начинают бороться и убивать. Идеологические границы вздымаются прочней крепостных стен, а приближаться к ним становится опасно.


В архаическую эпоху человек не имел имен для собственных процессов мышления и движений души, и не воспринимал их как свои. Овладевающие им силы приписывались действию невидимых духов, пронизывающих его сознание словно ветра бамбуковую хижину. Влияние их было неотвратимым, и люди научились обходиться с ними как с себе подобными. Дали имена. Стали почитать, обращаться с просьбами и приносить дары. Впоследствии отношения с могущественными невидимками обросли ритуалами, перейдя в служение. Незримых существ поселили в специальных дворцах и приставили к ним обслугу. Некоторые из смертных сочли собственное тело жилищем духа, в чем убедили многих, породив касту шаманов и культы живых богов. Грань меж людьми и небом вскоре стала запретной стеной. Нарушителям грозило проклятие и кара.


Путем абстрагирования сонм невидимок сгущается в незримого бога. Универсальный бесплотный разум, Нус неоплатоников, приходит на смену чувственным обитателям Олимпа эпохи Гомера. Не имеющая плоти идея впитывает в себя кровь богов, наследуя силу и власть. Ветхозаветные «Элохим» - множественные боги Книги Бытия, превращаются в поздних текстах в «Элоах» - единого и единственного Бога. Мириады дэвов-небожителей ведической Индии становятся аватарами Абсолюта. В Китае своевольные духи Шень сливаются в неописуемое Дао, о котором нельзя даже утверждать, существует оно или нет. Невыразимое есть абстракция абстракций. Пребывая за гранью реального, оно устанавливает правила и пределы. Старые божества оказываются его тенями и отвергаются. Сила, рожденная развитием мысли, стала творцом бытия. Круг замкнулся. История мира превратилась в кольцо времен, где боги создают людей для того, чтоб те создали их самих.


Преодоление реальности

«Высшая свобода – свобода от собственной логики»
А. Монтерлан


Однако, слово не только животворит, но и расчленяет. Мышление дробит пространство на кажущиеся независимыми фрагменты. Мы видим рассыпанную мозаику вместо общего замысла лишь в силу того, что всякая мысль есть комбинирование знаков. На самом же деле не существует отдельных объектов. Связное целое воспринимается сквозь сито речи, состоящей из независимых понятий. Слово позволяет совершить невозможное: отделить дерево от корня и ветвей, разум – от пространства и тела, а мысль – от мыслящего субъекта и предмета мышления! Из бесконечного многообразия звуков язык вычленяет буквы и слога. Из цельности бытия - имеющие имя предметы. Неназванное остается за гранью сознания, лишь иногда представая в роли чуда или видения. Отделившая незримый мир стена растет веками. За ней остались феи и кентавры, эльфы и говорящие звери, герои сказок и легенд. Пока мы малы, она подобна легкой дымке, с годами спрессовываясь в сталь прочного чувства реальности. Лишь немногие самозабвенные мечтатели и в зрелом возрасте решаются отправиться на ее штурм.


Границы созданные умом охраняются всерьез. Ведь под их защитой находится не только общественный порядок и благополучие элит, но и само кажущееся нам очевидным существование человеческой личности! Разума, чувств, души. Ведь если имена и границы вещей содержатся лишь в уме, то они – не более чем слова. Фикции, порожденные абстрагированием, а не реальные сущности. Однако, кто же мыслит, если представление о существовании мыслителя суть иллюзия мышления?! Безграничное пространство? Материя космоса, осознающего себя с помощью наших глаз, им же и порожденных? Играющая с собой Вечность? Язык и философия создали еще одну пожирающую собственный хвост змею. Мышление рождает представление о мыслящем, чтобы было кому осуществлять само мышление….


Сей парадокс, столь любимый древними мудрецами и весьма далекий от реалий нашего прагматичного времени, послужил источником самого радикального вызова, когда-либо брошенного человеком своим границам. Это идея просветления - прорыва за пределы самой человеческой личности и обусловленного мира. Не совершенствование себя и расширение возможностей. Но полный разрыв замкнутого круга бытия. Отважные смельчаки решились сбросить собственную личность, словно змея кожу. Разрушить кажущуюся реальность мира, раскрыв изначально присутствующий, сокрытый под потоком концептуального мышления тайный свет. Возможно ли это? Кто знает. Похоже, жизнь это процесс установления пределов с их последующим преодолением. Мир без границ, живой и мыслящий Космос, еще только ждет нас. Но стать его полноправной частью мы сможем, лишь оставив архаичный страх неведомого. Решившись познать себя такими, какие мы есть.