Это был жаркий летний день, полвека тому назад, когда я в первый раз услышал историю про случай на Советско-Польской границе. Вообще, история эта была не очень страшная. Можно сказать, глупая история, но день, когда, я её услышал, был ужасен.
В этот день были похороны. Я увидел человека в гробу и осознал, что он мёртвый. Вот в первый раз понял, что такое смерть. Покойник был молод и погиб трагично. Он был студентом, ехал в трамвае из читального зала. На перекрёстке трамвай столкнулся с грузовиком. Никто в трамвае не пострадал, кроме бедного студента. Осколок разбившегося стекла перерезал несчастному горло, и он умер.
Вечером того же дня две мои соседки по лестничной клетке рассказали мне некую историю. Лариска и Иришка были старше меня года на четыре. Я был мелкий шкет, лет пяти.
Краткое содержание истории про Случай на Советско-Польской границе.
На границе между Польшей и СССР наши пограничники поймали шпиона.
Стали обыскивать и нашли шпионские принадлежности:
пистолет, рацию, шифроблокноты, нож швейцарский военный, фонарик. Кроме того, у шпиона был бумажник, в котором было 10 000 рублей и фотография повёрнутая задом на перёд..
Пограничник начал доставать фотографию, а шпион как закричит: "Не смотрите на фото, я Вас умоляю"
Пограничник не поверил шпиону, посмотрел на фото, волосы у него встали дыбом, и он умер от страха. Я тут же живо представил лицо покойника в гробу. Мамочки. Фото упало на пол естественно вверх оборотной стороной.
История с фото была длинной. Шпион умолял пограничников не смотреть на изображение и сжечь фото. Короче, вся застава вымерла от страха.
Девчонки, которые мне рассказывали про фотографию, были очень креативные создания, и страшилка из разговорного жанра плавно перешла в мистерию. Выяснилось, что их дедушка был следователем и участвовал в расследовании данного уголовного дела. Он, якобы, нашёл эту фотографию и спрятал. При этом он никогда её не переворачивал и даже пометил знаком "череп и кости".
- «Вот она!» Торжественно заявила Лариска.
Достала фотографию и положила на стол.
Действительно, на оборотной стороне был нарисован химическим карандашом череп и кости.
-« Будешь смотреть?» спрашивает Лариска.
Я молчу.
Тут девчонкам срочно потребовалось попить и поесть. И они выскользнули из комнаты, оставив меня один на один с фотографией.
Страшилка рождается в предельно простой, аскетической атмосфере. Вот кусочек картона с черепом и костями. Вот детский ум ещё ни в чем не твердый. И очень хочется перевернуть, увидеть то ужасное, убившее целую заставу пограничников. Как только я протянул потную дрожащую руку к фотографии, девчонки за дверью завопили дикими голосами: «Не переворачивай!!! Ты чё, дурак!!.»
Я заплакал от отчаяния.
Кое-как они меня успокоили и в качестве бонуса показали художественную открытку (см. илл.)
Представляете открыточка. Абалдеть..
Можно по почте послать и поздравить с Новым Годом: "Желаем здоровья, счастья, и успехов в личной жизни"
После этого действа я понял, что значит бояться собственной тени.
И в этом великая сила страшилок. Не просто устный рассказ или фильм, а, именно, мистерия со всеми атрибутами.
Страх, как бес живёт в мелочах.
Голливудская продукция про вампиров и зомби смешна и скучна своим однообразием и технологичностью. Та же советская любовь среди мартеновских печей, только вид сбоку.