Почему Гоголь сжёг второй том Мёртвых душ?

Андрей Черников
Во втором томе Н.В.Гоголь предпринял попытку создать положительный образ русского помещика.
Проанализируем: какие идеи выражает этот «образцовый помещик» Костанжогло?
Во-первых, он восхваляет богатство в лице откупщика Муразова: «Скоро половина России будет у него в руках». Для русских писателей богатство никогда не было и не могло быть ориентиром и общественным идеалом. Не потому ли хвалебные слова богачу, вложенные в уста Костанжогло звучат неубедительно и высокопарно?
Во-вторых, Костанжогло проповедует идеологию, согласно которой все должны трудиться: «Для меня смерть, если хозяйство у тебя не в устройстве и вижу у тебя беспорядок и бедность. Не потерплю праздности. Я затем над тобой, чтобы ты трудился». Идеология принуждения к труду крепостного крестьянина, вынужденного отдавать большую часть своих сил и средств помещику, а своё хозяйство вести по остаточному принципу - ложь и лицемерие. Хотя бы потому, что сам помещик оказывается выше своих принципов. Он ведь не в поте лица зарабатывал свои миллионы.
В-третьих, восхваление из уст литературного героя земледелия как самого правильного занятия на земле, восходит к средневековым христианским ересям. В этом нет ничего нового, поэтому подобные идеи не могли вывести Россию на путь стабильного поступательного развития.
В-четвертых, Костанжогло выступает противником модернизации и развития производства. Фабрик и заводов в своём владении не строит и выражает к этому своё негативное отношение.
Дошедшие до нас главы второго тома «Мёртвых душ» свидетельствуют о мощном внешнем влиянии на писателя и его творческом кризисе. Истинный писатель, если и пишет под диктовку, то исключительно под диктовку Бога. Это Николай Васильевич прекрасно понимал, поэтому, когда он осознал, что его пытаются сделать рупором ультраконсервативных сил, проповедником крепостничества и отсталости, сжёг своё произведение.