Цейтнот

Людмила Лебедева
Цейтнот! Постоянный цейтнот!  Лицо времени.
Работа. Днем и ночью, и в выходные. И если закончилась работа, за которую платят,  начинается работа домашняя. Кухня, стирка, уборка. Уроки к тому же с дочерью выучить надо.
Стремительно мелькают дни. Пролетают, похожие друг на друга своим невероятным темпом. Что-то особенное в каждом из них, конечно, бывает, но что именно так просто и  не припомнишь. Слишком мал он, этот рядовой день.  Дочка, не успев недавно родиться, вот уж и в первый класс пошла. И сын пошел. Не в школу, а просто пошел. Встал с четверенек и сделал первые в своей жизни два шага. Для его незначительного возраста это -  невероятное достижение.
Эта стремительность жития-бытия  не только у меня. Все так живут – под флагом, гербом и девизом: «Некогда».
О! Великое «Некогда». Не просто слово, а целое мировоззрение. Какие-нибудь ученые назвали бы его культурообразующим, формирующим фактором. А мне оно рисуется броней - совершенно уникальной и универсальной. Защищает от всего, что могло бы вывести из состояния душевного равновесия. Снаружи – ветры  штормы, а за броней – штиль. Ведь не будешь же долго печалиться из-за всяких там неурядиц, когда тебе некогда этим заниматься. Правда, от слишком долгого сочувствия она тоже защищает.
Люди не слишком отзывчивы? Теплоты не хватает? Сочувствия? Им просто некогда…
Я это поняла  и ни на чью помощь уже не рассчитывала. Все равно никто не поможет. Всем некогда. Мир зол...
Однако один день изменил мое представление об очень многом.


Начинался день как обычно. Суета сует.
Все бегом. Быстрый завтрак, торопливая нотация, адресованная дочери, обычная школа. А за ней должна последовать музыкальная.
Музыкальная школа  для занятой мамы первоклассницы настоящее испытание. Сначала надо бежать за тридевять земель, потом слоняться в округе храмины музыкальных знаний, поджидая дочку с уроков. И при этом везде таскать за собой маленького сынишку.
Звонок учительницы был как нельзя кстати.
- Посадите девочку на маршрутку, а мы тут её встретим, - предложила она. На редкость добросердечная женщина. Понимает, что значит для меня поход на уроки дочки вместе с сыном. - И не надо за ней приезжать. Потом мы посадим её в маршрутку, а вы – встретите, - последовало еще более заманчивое продолжение.
Вообще-то, день выдался на редкость погожим. После серых весенних холодов сияющее солнце манило из приевшихся домашних стен на воздух, гулять. И сын у меня уже был собран… Но ведь такая редкая возможность – заняться чем-нибудь полезным в то время, пока дочка будет в школе!
И я согласилась.
Божку по имени «некогда» жертва была принесена. А вот заняться чем-нибудь полезным не получилось.  Сын закапризничал.  Пора кушать и спать. Он уютно устроился у моей груди и теперь тихо посапывал, а я стала лениво размышлять о том, как мне не прозевать маршрутку дочки. Конечно,  мне позвонят и сообщат, что отправили  ученицу домой. И тогда я отправлюсь её встречать. Буду тормозить все проезжающие газельки. Так что, не пропущу.
Почему-то долго нет звонка. По идее, уроки уже закончились. Звоню сама. И прихожу в смятение.
Учительница наша в больнице. Её вдруг скрутил радикулит. А моя дочка занималась с другим человеком. Её, конечно, посадили на маршрутку, но мне не позвонили. Звоню замещавшей учительнице, выясняю жуткие подробности - маршрутка была с одного маршрута, а остановка, на которой попросили её высадить, - с другого.
Бужу сына, бегу встречать дочку. Но куда бежать? Вариантов – море, а телефон дочери по известному закону не с ней, а дома. Проезжает одна маршрутка – дочери нет. Другая – результат тот же. Снова звоню учительнице. Та начинает нервничать. Звонит своей коллеге. Нет, надежда еще есть.  Машина нужного цвета не проезжала. А может проехала раньше? Мечусь. Бегу к знакомым ориентирам. Где дочка могла выйти? Ах, если быть честным, то где угодно. Маленькая еще, могла что-нибудь перепутать. Торможу маршрутки все подряд. Забрасываю водителей вопросами. Не видели? Маленькая, в красной курточке? Нет? Точно не видели?
Круг замкнулся - я затормозила второй раз одну и ту же машину. И тогда началась паника, до этого как-то  сдерживаемая. Представляю её, маленькую и одинокую, бродящую в незнакомом районе по незнакомым улочкам, тщетно ищущую свой дом. Маньяки… Бомжи… Просто злые люди… Мир равнодушен и зол, всем некогда!
Звонит учительница. Она уже на конечной остановке, опрашивает водителей. Как добралась туда со своим радикулитом, откуда силы взялись – загадка. Другая учительница в предобморочном состоянии, глотает таблетки. А я ловлю первое попавшееся такси – надо объехать все улицы вдоль маршрута. Такси – иномарка с таксистом кавказской национальности. Частник. Скорее всего, без лицензии. Просто выехал подзаработать. Мелькает в голове цепочка: Чечня, террористы, мир зол.
Плевать! Сажусь в машину – время дорого. Но сначала прошу заехать домой. И денег взять, и посмотреть – вдруг дочь сама вернулась.
Реву, объясняю ситуацию. Таксист качает головой и успокаивает. А я лью слезы на щеки ничего не понимающего сынишки. Где же моя дочь!?
На узкой улице неподалеку от дома нас подпирает машина. Ни взад не проехать, ни вперед.
Я нервничаю.
Мир зол. Все против меня.
Машина не торопится дать нам дорогу. Мы стоим в этой мизерной пробке, и таксист говорит мне какие-то трезвые, правильные слова.
- Все будет хорошо. Найдем твою девочку, - уверенно заявляет он. – Мир не без добрых людей. Да и Бог на небе есть.
Ах, если бы так! Наверное, Бог против меня. Иначе, почему остался дома дочкин телефон? Откуда эта машина, перекрывшая путь? И почему я – такая, мягко говоря, недалекая? Как могла обо всем подумать, лениво прокрутить варианты, и ничего не предпринять? Почему не стала звонить раньше? Почему отправила ребенка в самостоятельное путешествие? Ах, если бы мудрости побольше! И если б не это мое мировосприятие: «Мне некогда»!
Наконец, злополучная мини-пробка рассосалась. То есть машина, подпершая нас, уехала. Трогаемся. И тут снова неожиданность. Новая машина едет нам навстречу. Газель. Того маршрута, на котором уехала моя дочь.
- Смотри, и вот четырнадцатый, - говорит мне таксист, и снова тормозит, чтобы разминуться.
Опять задержка! Никогда не видела, чтобы четырнадцатый ехал по нашей улице, напоминающей проселочную. А тут!.. 
Но может, он что-то видел? Что-то знает. Эту маршрутку на маршруте я сегодня, кажется,  не видела. Прошу остановиться. Таксист маячит водителю маршрутки, и я лечу к нему все с тем же вопросом: «Не видели?».  Открываю дверь и вижу в салоне только одного пассажира - мою дочь. Оказывается, водитель вез её по адресу домой. Обмираю при мысли, что если бы не первая задержка, то мы бы разминулись… А я обижалась на Бога…
Разговор с водителем был коротким.
- А я смотрю, девочку никто не встречает. Побоялся её одну на улицу высаживать. Круг сделал, пассажиров всех высадил, повез девочку по адресу. Что? Денег? Да что вы! Рейс пропустил? Ну и что. У меня у самого дети. Это главнее.
Маршрутка уехала. Я в своем взвинченном состоянии не запомнила ни номера, ни даже лица её водителя. И слов подобающих у меня не нашлось. Все только твердила: «Спасибо! Большое спасибо!» - и плакала. Теперь уже от счастья.
Да и сейчас этих слов я найти не могу. Но водителя этого, думаю, до смерти не забуду.
- Ну вот, я же говорил, что все хорошо будет, - таксист блеснул кавказской улыбкой.
Я опомнилась. В этой истории были ведь еще участники.
Денег таксист не взял.
Наша учительница после радостного известия обмякла. Неделю потом была на больничном – лечила радикулит. Другая справлялась со стрессом с помощью лекарств. И обе они всё твердили: «Надо же, в наше время сумасшедшее! Такие люди!»
Цейтнот! Символ времени! Так ли он неизбежен? Стоит остановиться среди стремительного бега в погоне за тем, что нередко называют словом «успех» и подумать о простом и очень важном. О детях, родителях, о любви к тем, кто нас окружает, о друзьях. Стоит вспомнить о вечных ценностях. Хорошую книгу почитать, в конце концов. Поехать в гости туда, где нас давно ждут.
В Библии написано «Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы».(Исх.34:21) Посев и жатва – это время цейтнота, когда, как кажется, дела нельзя отодвинуть. Но ведь есть заповедь! И значит, это сделать можно. Один день в неделю посвятить покою, размышлениям, общению с людьми и Богом. Только теперь я понимаю, почему эта заповедь была дана людям. И, кстати говоря, древний еврейский и наш современный календари различаются. А значит, время покоя может выпадать  на любой день недели. Ведь нет разницы, когда человек успокоится, расслабится. Лишь бы это только произошло.