Этюды об информации

Олег Ханов
     1. Релятивизм.
Объявление у входа в торговый комплекс: "Новогодние открытки по цене 5 руб. продаются на втором этаже, в павильоне номер 45".  В этом объявлении - информация о товаре (название), о цене и о месте продажи. Именно такую информацию вложил в него тот, кто написал это объявление и получит тот, кто его прочитает. Но не только. Объявление содержит больше информации, чем вложил в него его составитель.

Примеры.
1. Текст содержит информацию о торговом комплексе. Вероятно, что здесь не менее двух  этажей и не менее 45-ти павильонов.
2. Текст указывает на автономность управления павильонами - при едином управлении актуальный товар был бы размещен ближе ко входу, на первом этаже.
3. Торгующий в другом павильоне увидит здесь информацию о способе рекламы.
4. Иногородний посетитель из этого объявления может получить информацию об уровне цен в этом городе - сравнивая указанную цену с ценой на тот же товар в своем городе.
5. Объявление определенно обозначает текущее время - конец декабря.
6. Специалист может определить тип принтера, на котором объявление напечатано.
7. Археолог, откопав через тысячи лет эту записку, получит информацию о структуре забытого древнего языка, о нравах и обычаях народа, населявшего эту территорию...

Мы привели здесь примеры, которые "лежат на поверхности". Вероятно, из этого объявления можно извлечь еще много другого. Создается впечатление, что этот маленький, сиюминутный, имеющий очень локальное значение текст, содержит в себе несоразмерно много информации, которая при определенных условиях может быть актуализирована. При этом подавляющая часть информационного объема попадает в сообщение независимо от воли того, кто его подготовил.

Другие примеры.
1. «Дедуктивный метод» Шерлока Холмса: любая, самая малая деталь может дать много полезной информации для того, кто это может увидеть.
2. В советские времена было принято читать «между строк». Несмотря на жесткую цензуру, из советских газет можно было извлечь много информации “антисоветского” содержания.
3. Писатель Суворов, используя открытые официальные источники, предложил свою трактовку происходивших событий, весьма отличающуюся от официальной.

В начале 20-го века на этот факт обратил внимание русский философ П.Флоренский. В его учении о "всеобщем коммунизме бытия" любое, самое малое событие в какой-то мере определяет судьбу всей Вселенной. И справедливо обратное - оно вмещает в себя всю Вселенную.

В наших рассуждениях получается так, что объем информации - величина весьма неопределенная. Во всяком случае, мы не увидели здесь никакой границы, и остается только принять предположение философа, признать ее отсутствие. Однако, это не очень согласуется с технической практикой и с фундаментальными основами теории информации.

В свое время К.Шеннон предложил для исчисления меры информации использовать формулу, выведенную Л.Больцманом для статистической физики:
     i = n
H = - SUM(Pi*log(Pi)) ,
                i = 1
где: n  - число возможных сообщений,
Pi - вероятность i - го сообщения.
 
В качестве единицы измерения информации принята энтропия альтернативного выбора из двух равновероятных возможностей, вычисляемая с помощью двоичного логарифма
     i = 2
H = - SUM(Pi*log2(Pi)) = 1 бит, при условии P1=P2=0,5
     i = 1

Данная единица применяется для измерения информационного объема компьютерных узлов, каналов связи и самых разнообразных информационных образований - текстов, таблиц, музыки, изображений. Измерение информации в битах, байтах, мегабайтах имеет многолетнюю практику. Для любого информационного объекта можно точно рассчитать объем содержащейся в нем информации. Процедура измерения применялась миллиарды раз, и результаты всегда успешно использовались в длинной цепочке расчетов при проектировании сложных систем... Если критерий истины - практика, то не должно оставаться ни малейших сомнений в расчетном значении объема информации какого-либо сообщения. Сообщение содержит конкретное число бит информации, но - отнюдь, не «всю Вселенную». Философ был не прав.

И все же, все же... Есть слабое звено в формуле для вычисления объема информации. Сам Клод Шеннон неоднократно подчеркивал формальность введенной им количественной меры, которая не учитывает возможную субъективность оценок вероятностей сообщений. И именно с оценкой вероятностей связана возможность изменения оценок количества информации.

Отметим, что входящие в формулу Шеннона вероятности справедливы исключительно для той системы, в которой в данный момент присутствует конкретное сообщение. При перемещении сообщения в другую систему значения вероятностей будут другие. И значит, количественная мера информации, содержащейся в том же самом сообщении, будет другая.

Простой пример из компьютерной техники.

От клавиатуры в память компьютера поступает код нажатой клавиши. Эта информация обычно представлена 8-ми разрядным двоичным кодом, т.е. объем сообщения о нажатой клавише равен 8 бит. Далее этот код помещается в память компьютера, где содержится много другой разнообразной информации, для размещения которой требуется (например) 32 двоичных разряда. Код клавиши располагается в 32-разрядной ячейке памяти. Значение кода не изменилось, но к нему добавлено 24 "ничего не значащих" нуля. Объем содержащейся в ячейке памяти информации - 32 бита, т.е. объем информации о нажатой клавише увеличился с 8-ми до 32-х бит. Так получилось потому, что нажатая клавиша сопоставляется теперь не только с полным набором других клавишей, как это было в клавиатуре, но с полным набором всех сообщений, которые могут быть размещены в этой памяти. Значения  вероятностей изменились, изменился параметр n (число возможных сообщений) и, следовательно, (по формуле Шеннона) изменилось количество содержащейся в сообщении информации.

Обратим внимание на интегральный характер формулы Шеннона. Параметр, вычисляемый для одного сообщения, включает в себя всю систему – все возможные в ней сообщения. В выбранной системе следует учитывать сообщения одного класса. Так, если в исходном примере мы сфокусируем свое внимание на номере павильона, то для вычисления вероятности нам потребуется пересчитать все павильоны. Для вычисления информации, связанной со словом «новогодние» следует перечислить все другие возможные типы открыток. Объем информации зависит от выбора системы, от ракурса.  Т.е. оценка, определяемая на основании объективных данных, субъективна на уровне выбора системы. Поэтому вопрос о количестве информации не имеет смысла без определения «какой информации?» Теоретически можно выбрать ракурс, в котором выбранному определению следует сопоставить «всю Вселенную», и мы снова согласимся с гипотезой Флоренского, не ущемляя на этот раз права Шеннона. Просто в формуле для исчисления информации не следует забывать о системе, в которой ведется счет.

Следует отметить еще один важный момент. Перемещение информации всегда связано с ее кодированием - с представлением объектов, свойств или отношений в другой форме. Информация может быть представлена в виде символов, слов, текстов, таблиц, чисел, электрических сигналов, изображений - вообще говоря, в произвольной форме. Кодирование предполагает наличие матрицы преобразования, устанавливающей соответствие между исходным материалом и его информационным  отображением. Перемещение информации предполагает существование той же самой матрицы в том месте, куда она перемещается, ибо без нее понимание или использование информации невозможно. Информация восстанавливается без искажений, если матрица на принимающей стороне точно совпадает с матрицей, на основании которой выполнялось кодирование. Если это не так, или не совсем так, то  восстановленная информация будет отличаться от того, что передавалось. В зависимости от причин несоответствия (случайное  или преднамеренное) это будет восприниматься как искажение либо как другая интерпретация. Матрица может быть и совсем другая. Но если внутренняя организация ее элементов (логика связей) совпадает с организацией исходного объекта, то на принимающей стороне создается прототип, имеющий общие свойства с исходным объектом, но выполненный из другой "материи". Примером может служить наука, в которой соответствие между реальными объектами и их отображениями таково, что действия с теоретическими прототипами с большой точностью соответствуют аналогичным действиям с реальными объектами.

Выводы.
1. Понятие «информация» не имеет смысла вне системы в которой  оно определяется.
2. Одно и то же сообщение в разных системах содержит разную информацию.  Т.е. содержание и объем информации зависят от способа ее восприятия или использования.

 

     2. Активность.
Еще несколько сюжетов на тему примера с объявлением.

1. В тексте нет никакой информации для того, кто по какой-то причине не смог понять его содержание (малознакомый язык, например).
1. Текст не содержит никакой информации для того, кто уже был в павильоне номер 45 и уже купил предлагаемые открытки.
3. Объявление не содержит никакой информации для того, кому открытки совершенно не нужны.

В первом случае информации нет по той причине, что не удалось подобрать систему, в которой сообщение можно было бы чему-то сопоставить. И значит, невозможно определить значения  вероятностей, входящих в формулу Шеннона.
Здесь Pi стремится к 0 – любой прототип будет маловероятен;
n  стремится к бесконечности (сопоставить сообщение не с чем, его придется сопоставлять «со всей Вселенной»)
               
                infinity 
следовательно,    H = - SUM(0*log(0)) – не определено.
                0                0
Т.е. информация возникает лишь в системах, в которых существуют какие-либо прототипы, которым можно сопоставить сообщение. Иначе – она не будет воспринята (понята).

Во втором случае информации нет потому, что нет выбора, нет неопределенности. Обычно информация предшествует действию или его сопровождает. Здесь порядок следования обратный. То, что должно было быть следствием, предшествует причине.  Выбор оказался не нужен, т.к. он уже был сделан. Вероятность выбора превратилась в достоверность свершившегося факта, и в строгом соответствии с формулой Шеннона, при единственной 100-процентной вероятности события, информация равна нулю.

В третьем случае изначально не предполагаются какие-либо действия,  какие-либо изменения, связанные с сообщением. Отвергается система, в которой сообщение могло бы быть актуализировано. Информация не будет участвовать в реализации каких либо алгоритмов, она оказалась бесполезной.

Во всех этих примерах информационные процессы оказались заблокированными неготовностью системы «принимающей стороны» информацию принять, понять и использовать для изменения своего состояния. Из примеров следует, что само существование информации (или ее отсутствие) в сообщении определяется системой, которая его принимает.

Приведем примеры двух способов взаимодействия системы и порождающих информацию данных.

1. При репликации информация представляет собой не что иное, как полный алгоритм воспроизводства (нового существа).
2. Пусть некоторый алгоритм содержит условие: «если A=N, то B, иначе - C». В процессе развертывания алгоритма поступает сообщение о том, что A#N. Такая информация отсекает всю цепочку с противоположным условием, и алгоритм развивается по определенному (не случайному) сценарию.

В первом случае информация определяет алгоритм, т.е. является (в компьютерном смысле) программой. Во втором случае она определяет условия реализации алгоритма, т.е. является «данными».

Данные не являются информацией, если они не участвуют в некотором процессе, (например, в процессе «понимания»).

Примеры.
Древние люди видели практически тот же небосвод, который видим мы. Однако, мы знаем неизмеримо больше о звездах и планетах, чем знали наши предки, наблюдая то же самое. Вооружившись приборами, системой знаний, логикой, мы смогли обнаружить информацию, которой раньше здесь не было.
  Почему?
- У древних не было системы прототипов для сопоставления наблюдаемого, не было «строительного материала» для воссоздания моделей того, что они видели. В процессе накопления знаний, (т.е. прототипов исходной системы) существующие излучения, спектры, поля обрели осязаемое содержание, стали информацией.

В древних картах астрологов современные астрономы находят много нового, интересного для современной (неэзотерической) науки.

Выводы.
1. Информация возникает на «принимающей стороне», когда некоторой код задает изменения состояния системы или оказывает влияние на эти изменения.
2. Абсолютно стабильная (совершенная) система информацию не воспринимает. Информация возможна только в активных (несовершенных) системах, склонных к изменениям.
3. Информация сопровождает понимание. В системе, в которой актуализируется информация, должен быть определен минимальный набор прототипов элементов исходной системы. Без этого невозможно сконструировать прототип элемента, о котором поступила информация. Для конструирования нужен хотя бы какой-то «строительный материал».  Если такого материала нет (нет прототипов), то для конструирования информационного объекта в новой системе следует задать полный алгоритм его воссоздания.
4. Тавтология не есть информация, т.к. она не способна изменения порождать либо в них участвовать.

 
      3. Информация, физика и биология.
В неживой природе (на уровне макрофизики) информационные процессы не происходят. По причинам:
1. Физика как система абсолютно сбалансирована, какие-либо изменения в системе ее законов невозможны.
2. Законы исполняются безусловно, единообразно. Выбора нет.
3. Законы в физическом пространстве инвариантны, и т.к. передача заведомо известной информации лишено смысла, она и не происходит.

Законы физики имеют форму алгоритмов, а выполнение законов – не что иное, как реализация этих алгоритмов. Вообще  говоря, это – информационный процесс. Здесь источник информации – среда, задающая алгоритмы изменений, а принимающая сторона – элементы этой среды. Однако, в физике разделение среда – элемент среды весьма условно, среда есть не что иное, как совокупность ее элементов. Поэтому, если все же признать существование информационных движений в физических процессах, то следует признать  существование источников информации, располагающихся где-то в глубинах материи, либо за пределами физики.

Каждая точка физического пространства всегда готова исполнять законы физики и, соответственно, «правильно» и однозначно воздействовать на любой объект, появившийся в этой точке. В информационном обмене между отдельными точками нет необходимости, поскольку каждая такая точка обладает всей полнотой информации о физических законах. Все точки пространства «знают» все законы, никакие «подсказки» им не нужны. Когда-то законы физики были заложены в среду. Они стали ее свойством и сохраняются в ее памяти, актуализируясь как алгоритм действий (т.е. как информация) при возникновении соответствующих условий.

Можно, конечно, построить другую модель, в которой существует информационный обмен, при котором в каждую точку пространства постоянно и мгновенно поступает информация из некого центра о том, что должно происходить при обозначенных условиях. Но это будет уже метафизическая модель. В наших же рассуждениях  получается так, что «Бог сотворил этот мир настолько совершенным, что вмешательство в его текущие дела излишне».

Живая  материя погружена в физическую среду. Как часть среды, живое должно подчиняться законам физики. И оно подчиняется. Но живое может существовать лишь в определенных физических условиях, с весьма малыми возможными отклонениями параметров этой среды. Поэтому физические параметры среды для живого можно считать постоянными. И их можно не учитывать – они здесь присутствуют как данность, как фон, как условие существования, не изменяющееся во времени. Не физические законы управляют развитием живой субстанции, они лишь создают условия такого развития. Живое развивается по своим собственным законам.
Имеется аналогия в осуществлении физических и биологических процессов. И те, и другие совершаются по заданным законам (алгоритмам) с учетом состояния окружающей среды. Различие – в источниках этих алгоритмов.

В физике законы всеобщие, их источник не локализован (не известен), они есть свойство всего пространства, в котором протекают процессы. Где бы они ни происходили, они всегда и везде при одинаковых условиях будут осуществляться единообразно. Никаких, даже самых малых отклонений от этих законов быть не может.

В биологии законы развития индивидуальны, они прописаны в генетическом коде конкретного существа, т.е. имеют конкретную локализацию. Каждое существо развивается по своим собственным законам, которые могут отличаться от законов другого такого же существа. Локальность «законотворчества» приводит к несовершенству законов, т.е. к их вариациям и разнообразию. Теоретически, только единые глобальные законы, действующие в пределах всей системы и безусловно исполняемые, могут учесть все нюансы отношений, исключить вариации. Разнообразие законов порождает бесконечное разнообразие отношений, которое неизбежно требует согласования действий и, соответственно, информационного обмена.

Однажды возникнув на уровне живой материи, информация сохраняется, передается, накапливается. Происходит порождение новой информации. Физическая среда в этом процессе как бы не участвует, она остается декорацией, на фоне которой действуют и развиваются внутренние законы живой материи. Однако (по Дарвину) именно среда задает вектор, направление развития. Поэтому можно предположить, что в живой материи актуализируется информация, идущая из глубинных слоев физического мира. Такое предположение соответствует (метафизическому) представлению о физических процессах как актуализации информации (законов), заложенных в глубинные основания мира. В неживой природе актуализация этой информации происходит непосредственно и «в реальном времени», в живой природе – опосредованно и как процесс, протяженный во времени.

Следствия.
В отличие от неживой природы, благодаря локализации законов развития, живая материя порождает индивидуальности. Объекты имеют собственные признаки, в чем-то не совпадающие с признаками других объектов данного класса. Объекты развиваются не по единым глобальным, а по собственным индивидуальным законам.

Возникает логическая возможность обмена информацией между отдельными объектами. В неживой природе такой необходимости (возможности) нет, т.к. нет разнообразия сходных элементов и законов. В ней нет, и не может быть ничего нового, что следовало бы передать, принять, использовать.

Разнообразие способствует развитию. Малейшее «осознание» собственной индивидуальности ведет к возникновению целей и при ограниченных ресурсах – к конкуренции.

     4. Индивидуализация.
Живые существа (здесь мы имеем ввиду представителей фауны) порождаются и развиваются на основе генетической информации, накопленной поколениями их предшественников. В течение всей жизни такого существа информация, почерпнутая из генофонда (инстинкты) в значительной степени определяет его поведение и реакции. Эта информация направлена от прошлого к будущему, и она имеет «директивный» характер.

Природа пытается передать через генетическую память по возможности всю информацию, включая весьма несущественные признаки – нюансы поведения, например, или окрас покрова. В отличие от физики, которой «удалось» прописать все законы полностью, «на все случаи жизни», в биологии это не получается.

Прежде всего, по причине неоднородности (биологической) среды. Каждый элемент биосистемы индивидуален, существует и управляется в значительной степени своим собственным законом. И потому каждый такой объект (субъект) существует в непредсказуемом (не совсем однородном) окружении.

Кроме того, генетическая память, сохраняющая «основной закон» живого существа не бесконечна, она имеет совершенно конкретную локализацию, конкретный объем.

О "памяти" физики мы мало что можем сказать. Определенно, она достаточна для планирования реакций при любых возможных условиях. Это значит, что либо объем этой памяти бесконечен, либо число возможных ситуаций ограничено.

К генетической информации, определяющей поведение живого существа, добавляется информация об окружающей среде, идущая от органов чувств. Животное способно ее принимать, обрабатывать, накапливать и использовать. В отличие от генетически обусловленной, эта информация индивидуальна в еще большей степени. Действия, производимые на основании этой информации, вызываются причинами, исходящими исключительно от данного субъекта. Индивидуализация и воля получают дополнительный источник своего существования и проявления.

Воля одного индивидуума входит в столкновение с волей другого. Возникают условия для конкурентной борьбы за ресурсы, начинается дарвинский процесс накопления и усложнения информации.

Т.о., информация (вместе с живым и разумным) возникает как следствие передачи «полномочий», т.е. способности формирования в локальных элементах системы собственных законов. Иными словами, причины следующие:
а) возникновение в природе множества законодательных центров,
б) неполнота и несовершенство вновь формируемых законов.

     5. Информация, свобода и диктат.
В условиях несвободы все возможные действия должны быть подробно прописаны, вариантов исполнения (интерпретаций) быть не должно. Действия происходят как исполнение закона, внешней воли, диктат. При абсолютной диктатуре ни в чем не должно быть ни малейшего выбора. Информационный обмен – односторонний, из «центра - на места». Поступающая «директивная» информация имеет форму жесткого алгоритма, формируемого на стороне передачи и реализуемого на стороне приема. В алгоритме не должны присутствовать условные операторы с условиями, которые невозможно однозначно (без выбора) определить. Воля и волюнтаризм должны быть исключены.

Абсолютная диктатура в реальных условиях (человеческой практики) невозможна, т.к. невозможно регламентировать абсолютно все действия, учесть все условия, сбалансировать все законы. Реализация любых алгоритмов неизбежно происходит с вариациями и ошибками, некоторые из которых вытекают из изначального несовершенства источника. Если закон («внутренний» и внешний) не устанавливает жесткий алгоритм действий, а определяет только границы, за пределы которых не следует выходить, то возникает свобода действий в пределах этих границ.

В условиях свободы, волевые действия могут быть:
а) с учетом имеющейся информации (целенаправленные),
б) случайные.

На первый взгляд, информация нивелирует свободу, т.к. она принуждает принимать те или иные решения. Несмотря на «рекомендательный» характер информации для действий, заполняющих ареал свободы, другие действия здесь будут неразумными, нелогичными и, значит, невозможными. Но, как отмечалось, содержание информации определяет принимающая сторона. Поэтому волевые решения учитывают информацию, которая формируется в ответ на свои собственные запросы, которые диктует цель. В условиях свободы информация являет собой  альтернативу случаю. Единственную, разумную альтернативу. Выбор без информации возможен (случайный), но информации без выбора не существует (ее численное значение равно нулю).

Возвращаясь к физике и биологии, мы обнаруживаем абсолютный диктат физических законов и некоторую свободу в царстве живых существ. С возникновением живого появляется возможность выбора, и как «реакция» на возможность хаотического распада, возникает информация.

Информация сопровождает (возможно, инициируют) изменения состояния системы. С другой стороны, именно в системе информация актуализируется, и именно в процессе изменения ее состояния. Без этого информация мертва, ее нет. Т.е. информация и изменения составляют некое неразрывное единство.

Две информационные формы (программа/данные) настолько по-разному участвуют в изменениях, что возникает предположение - здесь мы имеем дело с очень близкими, но разными сущностями. Интересно, что в компьютерной практике программа/данные по форме представления могут никак не различаться, но сильно различаются по своим функциям. Одна из проблем (в частности, Интернета) – надежно защитить программы от возможных воздействий данных. Этим занимаются, например, компьютерные антивирусы. Подобная задача по-своему решается и для генетической информации (приобретенные признаки не наследуются!).

Выводы.
1. Понятия «свобода» и «диктат» имеют некоторую корреляцию с формами информации.
2. Диктатура (в принципе) возможна без информационного обмена – при полном согласовании внешних и внутренних законов.
3. Свобода без информационного обмена хаотична, губительна, лишена смысла.
4. Изменения и информация взаимосвязаны.
5. Свобода склонна к изменениям, диктатура – к сохранению состояния.
6. Физика («неживая» материя) – «классический» пример абсолютной диктатуры, причем диктатура на макро уровне уживается с «анархией» поведения микрочастиц.


    6. Генетика физики
В неживой природе законы физики (информационные по форме) информацией не являются. Если информационные процессы здесь и происходят, то они надежно спрятаны где-то в глубинах материи, и мы можем наблюдать только их конечный результат.

Поставим задачу – создать компьютерную модель физической реальности. Загрузим законы физики в память, создадим цифровые модели физических тел. Каждый раз, при взаимодействии этих тел из памяти извлекаются физические законы и по соответствующим алгоритмам вычисляются новые траектории движения, новые координаты расположения объектов. Это не очень сложная задача, она решается во многих компьютерных приложениях, она входит в программы многих обычных компьютерных игр. Если имеется необходимость, то на основе вычислений можно управлять не цифровыми моделями, а вполне реальными физическими объектами. Управляющие машины, способные к этому, появились еще раньше компьютеров. При желании, можно и подправить «компьютерную физику». Ничего в этом сложного нет, трудно кого-нибудь ныне этим удивить.

Но вернемся в физическую реальность. Здесь мы обнаруживаем, что никак не можем проследить – где, как, в какой памяти хранятся алгоритмы физических законов, как происходит их развертывание, как вычисляются новые параметры движения при физических взаимодействиях. Что и как должно происходить - мы знаем и наблюдаем, но промежуточные результаты движения информации, сопровождающие эти изменения, не оставляют никаких следов. У нас нет никаких, даже крайне сомнительных гипотез на эту тему. Физические законы мы воспринимаем как данность - они таковы, и другими быть не могут, поскольку все уравновешено. При других законах будет совсем другая физика, другая Вселенная.

В эмпирической науке, каковой является физика, законы можно только открывать и изучать, но «играть» с ними непозволительно. Вопросы о механизмах их появления в каждом кванте физического пространства задавать как-то не принято. Мы верим в то, что физика вездесущая, всепроникающая, всеобъемлющая. Физика вне времени – она неизменна. Сомнения в основаниях научной религии – непозволительная ересь.

Никто никогда всерьез не ставил вопрос о механизмах реализации физических законов и о возможности воздействия на них. Конечно, это очень опасно. Это намного опаснее вторжения в механизм хранения и развертывания генетической информации, но об этом хотя бы говорят. На государственном уровне принимаются запреты на исследования в этой области, потому что уже понятно, что это возможно. Но на генетику физики наложено непререкаемое табу, нарушать которое не дано даже в мыслях.

Подобно тому, как химия выросла из алхимии, процесс понимания механизмов реализации физических законов могли бы инициировать те, кто с этими законами обращается вольно – представители «оккультных наук».

    7. Разумное и информационное
Как отмечалось, информация есть процесс создания прототипа в другой системе. Для создания прототипа необходим «строительный материал». В системе, воспринимающей информацию, должны присутствовать прототипы других объектов исходной системы. Без этого количество и содержание информации не определены.

Чем больше прототипов имеется в системе, тем более содержательной становится вновь полученная информация (по формуле Шеннона с ростом n растет количество информации). Другими словами, информация – это дополнение и уточнение того, что уже известно. Чем больше известного, тем выше информационная ценность дополнения. Но когда известно все (дополнять и уточнять нечего), информация превращается в тавтологию и перестает быть информацией. Т.е. информация – это эпизод в истории развития системы, индикатор ее развития.

Понятия «информация» и «понимание» взаимосвязаны. Можно утверждать, что понимание – это одна из форм актуализации информации. Сообщение становится информацией только в процессе ее понимания, а понимание заключается в поиске для новой (неизвестной ранее) информации каких-то аналогий, т.е. подходящих прототипов в массиве  уже известного.

С ростом знания повышается вероятность того, что для новой информации будет подобран подходящий прототип. Способность к восприятию новых прототипов и  число обнаруженных «пробелов» растут вместе с объемом знания («чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю»). Но «чем больше я знаю, тем более я способен узнать и понять». Это свойство информации предопределяет ее экспоненциальный рост. С расширением ее объема все большее число объектов, событий и фактов становится доступными пониманию. Их понимание, соответственно, увеличивает объем знаний, т.е. накопленной информации. Круг (положительная обратная связь) замыкается. Новое знание становится, причиной и возможностью его дальнейшего расширения. Такая ситуация с логической неизбежностью предопределяет возникновение разума как следствие возникновения реального информационного обмена. С такой же неизбежностью компьютерные системы рано или поздно станут разумными.

Первые шаги живого на пути к разуму – информационное взаимодействие с окружающей средой, формирование и сохранение в памяти прототипов (моделей) элементов среды.

Возникновение человека разумного не привнесло ничего принципиально нового в информационные взаимодействия. Человек обладает генетической памятью, получает информацию от внешней среды, у него большая «оперативная» память. Для формирования прототипов используется информация всех этих источников. Но все это уже было, было у его «неразумных» предков, у животных. Собака (например) способна многое узнавать и даже понимать отдельные слова. Это значит, что в ее памяти хранится достаточно прототипов внешней среды, чтобы классифицировать и, соответственно, воспринимать поступающую информацию.

Конечно, сложное поведение животных можно свести к игре условных и врожденных рефлексов. Но и такая позиция не констатирует принципиальных различий между разумным и просто живым. Потому что, как убедительно показал Зигмунд Фрейд, основания поведения человека те же. Человек больше помнит, способен к более сложной обработке информации, к созданию развернутых прототипов реальности. Его поведение определяется инстинктами не прямо, а через промежуточное образование – психику. Это все количественные различия, но в конце концов количество переходит в качество. Способность  к переработке и запоминанию больших объемов информации создает нечто новое – внутренний мир человека. Этот внутренний мир содержит не просто набор прототипов реальных объектов, он содержит прототип всей реальности. Человек в значительной степени «отключается» от реальности и его поведение определяется внутренними причинами. Поток внешней информации через органы чувств сокращается - они у человека развиты хуже, чем у животных. Когда человек «думает», происходит исключительно внутренняя работа с прототипами, хранящимися в его памяти.

Сокращение «пропускной способности каналов связи» с внешним миром в какой-то мере компенсируется появлением языка - универсальной символьной («цифровой») формы представления информации. Как показывает опыт разработки компьютерных систем, обработка цифровой информации много проще и эффективнее  обработки «аналоговых» сигналов.

Внутренний мир человека закрыт. Не только для «внешнего наблюдателя», но и в значительно мере для самого себя, для своего «носителя». Исходным материалом для психоанализа, пытающегося проникнуть в этот закрытый внутренний мир, послужили отклонения в психике, в поведении. Патология была ключом к пониманию.

В глубинных основах двух очень разных сущностей – между материей и сознанием наблюдаются аналогии. В предыдущих рассуждениях мы предположили существование «внутреннего мира» физической реальности, в котором происходят информационные процессы, где на основе  алгоритмов физических законов и с учетом текущего состояния вычисляются параметры новых состояний для каждой точки пространства. Нам не доступен этот мир. В отличие от «внутреннего мира» человека, здесь не бывает сбоев, вариаций или отклонений. Это сильно затрудняет задачу его понимания, но все-таки физика ждет «своего Фрейда». Если будут обнаружены информационные взаимодействия в физике, то придется продолжить поиски, уже поиски «физического» разума.

    8. Эволюция информации. Начало и конец.
Возможно, что возникновение живого – не планетарный, но космический процесс. Все больше аргументов в свою пользу набирает предположение  о том, что предпосылки для образования живой материи (необходимые молекулы) возникли вместе с формированием солнечной системы. На Земле оказались подходящие условия для прорастания этих «зерен жизни», и возможность жизни стала реальностью. Живая субстанция пробуждает информационные процессы, начинается накопление информации, и в конце концов возникает человек разумный. В какой-то мере разум присутствует во всех, даже в самых простых биологических формах, но с появлением человека происходит качественный скачок его развития.

Возможно, что все три взаимосвязанные сущности – жизнь, информация, разум – космического (физического) происхождения. Давно отвергнутый  тезис «наивных материалистов» - «разум как форма существования материи» получает свои дивиденды.

Информационный  прогресс осуществляется благодаря условиям, при которых новая информация становится причиной ее дальнейшего приращения. С возникновением человека возникает новая - информационная, «виртуальная» реальность – «внутренний мир». Большая часть информационных обменов замыкается внутри этого мира.

Если когда-нибудь сбудутся грезы диктаторов и философов, законотворцев и военоначальников, гуманистов и антигуманистов, если когда-нибудь удастся охватить законодательством все сферы человеческой жизни, добиться  всеобщего, полного и безусловного исполнения этих законов, когда поведение каждого человека станет вычисляемым и  предсказуемым, когда внутренний мир будет включать в себя все законы поведения и человек сам, по своей собственной воле в любых ситуациях будет поступать единообразно и «правильно», тогда информационный обмен с внешним миром станет излишним, и каждый человек будет равен Вселенной, ибо физический мир таков.

Нирвана, внутренняя духовная жизнь, беспредельное, беспросветное счастье.

27.03.2007
___________________
Сайт автора: 20vek.ru.com
Сайт воспоминаний: memoclub.ru