15 лет спустя

Маргарита Школьниксон-Смишко
Предыстория

Мой непосредственный начальник-самодур довёл меня до нервного срыва. Участковый (здесь он называется домашний) врач направила меня на курорт восстановить силы.
Привожу здесь отрывки из писем мужу.

18.10. 1986

Ну вот, я и на месте. Хорошо добралась : от Бинца на такси. Поселилась в хорошем (на первый взгляд) доме, называется он Waldfrieden (лесной покой). Комната на двух человек, живу с женщиной моего возраста из Зуля. Уже была у моря. Лебедей по-прежнему много, жаль нет со мной фотоаппарата. Видела одного "моржа", лет пятидесяти. Море было красивое : сине-голубое. Погода, как и предсказывал прогноз, солнечная и безветреная (на сколько это возможно у моря), но мне в плаще и пуловере под ним не было жарко. А этот дяденька купался.
Ужинать пошла в 17 часов, но с завтрешнего дня буду есть во-вторую смену, т.е. завтрак в 8.30 , а ужин - в 18 часов. Люди за ужином были в основном пожилые, только одного Strubel Peter(a) усмотрела.
Здесь заранее распределили, кто с кем будет за одним столом сидеть. Завтра окончательно выяснится, с кем буду 3 недели пережёвывать обильную пищу. Нас взвесили - это единственный входной параметр, который фиксируют. По привесу будут определять Kurerfolg.               


Утро   19.010 1986

Ну вот, прошла первая ночь, первый завтрак и Begruesung (приветствие).
Хотя сегодня облачно, погода для прогулки неплохая. По-программе ничего не намечено, пойдём с соседкой на прогулку. Кажется, она - милая женщина. Мы вчера вечером перед сном болтали. По-профессии она - диетолог. С нами за столом сидит симпатичная учительница из Тюрингии. За завтраком она рассказывала, как сюда добиралась. Я от смеха, как обычно, даже заплакала.
Несколько слов для Саши.
Сашенька! Когда я была в Берлине, всё-таки видела затмение, а берлинцы - нет. Мы ехали в электричке (S-Bahn), я смотрела в окно. Луна становилась всё тоньше и тоньше. А люди в вагоне читали или устало думали о чём-то.
Целую и обнимаю вас всех.             Ваша Рита

20.10.1986

Сегодня опять спала до 4.30, не знаю почему. Утром сходила к мед. сестре и получила 2 таблетки на пробу от раннего пробуждения. Теперь боюсь, как-бы мне завтра экскурсию в Заснитц не проспать. Соседка по комнате спит до 8 часов и она на эту экскурсию не собирается.
Проявляются первые неудобства нашей комнаты: под нами - топка, над нами - труба, дым из которой часто заполняет комнату. Здесь сильно топят, жалею,что не взяла блузок с короткими руковами. По-телефону хотела тебя. Берндтик, попросить их выслать, да забыла. Бестолково потратила время на новости о котёнке. К тому же слышимость была не из лучших. Я так перед этим волновалась, потому что дозвониться до справочной, чтобы узнать Vorwahl было нелегко, почта почему-то была закрыта, и перед телефонной будкой скопилось много народу.
Вот так, пока ещё меня легко вывести из равновесия.
                Твоя Рита.

23.10.86

Дорогой мой Берндт!

Конфликт, о котором я тебе рассказывала по-телефону, улажен. Хочу написать о другом.
Всё это враки на счёт разврата, как его Леманн описывал. Здесь образовалось 3 пары, а остальные держатся приятелей по-столу или по-комнате, т.е. женщины ходят с женщинами, мужчины - с мужчинами. Конечно, и те и другие посматривают на противоположный пол, но ждут первого шага с другой стороны. Один маленький  и худенький типчик старается передо мной маячить, но он такой "штепсик". Я надеялась, что после первого вечера, на который мне билета не досталось, он найдёт себе подружку, но, очевидно, он тожетуда не попал. Может быть виновато оставленное мною дома обручальное кольцо?
С женщинами мне повезло. С этой Ритой - учительницей не соскучишься: всегда на прогулке может что-нибудь смешное вспомнить. Конечно, с мужчиной она бы с большим удовольствием гуляла, но пока она с нами.
Берндт, мне трудно звонить тебе на работу. После обеда у нас тихий час и ходят, проверяют. Потом сразу же прогулка до 15 часов. После неё у единственной телефонной будки собирается толпа. Кроме того обещали, что прогулки с каждым днём будут продолжительнее. Не понимаю, почему почта закрыта, но это печальный факт.
P.S. Берндтик, лапочка, передай открытку нашим секретаршам. Одна из них перед моим отъездом пожелала мне всего хорошего.
Саше большущий привет.
Вы все котлеты съели?

26.10. 86

Здравствуй, мой дорогой!
Вчера, наконец, получила много всего из Миттвейды. Большое спасибо!
С Ленинградом пока ничего не получается. Моя учительница пишет, что принять нас не может. Она теперь имеет право только на одну комнату. Остальным распоряжается невестка. Конечно, можно её ещё раз попросить прислать тебе приглашение, а ночевать будем вдругом месте. Только где? Я подумаю, время у меня здесь есть.
вчера у нас была чудесная погода. До обеда я одна гуляла у моря и опять кормила лебедей (Соседка по-комнате пошла в парикмахерскую.) из рук. Один лебедь меня немного цапнул, тогда я стала их кормить в перчатках. Потом нашла пустой Strandkorb, забралась в него. Сидела, нежилась, загорала. Было так хорошо! Не хотелось на обед идти. После обеда мыгуляли втроём с моей соседкой Кристиной и Ритой.
После ужина пошли в другой пансионат, где была культ. программа: трое из Ростока пели и рассказывали анегдоты. Билеты на этот концертик нам помог достать молоденький чёрннький типчик из этого пансионата. Рита сказала, что он на меня глаз положил, и что он Кurunreif. Но сидели мы за столом не с ним, а со старыми дамами.
Сегодня опять будет день полностью на нашей инициативе. Завтра в 10 часов нужно будет бегать. Не хочется! После обеда пойдём в кино:"Gesundes Lebensstiel" ; pflichtveranstaltung.
Танцевать нет никакой возможности, т.е. будет ещё прощальный вечер, на который мне, наверное, опять не достанется билета, да и желания потанцевать становится всё меньше.
Соседкой по-комнате я довольна: она - домоседка, поэтому могу гулять одна. У неё от ходьбы ноги всё время болят. А мне хочется гулять с утра до вечера (только в лес я побаиваюсь одна идти), пока погода хорошая. Из-за этого я не устаю, просыпаюсь в 5 часов и пишу письма, открытки. Вот и сейчас так рано. Напишу тебе письмо и почитаю книгу.
В понедельник схожу к мед.сестре, может. она даст мне термин к врачу из-заболей в желудке. Кроме того она даёт разрешение на купание. Я поторогала воду в море и она не показалась мне холодной, поэтому может буду "закаляться".
Берндтик, надеюсь, моё письмо тебя успоеоило. Между строк ты понял, что ятебе верна и не ищу кого-нибудь.
                Обнимаю и целую  Твоя жёнушка


Утро 30.10.1986

Дорогой Берндтик!
Вчера получила твоё письмо. Ты неверно читал в моём письме между строк. Никого определённого я не хотела себе подыскать. Просто хотела потанцевать, себя показать, ведь я хорошо танцую. Хотела иметь успех у многих.(Вот какая я жадная.) Вчера мне это удалось и сегодня вечером собираюсь повторить. Танцевала я только с четырьмя, но улыбались мне многие.
Днём хочу побыть одна. Кристина - неназойлива и тактична, а учительница - её противоположность: она постоянно болтает. Устала я от неё.
Одной у моря так хорошо. На этой открытке (верхняя иллюстрация) мне небо нравится. Думаю, фотографировали летом. Но и сейчас закаты здесь бывают чудесными. Листья со многих деревьев уже слетели. Чёрные силуэты деревьев на красном фоне очень красивы.
                Целую тебя. Твоя ненаглядная

31-10-1986

Дорогой мой!
Вчера от тебя опять не было письма, а ведь я тебе уже столько весточек отправила. Сегодня напишу, как было вчера вечером. Но только сначала, пока не забыла, хочу чтобы ты знал, что мне не понравился наш последний телефонный разговор. Когда я сказала, что боялась, что нам вообще из-за неиспраности телефона не удастся поговорить, ты в ответ засмеялся и сказал:" Тогда бы тебе пришлось обойтись моим письмом." Позже ты сказал, что у тебя мол нет времени мне изменять.
Я хотела, чтобы ты приехал на выходные дни. Из Дрездена поезд отходит где-то около 6 утра. Ты мог бы в Дрездене переночевать в пятницу и в субботу был бы у меня. Тошда здешние мужчины увидели бы, какой у меня симпатичный муж, а мои подружки вечером на танцах узнали бы, какой ты - интересный. Ты мог бы здесь остаться до понедельника или дольше. Думаю,с ночлегом бы всё устроилось. Я побывала у мед. сестры, рассказала ей, что из-за топника, который в 4 часа начинает шуровать углём, плохо сплю. И мне дали другую комнату! Теперь я сплю одна в 4-ёх местном номере. Комната хорошая. Была я и у врача, рассказала о своих проблемах со сном, и что у меня сердце начало болеть. Врач выписал 3 сорта лекарств для сердца и сна, но сегодня опять проснулась в 5 часов.
Теперь о вчерашних танцах. Танцевала с двумя (два другие отсеялись). Первым партёром был бабник, но очень хорошо танцующий. Он мне в первый вечер предлагал на его машине куда-нибудь поехать. Но я сказала, что предпочитаю пешие прогулки. Он - стар (лет 55 и неинтеллигентен. Второй - молодой и симпатичный, но танцует примитивно. Оба мои кавалера спросили, что я делала днём. Сказала, что гуляла на пляже одна. Оба охнули и предложили свои услуги. Бабнику я сказала,что сегодня собираюсь в Путбус, а "малыщу", что после тихого часа при хорошей погоде мы можем вместе погулять. Хочу его немного поучить танцевать для будущих танцев. Правда, он - интроверт, поэтому будет труднее, чем было с Томасом Фрике. Но может хоть чуточку удастся научить. Я его предупредила, что гулять пойду только при хорошей погоде. При плохой буду читать.Бабнику я назначила свидание после ужина, но не пойду. Хочу ему отомстить за его самоуверенность в своей неотразимости и вообще на радость его жене, хотя она об этом и не узнает.
Ах, Берндт, если бы ты решил приехать ко мне на выходные, не стала бы ни с кем связываться. Но ты считал, что нам лучше потерпеть.
Сегодня дождь льёт как из ведра, так что свидание с черноглазым малышом не состоится.
Знаешь, Берндт, бог - на твоей стороне. Это он послал дождь. Пока я вела праведный образ жизни, стояла чудесная погода. Случались коротковременные дожди, а сегодня, видно, будет затяжной.
Я всё ещё читаю книгу, которую мне дала Наталья. Повесть у автора не получилась, а рассказы есть удачные.
Не сердись на меня.           Твоя жена