Парусно-весельный флот. Сражения и битвы на море

Олег Данкир
Абордаж усиако. Во время боя гребцы верхнего яруса убирали весла и выполняли те же функции, что и морские пехотинцы (liburnarii) римского флота. То есть поражали врага метательными снарядами и вступали в абордажные схватки. Византия. Ромея.

Абордаж. На греческих кораблях получили распространение разновидность тарана «дельфин», а также абордажные крючья, корвусы и гарпаги. Корвус – абордажный мостик, шарнирно закрепленный на носу судна; он был оборудован острым металлическим крюком в виде вороньего клюва. Поднятый на канате корвус опускался на палубу вражеского судна при абордаже, и по нему нападавшие устремлялись в атаку. Корвус – по латыни «ворон», назван так из-за сходства сцепного устройства с птичьим когтем. Эта конструкция в дальнейшем была использована в средневековых галерах.

Азов. Сражение 1696 г. Экспедиция. Второй Азовский поход был продолжением борьбы России за выход в Азовское и Черное моря. После неудачного первого похода летом 1695 года стало ясно, что без поддержки с моря взять турецкую крепость Азов, закрывавшую выход в Азовское море, невозможно. Поэтому после указа об организации второго похода 27 ноября 1695 года, несмотря на отсутствие верфей, кораблестроителей и моряков, началось строительство флота. Корабли строились в Воронеже, Брянске, Преображенском, Козлове, Добром, Сокольске. К началу второго похода в состав Азовского флота входили 36-пушечные корабли «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 23 галеры, 4 брандера, 1300 стругов, морских лодок и плотов. Адмиралом флота был назначен Ф. Я. Лефорт. После небольших столкновений в устье Дона турки решили послать в крепость подкрепление, но, как только русская флотилия стала сниматься с якорей для атаки, турецкие суда с десантом отошли, не приняв боя. На следующий день русские войска торжественно вступили в город Взятие Азова укрепило положение России на Азовском море, ускорило заключение с Турцией Константинопольского мирного договора (3 июля 1700 года), по которому Россия освобождалась от уплаты ежегодной дани Крымскому ханству, получала Азов с прилегающими землями и свободу плавания по Азовскому морю.

Айяса. Сражение. Лаяццо. В 1294 г. Хорошо известным примером того, что может произойти, если рангоут галер не рубили перед боем, является поражение численно превосдящего венецианского флота (68 галер) в сражении с небольшой эскадрой генуэзцев при Айясе (Лаяццо) в 1294 г. Айяс – порт на побережье Средиземного моря в Киликии (совр. Юмурталык, Турция). (Некоторые исследователи считают, что именно в этом бою попал в плен знаменитый путешественник Марко Поло.) То ли вследствие излишней самоуверенности, то ли из-за недостатка времени, но венецианцы не убрали перед боем паруса и мачты, в то время как на галерах генуэзцев все было сделано в соответствии с многовековой традицией. При сближении кораблей неожиданно подул встречный для венецианцев ветер, который развернул их галеры лагом к противнику. Венецианцы потеряли возможность использовать оружие («механическую артиллерию»), которое располагалось в носовой части галер. Кроме того, вынужденный переход из строя фронта при небольшой дистанции между флангами в колонну привел к тому, что из соприкосновения с противником вышло примерно половина кораблей эскадры венецианского адмирала Марко Баседжио. Генуэзцы получили почти двойное превосходство и одержали важнейшую для себя победу. Баседжио был убит, венецианцы потеряли 25 своих галер.

Альгеро. Сражение. В 1353 г. В морском сражении генуэзского флота против объединенных сил Венеции и Арагона при Alghero в Сардинии в 1353 году при схождении эскадр, построенных в линии фронта, порыв свежего ветра нарушил строй генуэзцев, позволив союзникам разбить их превосходящие силы «по очереди». Правда, генуэзский адмирал Паганино Дориа, одержавший до этого блистательную победу над флотом коалиции во главе с Венецией, в результате интриг был смещен и командование флотом было передано представителю семейства Гримальди – Антонио Гримальди. Новый командующий был направлен во главе эскадры из 59 галер для снятия блокады с принадлежавшего генуэзцам сардинского порта Alghero (Alguiero), которую держал флот арагонцев в составе 22 галер под командованием адмирала Бернардо де Кабрера. При приближении противника арагонцы убрали паруса и построились в плотный строй фронта. Генуэзцы, заранее уверенные в победе над незначительными силами противника, не приняли необходимых мер для надлежащей подготовки к бою, в результате чего их авангард вошел в соприкосновение с арагонцами раньше, чем подошли центр и арьегард, и был разгромлен. Та же участь постигла и центр генуэзцев. Разгром эскадры Гримальди был завершен подошедшей на помощь арагонцам эскадрой венецианцев в составе 50 галер.

Константинополь. Сражение 860 г. Экспедиция. Морской поход на Константинополь. Этот поход был ответом на грубое нарушение Византией договора о дружественных отношениях "между Русью и Грека". Поводом для похода послужили истязание русских послов и купцов в Константинополе и нападение на рыбаков и промысловиков у острова Березань и на Белобережье (Тендровская коса). Русские воины на 200 (по другим данным на 360) лодьях проникли в Босфор, высадились на берег и в течение недели (18-25.06) осаждали столицу Византии. Положение Константинополя было очень серьезное, так как русские заняли городские предместья. Императору Византии Михаилу III пришлось вступить в переговоры, в результате которого был заключен договор "мира и любви" и получен выкуп 48 тыс. гривен золотом. Так были восстановлены попранные интересы Руси на Черном море.

Котлин. Сражение 1656 г. Морской бой у острова Котлин. Во время русско-шведской войны 1656—61 годов за возвращение земель, захваченных шведами в начале XVII века, отряд в составе 1000 человек под командованием воеводы стольника П. И. Потемкина 3 июня осадил крепость Нотебург (Орешек), но взять её не смог. Часть отряда 30 июня захватила шведскую крепость Ниеншанц (Канцы) в устье Невы. Во взятии крепости участвовали гребные суда флотилии донских казаков (570 человек), высадившие десант на остров Котлин. 22 июля в районе острова Котлин произошел морской бой, в результате которого русская флотилия разбила отряд шведских кораблей, захватив 6-пушечный «полукорабель» (галеру) с экипажем, и совершила набег на остров Котлин. Этот бой явился значительной победой. С приходом русских войск среди местного населения началось восстание против шведов.

Лепанто. Сражение при Лепанто. В 16 веке, по мере совершенствования артиллерийского вооружения и парусной оснастки кораблей, галеры стали уступать место на море парусникам. В 1571 году при Лепанто состоялось последнее из крупных сражений эпохи гребного флота.

Липар. 260 г. до н.э. Дельфин представлял собой тяжелый груз на канате, который крепился на выступающей за борт специальной балке и сбрасывался на палубу или днище вражеского судна, пробивая их. Особенно успешно дельфины применялись в Липарской битве (260 г. до н.э.).

Милаццо. Сражение у Милаццо. В 261 г. до н.э. карфагенская пентера потерпела крушение у берегов Северо-Восточной Сицилии, и римляне скопировали ее конструкцию, причем за несколько месяцев они построили сто шестьдесят судов. Трудно управляемые, эти пентеры в первом же морском сражении стали жертвами мощных ударов карфагенских острых таранов. В 260 г. до н.э. во втором сражении у Милаццо, на северо-западе Мессинского пролива, римляне победили карфагенский флот, применив новую тактику: абордаж с помощью падающих мостиков на палубе.

Милы. Сражение. Первое сражение с использованием ворона, а равно и первая победа римлян на море над Карфагеном. Карфагеняне просто не ожидали такого фокуса от противника — и смело приблизились; первые тридцать кораблей были захвачены сразу, а исходно силы были примерно равны. Столкнувшись с непонятной тактикой, Карфаген отступил после первых потерь.

Орешек. Сражение 1349 г. Экспедиция. Освобождение новгородско-псковскими войсками крепости Орешек (Шлиссельбург - Петрокрепость), захваченной в 1348 году войсками шведского короля Магнуса. После осады, начатой осенью 1348 года, новгородцы скрытно прошли на судах по реке Волхов в Ладожское озеро, внезапно напали на шведские корабли, стоявшие у крепости, и разбили их, затем окружили крепость и взяли ее штурмом. Магнус с остатками войск бежал в Швецию. После этого поражения шведские феодалы длительное время не нападали на русские земли.

Очаков. Сражение. 1545 г. Экспедиция. Взятие казаками турецкой крепости Очаков. Борьбу за свободный выход в Черное море казаки начали еще в конце XV веке. Сохранились письменные свидетельства об их боях и походах с 1492 года. В октябре 1545 года украинские казаки, выйдя в море на 32 чайках, подошли к крепости Очаков и захватили ее. В походе участвовали казаки из Киева, Брацлава и Черкасс под «старшинством» Исачка из Брацлава, Карпа Мосла, Ивана Держко. В дальнейшем казаки отвоевали у татар и турок земли, которые с незапамятных времен были освоены славянами. Особенно активно действовали запорожские и донские казаки в конце XVI и в XVII веках.

Пелузиум. Эпизоды битвы народов моря с египтянами можно увидеть на египетском рельефе ХІІ в. до н.э. Это была битва при Пелузиуме между флотом фараона Рамсеса III и судами народов моря. Это сражение остановило натиск народов моря на Египет.

Рубить рангоут. Обычай убирать паруса перед боем существовал с античных времен. Срубленная мачта помещалась так, чтобы ее основание находилось поблизости от отверстия в палубе (пяртнерса) и гнезда мачты (степса), расположенного на киле. Процесс постановки срубленной мачты на кораблях гомеровской эпохи даёт Снисаренко: Сперва мачта вытаскивалась наверх двумя форштагами, устанавливалась в степс со стороны кормы бакштагом. Один парус со своим реем поднимался и устанавливался с помощью брасов, чтобы поймать ветер. Наветренный шкот устанавливался быстро, и рулевой занимал свое место с подветренным шкотом в одной руке и румпелем - прикрепленным к рулевому веслу брусом - в другой. Установленная с помощью носовых штагов мачта крепилась в степсе с помощью клиньев, после чего ее закрепляли с помощью одной кормовой оттяжки, бакштага. Наветренный шкот не устанавливался быстро, а жёстко закреплялся. Убранный рангоут размещался на специальных стойках-кронштейнах: мачты. Упоминание об этом встречается, в частности, у Полибия под 241 г. до н.э. «Когда карфагеняне увидели, что дальнейший путь им отрезан римлянами, они убрали паруса и, находясь на своих кораблях, ободряли друг друга и начали битву. Остальной флот с распущенными парусами под попутным ветром отступил к острову Гиере; на их счастье ветер неожиданно переменился и вовремя помог им. Другим источником является труд Тита Ливия "От основания Города" I в. до н.э. …И всякий раз, когда видели римский корабль, убирали паруса и опускали мачту… Огюстен Жаль характеризует этот прием следующим образом: «Обычно античные моряки перед боем подтягивали к реям и закрепляли паруса, рубили мачты, оставляя их основание над отверстием пяртнерса. Так поступали для того, чтобы суметь быстро поднять их в исходное положение и укрепить, если в случае неудачи приходилось уходить под парусами. Мачты оставались на своем месте до самого начала боя, чтобы экономить силы гребцов, роль которых в бою очень важна. Практически не сохранилось изображений военных триер с полным парусным вооружением. Так как на монументах в основном изображались корабли во время сражений, то из всех парусов они несли только маленький вспомогательный фок на наклоненной вперед мачте, предназначенный для выхода из боя. Ни основной мачты, ни ее паруса мы не видим. Практика рубить рангоут перед боем сохранилась и в Средние века. Хорошо известным примером того, что может произойти, если рангоут галер не рубили перед боем, является поражение численно превосдящего венецианского флота (68 галер) в сражении с небольшой эскадрой генуэзцев при Айясе (Лаяццо) в 1294 г. Айяс – порт на побережье Средиземного моря в Киликии (Юмурталык, Турция). Венецианцы не убрали перед боем паруса и мачты, в то время как на галерах генуэзцев все было сделано в соответствии с многовековой традицией. При сближении кораблей неожиданно подул встречный для венецианцев ветер, который развернул их галеры лагом к противнику. Венецианцы потеряли возможность использовать таран. Кроме того, вынужденный переход из строя фронта при небольшой дистанции между флангами в колонну привел к тому, что из соприкосновения с противником вышло примерно половина кораблей эскадры венецианского адмирала Марко Баседжио. Генуэзцы получили почти двойное превосходство и одержали важнейшую для себя победу. Баседжио был убит, венецианцы потеряли 25 своих галер. В морском сражении генуэзского флота против объединенных сил Венеции и Арагона при Alghero в Сардинии в 1353 году при схождении эскадр, построенных в линии фронта, порыв свежего ветра нарушил строй генуэзцев, позволив союзникам разбить их превосходящие силы «по очереди». Командовал флотом Антонио Гримальди. При приближении противника арагонцы убрали паруса и построились в плотный строй фронта. Генуэзцы, заранее уверенные в победе над незначительными силами противника, не приняли необходимых мер для надлежащей подготовки к бою, в результате чего их авангард вошел в соприкосновение с арагонцами раньше, чем подошли центр и арьегард, и был разгромлен. Та же участь постигла и центр генуэзцев. Разгром эскадры Гримальди был завершен подошедшей на помощь арагонцам эскадрой венецианцев в составе 50 галер.

Саламинское сражение. В 480 г. до н.э. греки одержали на триремах победу при Саламине над превосходящими силами персидского флота. Это было одно из самых значительных сражений в истории западных стран; в случае поражения греки оказались бы под персидским игом, и тогда не было бы ни одного из относящихся к более позднему периоду культурных достижений Греции, и в частности Афин. После этого триремы оставались на вооружении греков еще на протяжении полутора столетий и играли важную роль в системе обороны страны и защите торговых судов от пиратов, которых было немало на просторах Средиземного моря.

Сражение 323 года. Армады пентер исчезли с просторов Средиземного моря уже в 1 веке до нашей эры. Но триеры продолжали использоваться римлянами до 4 века новой эры. До тех пор, когда в 323 году эскадра трехрядных кораблей не была уничтожена вдвое уступающим ей численностью отрядом либурн императора Константина.

Сражения кораблей парусно-весельного флота

Цареград. Сражение 907 г. Экспедиция. Морской поход киевского князя Олега в Византию для защиты торговли и рыболовства на Русском (Чёрном) море. Летопись рассказывает, как "иде Олег на Грекы", взяв с собой союзников - "множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы" - и "на конях и на кораблях" "приде к Царюграду". Когда греки преградили путь по Босфору, Олег велел поставить лодки на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора, заключенного с Византией 2.9.911 года, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, "а в корабли по 40 мужь". Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией в Константинополе.

Эгатские острова. Сражение у. Римляне продемонстрировали, что не держатся за одну и ту же тактику. Погода была довольно суровой, и римляне оставили на берегу абордажные команды, сняли вороны (часть историков полагает, что воронов не было с самого начала), а также убрали мачты и вообще все, что способно задержать корабль или подвергнуть его угрозе переворачивания. Римляне действовали только тараном, и тут им здорово помогло преимущество в маневренности и скверная погода. Мы не знаем, объявляли ли в Карфагене, что их победил «адмирал Шторм», дальний родственник «генерала Мороза», но у них были на это примерно такие же основания, как у Наполеона.