Бунт пятидесятилетних или?

Евгений Садков
 События последних дней со всей очевидностью показывают, мы вплотную подошли к той невидимой черте, за которой события могут развиваться непредсказуемо, хаотично. Кто-то буксует на месте, кто-то пакует чемоданы, кто-то делает с экранов умное лицо. Кто же из этих людей вновь включит механизм дестабилизации, начинающий очередной развал некогда сильной империи? Крёстный папа уже опробовал схему, в одночасье изменившую судьбу сотен миллионов. Большинству, оказавшемуся на переделе, было в те времена около тридцати, плюс-минус пять лет. Вспомните защитников Белого Дома. Одухотворённые, интеллигентные лица. Полные надежд на перемены в их жизни, в жизни страны. Кто они, родившиеся на смене эпох?

                СТАЛИН.

 Их матери и отцы плакали, узнав, что скончался Великий Вождь. Или по привычке говорили, что плакали. Ещё нельзя было иначе. Почтение к верховной власти граничило с раболепием и идолопоклонством. Хотя для большинства ассоциации были не вполне позитивные. Примеры можно найти в каждой семье. Раскулачивание, ссылки, лагеря, расстрелы. Система, сцементированная смесью страха перед властями, жёсткой идеологией, любовью к своей малой Родине, родителям. Система, утопившая кровью своих рабов всех нарушителей целостности империи. Но была ещё изначальная сила детородности народной. Оставленная прежним, общинным укладом. Позволившая скомпенсировать колоссальные, часто неучтенные, людские потери. И социум жил по парадоксальным законам, продиктованным из кремлёвских кабинетов.

 А когда лучше было, спрашивали пятидесятилетние своих родителей?  И вспоминали те, как затаив дыхание, слушали по чёрным репродукторам очередное послание Вождя. О победах на фронтах, об отмене карточек, о понижении цен. И шокирующее-с прискорбием сообщаем, товарищ Сталин...

 Не мог не отразиться на формировании мировоззрения пятидесятилетних тот эмоциональный фон времени. А сколько сопутствующих событий. Спутник, первый телевизор, Гагарин. И по ночам из темного угла призрак главного человека страны. Отражённый в двадцать первом веке в новом облике, зорко взирающем на нас из телевизора. Задумайтесь, не идёт ли сейчас подспудное формирование общественной мысли о сильной руке?  Прививаемое на детский страх нынешних пятидесятилетних.

 Жупел, которым ловко пользуются руководители ещё внешне могущественной политической организации. Удивительно, как сохраняется она сейчас. Все уж признали катынский расстрел преступлением Сталина. Но только не они. Иначе нельзя. Рассыпется вся карточная схема, ловко встроенная в общую систему продажи-покупки человеческих душ. Или просто продажи. В определённый момент организация вновь прогнётся подушкой безопасности для очередного правителя. Разве так не было?  Но перспектива у подобных организаций нулевая. Пятидесятилетние это давно поняли. Но что, если красные идеи понравятся следующим поколениям и усилят механизм дестабилизации?  Ситуация располагает. И тлеющий уголёк раздует на фоне общего застоя очередное пламя. Вот только кого будут использовать в качестве дров? Думаю, вопрос первостепенный.

 
                НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ.

 Большую смуту внёс этот непрезентабельный гражданин в мировоззрение нынешних пятидесятилетних. И больше не внешностью располневшего Луи де Фюнеса. Оттепелью, внешней сменой парадигмы развития общества. Либерализация политического режима. Реформы, надежды. Перемен требуют наши сердца. Духовный подъем. Какие лица, какие имена! Виктор Астафьев, Владимир Тендряков, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко! Они потрясли сознание нынешних пятидесятилетних. Ещё можно было спокойно взять "Роман-газету" и прочитать "Один день Ивана Денисовича". И как неуклюже на этом фоне выглядит нынешняя телепрезентация лаковой обложки "Архипелага" вдовой писателя. Неловко как-то даже смотреть. Неужели они это не понимают? Ну, не загонишь силком в духовный лагерь умы нынешних школяров. А старенький номерок "Роман-газеты" уже на помойке. Как и книги Никиты Сергеевича о царице полей.  Помните замечательные кадры из «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»? Это вам не "Каникулы строгого режима", где даже любимые актёры не оправдали коммерческие ожидания. Дух времени, свобода мысли, ирония в словах и действиях. Словом, талант, разбуженный оттепелью. Даже слово "шестидесятники" окружено до сих пор романтикой. Конечно, повлияли все эти перемены на формирование потенциала нынешних полтинников. Давайте так для краткости называть наших героев. Заложило росточек свободы мысли.

 И на фоне школьных организаций рос дух противоречий. Пионерский галстук и комсомольский значок стали сочетаться с отрастающими хайрами и джинсой из соседней, ещё дружественной республики. А единая империя уже жила на новом витке, очередной сталинизации общества. И это тоже было духовным испытанием нынешних "полтинников". На фоне стабилизации и укрепления благосостояния советских граждан неприлично было хилять под забугорных волосатиков и всяких хиппи. Тем более, что и там немного испугались пацифистского настроения определённой части молодёжи. Что и говорить про наших кремлёвских жителей. Но история подходила уже к очередному своему витку. Смерти вождей совпали с падением цены на нефть. Сценарий избит и пошл. И полезли наши нынешние "полтинники" на бутафорские баррикады.


                ШОУ МАСТ ГОУ ОН.

 Какая идея! Какой человечище! Как не закрыть своим пламенным сердцем его от "Вымпела" в девяносто первом? А через два года равнодушно взирать на обгоревшие окна оплота демократии. Странные люди-эти "полтинники". Статисты большого представления. Передел собственности унёс небольшую часть их в заоблачные высоты, сравняв с грязью остальных. А кто оказался на пике Коммунизма в отдельно взятой семье? Вот последние сообщения. Арестован глава одного из районов. С начала девяностых (!) вёл свою преступную деятельность, успешно совмещая её с хозяйственной.  Возглавлял не только многочисленных своих чиновников, но и жизнерадостных братков. Что удивительно, никто из вышестоящих руководителей не мог и предположить такого от товарища. Удивил, так удивил. И на нехорошие мысли настроил. А что, если в Системе это не единичный пример? Большой, так сказать, привет от лихих девяностых. Как нам намекают, продолжение следует. Ну и...

 Примеров подобных уже не счесть. И они накапливаются с пугающей частотой. Один освобождён из-за утраты доверия, против другого возбудили уголовное дело. Это уж не застой. Передел. Хоть и запоздало реагирует руководство, заметившее "забронзовение". Но, похоже, дело более серьёзное. Ты хоть золотом напыли, а основа-то какова? КАкова?

 "Полтинники", как и большинство граждан страны, не хотят дестабилизации. Но парадокс в том, что и при сложившейся ситуации жить так дальше  невозможно. Не об этом ли  сказал Леонид Парфенов на церемонии вручения ему премии Листьева? Не только о телевидении, но и о системе в целом. Прозвучала фамилия Шевчука. Думаю, не случайно. Тоже пятидесятилетний. Прямо посмотревший в лицо другого пятидесятилетнего. Давший другим одногодкам почувствовать себя Гражданами. Изгнавший призрак Вождя из темного уголка своего далёкого детства. Разве этого мало?  Но, обжегшись на молоке, не будем ли дуть на воду? Поверим ли словам призвавшего нас стать Гражданами? Парфенов не испугался напыщенной аудитории, продолжил ряд. И шоу начинает развиваться не по сценарию? Посмотрим.

 Вот ещё один участник бунта пятидесятилетних привлёк внимание. О возрасте дам говорить не принято, но блондинка за углом вне времени. Такой же заразительный смех и улыбка открытая. И борется против сложившейся системы. Которая коснулась лично её. И других в Малом Козихинском. Так выходит, что кто-то идет от частного к общему, понимая, что так дальше нельзя. Что тебя постоянно втаптывают в грязь, унижают морально и физически.  Другие, выстояв на всех виражах истории. Подавая пример другим. Есть, правда и третьи. Те, кто пьют пиво с правителями и успокаивают, что всё хорошо. Хоть и поезд в огне.


                ...ИЛИ КЛИМАКС ПРАВЯЩЕЙ?

 Не нравится мне слово "правящая". То ли Толстого Алексея Николаевича начитался, то ли другого-Константиновича, но ассоциирует стойко с правежом. Иначе-взыскиванием. И ощущение такое, что и многие чиновники, особенно оказавшись на поверку главарями всяких ОПГ так и трактуют это слово. Взыскивают и взыскивают, правят и правят. Распилами, откатами, тем, что освоили, влившись в систему отношений. Да ещё умудряясь покрикивать, не раскачивайте лодку, пилить нам мешаете.

 Кстати, нашёл в Википедии ещё одно значение правежа. Не откажу себе в удовольствии ознакомить читателя с ним.

 "По Флетчеру, Олеарию и др., правёж производился обыкновенно в Москве (впрочем, его могли производить также и воеводы по городам) перед длинным зданием приказов, в Кремле; должники становились в ряд и разделялись на партии между несколькими «недельщиками»; каждый недельщик батогом ударял всякого должника своей партии три раза по икрам; прошедши ряд он возвращался и повторял ту же процедуру на обратном пути. Так продолжалось до тех пор, пока не выезжал из приказа судья.

Тяжесть этого битья была не одинакова для всех должников; злостный банкрот мог дать недельщику взятку, за что ему дозволялось обвёртывать ноги кожей или жестью, но необходимо было все таки кричать при ударе, ввиду наблюдения судьи за битьём. Напротив, богатый истец давал недельщику от себя взятку, и тогда нередко с правежа увозили должников на телегах, изувеченными и даже без движения. Перед правежом составлялась правёжная выпись, то есть приговор суда о взыскании. Сверх того с обвинённого брали поручную запись в том, что «ему ставиться к правежу в первом часу дня ежедневно», то есть к приходу в приказ начальника, судьи; наконец, само взыскание означалось в судном списке."

 А разве сейчас не правят? Журналистов, сказавших не так, предпринимателей, осмелившихся поступить не по правилам общей игры. Или проносящих выбитые долги мимо общака.

 И вдруг в системе обнаружился застой. Даже стагнация, не побоюсь этого слова. Это покруче сообщения о почти полном износе коммунальных сетей накануне зимы. Интересная историческая деталь. Если раньше о подобных явлениях говорили у нас следующие правители, то сейчас действующие. Бедные пятидесятилетние. Недавно разменяли свой полтинник, ещё полны сил и энергии, а два застоя уже пережили. Так и спиться можно, от череды разоблачений и саморазоблачений. И не окажется ли после всего этого карнавала главный король совсем голым?  А может, не глазеть на него в общей толпе? А поступать как Гражданин. Мол, ребята, у вас свои дела, но я в них больше не участвую. Даже в качестве электората.

  Завтра, тридцатого ноября Президент обратится с очередным Посланием к Федеральному Собранию. Потом все дружно заговорят, будут живо обсуждать. А как иначе? Таковы правила. А гражданская позиция? Особенно пятидесятилетних.