Сокровища Эрмитажа

Татьяна Шмидт
Путешествуя по Петербургу, могла ли я, с детства влюбленная в живопись,  не побывать в одном из крупнейших музеев мира – Эрмитаже?  Конечно, нет.  Столько лет я мечтала об этом!  Ведь Эрмитаж хранит величайшие шедевры мирового искусства, созданные крупнейшими живописцами Западной Европы со времен Раннего Возрождения  и до наших дней.

 Я отправилась туда с утра. И вот я на Дворцовой набережной и,  наконец, вот они эти величественные,  примыкающие друг к другу здания, построенные великими зодчими.  Подхожу поближе  к знаменитому музею, сюда же подъезжают автобусы с иностранцами.

Я любуюсь неповторимым  по красоте узором фасадов, работы Растрелли,  в кассе беру билет, раздеваюсь в гардеробе и с  трепетом душевным иду в галереи Эрмитажа. Мне хочется посмотреть работы великих мастеров Древнего мира и  шедевры живописи импрессионизма – словом то, что я особенно люблю.

 Я понимаю, что осмотреть все галереи Эрмитажа мне не удастся за один день -  длина галерей этого  музея   внесена в книгу рекордов Гиннеса – чтобы осмотреть более трёх  миллионов  экспонатов,  мне потребовалось бы много лет.  Поэтому я выбираю главное.

И, по-моему, вкусы иностранцев  и мои, кажется, совпадают – экскурсоводы ведут  их именно туда, куда направляюсь я. Кстати, гиды великолепно  владеют английским и немецким языками, из чего я делаю вывод: иностранцы  -  англичане и немцы. Это в основном пожилые люди, путешествующие по миру. Громкая речь гидов мешает мне созерцать сокровища Эрмитажа,  и я  удаляюсь вперед.

С восхищением  рассматриваю скульптуры итальянца Антонио Канова – сына бедняка- каменотеса, родившегося в 1757 году недалеко от Венеции и рано ставшего сиротой. Я думаю: « Как удалось ему достичь таких вершин и стать великим скульптором неоклассицизма? Его мраморные « Три Грации» полны изящества и совершенны. А юная дочь Зевса  « Геба»?  Это же чудо красоты»!  Я долго не могу оторвать от них взгляд, но времени мало, и я иду дальше.

 А там меня встречают  работы великого голландского художника Рембрандта « Флора» и « Даная» - это свою любимую  жену Саскию  изобразил он на этих полотнах.  Он родился 15 июля 1606 года в городе  Лейден   в семье мельника. В 21 год открывает собственную мастерскую.
За несколько лет молодой  художник завоевывает известность, а   в 1634 году женится на Саскии  - дочери бургомистра.   Это самые счастливые годы в жизни Рембрандта.  Она была его любимой натурщицей  и умерла через восемь лет после свадьбы.  Второй женой великого художника  становится Хендрике, но   у Мастера появляются завистники и враги, которые разоряют Рембрандта.
 

В 1656 году он  вынужден продать дом и имущество за долги. Так к 50-ти годам художник  становится бедняком.  Даже все написанные полотна уходят к кредиторам.  Удары судьбы сыплются на голову художника  один за другим:  в 1663 году умирает  Хендрике,   а  в 1668 году и сын Титус. Из   близких   у  Рембрандта останется только дочь Корнелия.  Но ничто не может отвлечь его от работы.  Полотна  Рембрандта  поражают  своим  совершенством.  Последней работой гения станет шедевр « Возвращение блудного сына», созданный по одной из  великих  библейских притчей. 

Умрет великий Мастер в одиночестве и   нищете 4 октября 1669 года в Амстердаме. Похоронен  Рембрандт  в могиле для бедняков  без всякой надписи,    и  теперь точное место захоронения его неизвестно.   Все его имущество после смерти  состояло из  трех курток, десяти колпаков и кистей… Творческое  же  наследие Рембрандта огромно: 1000 рисунков, 250 картин, 200 гравюр, и  работы его будут жить в веках.
 
 Теперь  в Голландии день рождения Рембрандта принято отмечать, как  национальный праздник. А символическая могила находится в Амстердаме в Соборе  Вестеркерк.


 А я стою перед его « Данаей» с замиранием сердца – ведь эту картину  15 июня  85 года  во время экскурсии облил серной кислотой и порезал ножом злоумышленник,  житель Литвы  Бронюс  Майгис, и если бы охрана не повалили его на пол, могло быть гораздо хуже – к ногам  террориста была привязана взрывчатка.  Впоследствии злоумышленника признали сумасшедшим, хотя он говорил, что сделал это из политических мотивов.  Целых 12 лет  полотно находилось на реставрации.
Умелые руки мастеров  сделали почти  невозможное.   И теперь мы снова можем любоваться этим шедевром.


Сюжет картины Рембрандт взял из  древнегреческих мифов. Отцу Данаи предсказали, что он умрет от руки внука, и отец  заточил дочь в одиночестве. Но к Данае приходит Зевс  - на картине это мощный поток света   -  ведь  великий Рембрандт был мастером светотени.  Свет  на картине означает приход любви.  А старая служанка услужливо открывает тяжелую зеленую занавесь. Даная же и рада любви и в то же время, боясь гнева отца, закрывает свое обнаженное тело руками.  Но предсказанию суждено сбыться:  по мифу Даная рождает от Зевса Персея,  и тот случайно убивает своего деда.


* * * * *


А вот  картина итальянского художника Якопо Тинторетто  « Рождение  Иоанна  Крестителя», его учителем  художника  был сам Тициан, соперничать с  Тинторетто  мог  лишь его гениальный друг – Паоло Веронезе. Тинторетто родился в Венеции,  отец его был простым красильщиком тканей,  может, от него он впитал такие световые эффекты. Художник неустанно работал до самой смерти. Последней его картиной стала «Тайная вечеря». Это эпоха итальянского Ренессанса.

Долго я стою перед полотном  « Сон юного Вакха» великого неаполитанца Луки Джордано 1632 года рождения.
 Потом рассматриваю тоже знаменитую большую картину « Муций Сцевола в лагере Порсенны» Джованни Батиста Тьеполо 1696 года рождения. Думаю: « Кто же такой Муций Сцевола?» Припоминаю, что когда-то читала, что это был  римский консул,  и кода Рим был окружен, оказавшись в руках палачей, Муций Сцевола сам  сжег себе руку…

Дальше я осматриваю изумительные по красоте лоджии Рафаэля  - одного из самых гениальных художников и архитекторов,  живущих   когда - либо на Земле. Он родился в центральной Италии,  в небольшом городке Урбино. В 11 лет он остался круглым сиротой. Очень рано у мальчика проявился талант художника, но как он стал знаменитым  для нас остается загадкой.  Видимо, учился он во Флоренции у Микеланджело и Леонардо да Винчи.  Работы  Рафаэля совершенны, достаточно вспомнить бесценную  «Сикстинскую мадонну», которая находится в картинной галерее Дрездена.  А вообще образов мадонн он написал много, и все они изумительны по  совершенству и гармонии.

 А лоджии Рафаэля в Эрмитаже – копия знаменитой галереи,  сооруженной в начале 16 века в Ватикане во дворце Папы Римского – это целый ансамбль, в котором соединяется живопись, архитектура и скульптура. И как эти лоджии украшают интерьер Эрмитажа!

 Я переходила из зала в зал, оглушенная этой красотой,  и мне хотелось впитать её  в себя.

Иду далее и вижу  картину « Юноша с лютней»  1595 года – это одна из самых знаменитых  работ Караваджо - великого представителя художественного стиля барокко- тоже  мастера светотени. Короткую жизнь прожил художник   всего 39 лет, но многого достиг, хотя половину жизни писал, а вторую половину провел в бегах и тюрьме, участвуя часто в кровавых дуэлях.
 Иностранцы столпились перед картиной, оживленно переговариваясь  между собой,  долго смотрят,  потом идут дальше.

И вдруг,  все останавливаются перед картиной  всемирно известного венецианского художника  Паоло Веронезе « Оплакивание Христа»,  и в галерее становится тихо. Хотя лаконична и проста её композиция: всего три фигуры – мёртвый Христос, над ним склонились богоматерь и ангел. Мягкие переливы света, изображенные рукой великого Мастера…  Картина приобретена для Эрмитажа  еще в 1772 году!

 Да,  задумка императрицы Екатерины  оказалась хороша, хотя поначалу она созерцала эти прекрасные произведения  одна или в обществе избранных друзей, а сейчас как хорошо, что здесь  может побывать любой желающий!
 Еще одна картина Паоло  Веронезе « Обручение святой Екатерины». Я долго любуюсь ею.

 А  из  окон Эрмитажа  видна набережная Невы,  вода  её  свинцово-серого цвета, по Дворцовой набережной проходят люди,  но   здесь не замечаешь времени  и забываешь обо всём.

* * * * *


И, наконец, с восторгом и восхищением останавливаюсь перед картиной  «Кающаяся Мария Магдалина»  так любимого мною Тициана. Взоры иностранцев тоже устремлены   сюда. Все замирают перед этим шедевром гения. Картина написана Тицианом в 1565 году.

Картина еще при жизни художника имела такой успех, что он делал шесть ее копий, но самой лучшей считается именно эта. Магдалина  так  искренне  раскаивается в своём грехе, так целомудренна,  так прекрасна, прикрытая легкой полупрозрачной одеждой и полосатой накидкой.  Рассыпанными по плечам волосами она прикрывает грудь, а взгляд её прекрасных глаз устремлен в небо,  он полон раскаяния, и глаза её красны от слез… Перед  ней раскрытое писание, как символ чистой христианской веры.

 Да, действительно, Тициан  один из титанов итальянского Возрождения, величайший художник всех времен и народов! Жаль, что одна из самых известных картин  художника   «Венера с зеркалом» в 1931 году была продана по распоряжению правительства. Но это было очень трудное голодное время, когда страна только успела создать колхозы, в которых почти не было   техники. Притом только –  только разворачивала темпы индустриализация, своего машиностроения почти не было. Поэтому понятно, почему Советское правительство пошло на такие меры.



* * * * *

В  раздумьях я перехожу из зала в зал, отыскивая полотна великих французских импрессионистов. И первой из них  нахожу картину  Анри  Матисса  « Балерина», созданную в 1927 году.
А вот  и  две  знаменитые работы Поля  Гогена « Предвечерний час»,  1892 г и « Две сестры». Поль Гоген  -  один из отцов новейшего искусства, крупнейший представитель постимпрессионизма, он гениально упростил цвет и линию рисунка. Родился во Франции  в 1848 году. С 1868 года  Гоген профессиональный художник, но работы его не находили спроса, он влачил нищенское существование.

Некоторое время Гоген жил в захолустной  бретонской деревне  Понт  Авен. Там он изобрел новую манеру письма – художник  схематически изображал на холсте контуры предметов, а затем делил их на небольшие цветные участки, как в витраже, причем,  использовал яркие цвета, далекие  от  естественных,  природных. Так в своей потом  всемирно известной картине « Таитянские пасторали» трава красная.


В 1891 году он совершил поездку в Океанию. Это путешествие определило в дальнейшем его судьбу. Оставив жену и детей, Гоген  уехал на Таити.  Там он женился на дочери местного вождя,   и все последние годы своей жизни Гоген почти безвыездно провел на островах Тихого океана: Таити и Маркизских. Там он создал свои лучшие произведения  и  нашел прибежище от угнетавшей его буржуазной цивилизации. Местные аборигены представлялись художнику прекрасными  людьми, живущими  в гармонии с природой, и Гоген воспевал в своих картинах их « тихоокеанский рай» и миловидных  обнаженных и полуобнаженных  женщин – детей природы.



* * * * *


А вот,  наконец, и картины  великого голландца Винсента Ван Гога,  художника, который испытал тяжелейшие жизненные трудности.  Он не был учеником Гогена, но  использовал в своих работах  отдельные элементы его техники:   упрощал контуры предметов, на его картинах можно видеть много ярких широких пятен.  Винсент  Ван  Гог  был сыном пастора, родился он 30 марта 1853 года  в деревне Грот Зюндер.

В 23 года решил стать проповедником, но вскоре отказался от этой миссии,   увидев страдания бедного народа. Сам он вел тоже полуголодное существование. Молодой художник  стал писать немного странные свои картины,   но одержимый творчеством,    Ван  Гог не зарабатывает ни цента,  живя  впроголодь на средства младшего брата Тео. 

Главные герои его первых полотен – крестьяне « Едоки картофеля» 1885 года.
Свою любовь и восхищение родной природой он выразил  во многих полотнах, таких как эти,  что находятся здесь в Эрмитаже « Пейзаж с домом и пахарем», 1889г. « Белый дом ночью» 1890г. « Утро. Отправление на работу». И других всемирно известных, как  «Подсолнухи», « После дождя», « Дорога в Оверни», « Ветка миндаля».

Тяжелейшие жизненные испытания привели  Ван  Гога к психическому расстройству,  когда он  находился   в приступе одиночества в разлуке с единственным другом  и ранней смерти  в 1903 году. Он был ярким примером «проклятого художника». 

Зато сейчас его картины находятся в лучших музеях мира и стоят баснословные деньги. Судьба была так несправедлива к великому художнику.


Я отправляюсь дальше и нахожу великолепные картины « Купальщики» и   « Бассейн»  Поля Сезанна, тоже представителя постимпрессионизма. Он родился в  Провансе  на юге Франции в 1839 году в семье финансиста, а  в 1861 году он отправился покорять Париж и провалился на вступительных экзаменах  в Школу изящных искусств,  так и не получив специального   художественного  образования.  Великий самоучка,  в юности он копировал картины старых мастеров Лувре, таких как Веронезе, Тинторетто, Караваджо. Позже стал писать сам.

 В его картинах величие и праздник природы. Позднее он сказал: « Художник должен полностью посвящать себя изучению природы…» В Париже он познакомился с великим  романистом Эмилем Золя, а  через него вскоре с Камилем   Писарро, Эдуардом Мане, Огюстом Ренуаром и Клодом Моне, Альфредом   Сислеем и Эдгаром Дега. Всего их было семь великих художников – импрессионистов.
 Поль Сезанн сближается с ними и обогащает свое творчество новыми приемами. Слава приходит к нему лишь в конце жизни,  и к  великому самородку начинается паломничество художников.
Умер Поль Сезанн в 1906 году и похоронен  в  родном   Провансе. Он подарил миру  свою живопись, удивительно тонкую по колориту и своей завершенности.


* * * * *


А  после Сезанна  подхожу к картине Жоржа Сёра, одного из основателей постимпрессионизма. Он родился в Париже в зажиточной семье министерского чиновника. Повзрослев,  он заинтересовался искусством, обучался в местной школе живописи, а в 1878 году Сёра приняли в  знаменитую Школу изящных искусств.  Посетив четвертую выставку импрессионистов, Жорж был поражен полотнами Клода Моне и Дега. Это подтолкнуло его к поискам самостоятельных путей в искусстве. Его стиль не спутаешь ни с  каким.

  Художник наносил на холст мелкие точки чистого цвета, следя за тем, чтобы краски не смешивались друг с другом. Он довел эту технику до совершенства. Глаз зрителя смешивает эти точки и превращает в живую оптическую гамму.  Когда Сёра выставлял свои картины, их плотным кольцом окружали сотни посетителей.

 Вот и я стою перед его картиной « Форт  Сансон,  Гранкан»  и не могу оторваться.  Это чудесный приморский пейзаж побережья Нормандии, куда Сёра каждый год приезжал «освежить глаз после долгих дней, проведенных в студии» - как он говорил друзьям.


Продолжаю рассматривать полотна  своих любимых импрессионистов. Вот картины Камиля Писарро  - французского художник,   хотя он родился в 1831 году на острове Сан-Томас в Карибском море в семье торговца скобяными товарами. Отец видел в нем своего преемника, но сын становится художником.

Разочаровавшись в академическом силе, он сближается с импрессионистами, которые произвели революцию  в живописи,  запечатлев на своих полотнах свет и движение. Я смотрю на его полотно « Городской парк в Понтуазе» 1873 года. Парк, изображенный здесь весь залит Светом. Пейзаж прекрасен. Художник до 1884 года жил в  Понтуазе,  это был  друг Поля Сезанна, они часто работали вместе. А как радует глаз его   красочная «Ярмарка в Дьеппо»  - тоже знаменитая работа.


* * * * *




Но  вот, наконец, и сам  патриарх французской живописи Клод Моне, всемирно известный, прошедший путь от бедности до богатства и славы,  автор многих знаменитых работ,  в том числе:  « Маки,  под Аржантеем»,  Руанский Собор в ярком солнечном свете» и других.
  Его картины породили импрессионизм, а сам он признан величайшим и наиболее типичным представителем этого направления. Он родился в 1840 году в Париже в семье   простого  бакалейщика,   а  умирает  в  Живерни богатым   и знаменитым. Картины его, как  живительный глоток  воды в знойный день  -   настолько они наполнены светом и цветом.

Вот его « Женщина сидящая в саду» - тоже вся залита солнцем, и создает такое мажорное настроение!  А это « Сена в Аньере», как  Моне   любил эту реку!  Аньер  - это рабочий пригород Парижа, где любили бывать художники.  В Аньере были написаны лучшие картины Ван Гога,  Сёра,  Ренуара  и других  любителей пленэра.

Интересна история картины « Сена в Аньере» 1873 г.  - она перемещена в Эрмитаж после  Второй мировой войны из собрания  Отто  Кребса. На этой картине  художник  мастерски изобразил  осень  в Аньере:  небо и воду, деревья – и все это наполнено светом.

Вот  другая картина  великого импрессиониста  -  « Большая набережная в Гавре» 1872 года,   перемещенная в 1931 году из частного собрания С. И. Щукина в Эрмитаж.  В картине много света,  воздуха,  живой блеск воды.

 Еще в юности художник  бывал в этом городе и писал на пленэре. Он умел запечатлеть ускользающий момент первого впечатления, поэтому картины его обладают уникальной свежестью, которых нельзя достичь, работая в мастерской.


* * * * *


Я иду по переходам галереи, перехожу из зала в зал, а вокруг такие чудесные, изысканные интерьеры: инкрустированные столики, гобелены. Всё поражает меня  в Эрмитаже. Но вот работы знаменитого Огюста Ренуара: «В саду»,  «Причесывающаяся женщина»,  « Яблоки и цветы»

. Пьер – Огюст Ренуар  родился в 1845 году на юге центральной Франции в Лиможе, в семье небогатого портного он стал шестым ребенком. Страсть к рисованию у мальчика появилась с  раннего  детства.
 В его живописи  столько  поэзии  цвета! Он стал одним из основоположников импрессионизма. В отличие от других импрессионистов, он больше изображал пленительное женское тело.
 
Вместе с Клодом Моне он  совершил несколько путешествий по Сене и регулярно выезжал на пленэр в окрестности Буживаля,   где тогда жил наш знаменитый Иван Сергеевич Тургенев. Там же,  в окрестностях Буживаля,  находилось  излюбленное место отдыха парижан « Лягушатник», который и изобразил художник на одной из своих картин.

Я любуюсь его осенним натюрмортом « Яблоки и цветы», написанным в теплых, лучистых тонах. Кажется, в сочных  яблоках  поселилось солнце, а  пышные пионы, розы и жасмин будто источают тонкий аромат. 

В картине « Причесывающаяся женщина»  Ренуара ощущаешь сиюминутность происходящего. Вот сейчас  эта прелестная, молодая,   полуобнаженная  женщина, заколет последнюю шпильку в свои прекрасные волосы, скинет белую, легкую сорочку с одного плеча, встанет, оденется и выйдет к утренней чашечке кофе, свежая, как цветок…


* * * * *


Свой осмотр картин великих импрессионистов заканчиваю  Гюставом  Курбе. Этот выдающийся французский художник был одним из предшественников импрессионизма. Бунтарь, он всю жизнь боролся. Боролся за новый язык в искусстве, боролся против несправедливости буржуазного мира. Он родился 10 июня 1819 года в небольшом городке Орнане. Его отец владел фермой и виноградниками. В 1839 году юноша отправился в Париж, где старательно осваивал азы художнического ремесла и посещал музеи. Жизнь Курбе в Париже была нелегкой.  В 1847 году перед самой революцией  48-го года  он женится на своей  натурщице  Виржинии, которая в этом же году подарит ему сына.  Они проживут восемь лет и расстанутся.
 Картины Курбе не покупают, они вызывают неудовольствие у правительства, их  не принимают в Салоне на выставки. А его шедевр «Похороны в Орнане» подвергается настоящей травле со стороны критиков.

Художник всегда симпатизировал простому люду. Он принял активное участие в Парижской Коммуне. В мае 1871 года, когда революция была утоплена в крови, Курбе арестовали, за то,  что он приложил руку к уничтожению Вандомской колонны. После освобождения Курбе снова взялся за кисть, но расследование возобновилось,  и художник бежал из Франции в Швейцарию.

Судебное разбирательство тянулось долго – вплоть до 1877 года.  Художнику предъявили штраф в 323 тысячи франков, все его  картины были проданы с молотка. Этого перенести художник не смог:  здоровье его стало стремительно ухудшаться,   и он скончался 31 декабря 1877 года.   До своего конца он остался художником и гражданином.

 Но все  же  во Франции его признали – в 1919-м году его останки перенесли на родину в Орнан.
В Эрмитаже я посмотрела его картину « Возлежащая женщина» - художник часто писал и обнаженную женскую натуру и даже откровенные ню,   как скандальное полотно  «Спящие»  на тему лесбийской  любви.
Сейчас картины Курбе находятся в различных музеях мира, не исключая Лувр.

  Я не рассказала еще об одном очень интересном художнике – импрессионисте, авторе  знаменитой картины « Завтрак на траве» - Эдуарде Мане. Но у меня уже не было сил продолжать осмотр  сокровищ  Эрмитажа. Я даже не посмотрела Великого Леонардо да Винчи. Но все объять  невозможно. Может быть, моя встреча с ним еще состоится.

Я выходила из самого большого музея  России  и одного из лучших музеев мира с чувством великой радости, что смогла увидеть своими глазами все это, о чем и рассказала  Вам, дорогие читатели. 

На Дворцовой набережной гулял свежий ветер с Невы,  по небу белыми стаями куда –то неслись облака.  Я   шла  по набережной,  не замечая прохожих, и в душе у меня  пела весна…