Ахик-махик из цикла Вовка

Николаева 2
Вовка стоял около мамы, которая шила на старом "Зингере" мне платье. Накануне женщина их женсовета принесла маме кусок парусины и сказала, что всем, у кого есть девочки, дают такой материал на платье. Это были списанные чехлы с самолетов. На нашем военном аэродроме для всех самолетов не хватало  ангаров и они стояли, у специально созданных земляных валов, зачехленные. Южное солнце да и время сделали свое дело. Чехлы выгорели, кое-где были масляные пятна, но в 1944году негде было купить настоящую материю на платье, да и денег, собственно, не было. Поэтому радовались этому куску от чехла и я, и мама. Я уже выросла из всех платьев, и уже перешитых, отпущенных подолов, наставленных рукавов, которые мне сшила тетя Катя в том, тогда еще спокойном, в 1941году.Правда, когда я пошла в первый класс, тетя Катя из своего нового кашемирового синего платья сшила мне форму. Мама отпустила в талии, подол, но платье уже было мало. Я его два учебных года выносила, хотя в первый же день моей учебы в 1 классе я умудрилась выдрать клок на нем размером 20 на 25. Тетя Катя отругала меня, но сделала такой аккуратный шов и такой же на другом боку, что никто и не узнал, что платье было порвано.
   Итак, мама шила платье, я делала уроки, а Вовка внимательно следил за иголкой, которая так быстро двигалась. Мама дала ему возможность покрутить ручку, когда наматывала нитки на шпульку, и он довольный пошел в другую комнату. Там он открыл дверку комода и увидел что-то белое.Раздается Вовкина просьба:" Мама, дай!" Мама:"Что дать,сыночек?" Вовка:"Ну, мама, дай!" Мама:"Ну скажи, что ты хочешь чтобы я дала?" Вовка:"Дай ахик!" Мама :"Какой ахик?" В Вовкином голосе появляются слезы от маминого непонимания:"Дай мне ахик!" Мама  просит меня, чтобы я пошла и посмотрела, что хочет Вовка. Я иду и вижу на полке в нижней части комода - рафинад и говорю, что это сахар, он хочет сахар. Вовка довольный, что его, наконец, поняли, радостно за мной повторяет:"Да, да ахик -махик!" Я дала ему самый большой кусок рафинада и он стал грызть его, забыв обо всем на свете. Мама смотрела на Вовку и плакала... Вовка родился 14 июня 1941 года, а 22-началась война. Папа забрал маму и Вовку из роддома в субботу, 21 июня, а еще через четыре дня его отправили в Кутаиси,где формировалась его часть. Там он был три месяца и мама ездила к нему с двухмесячным Вовкой, взяв в помощники себе своего младшего брата Алешку. Ему тогда было 13 лет. В семейном альбоме есть фотография, сделанная в Кутаиси, где мама, Вовка и Алешка запечатлены...
  Вовка не видел, кроме фруктов, никаких лакомств:ни конфет, ни печенья.Поэтому сахар для него с детства был самым любимым лакомством.Обычно у нас был сахарин, крошечные таблетки, очень сладкий.И вдруг,настоящий  сахар! Кусковой! Белый аж с синевой! Мама его выменяла у женщины из военного городка на картошку и еще какие-то овощи. Летчики получали продукты, но среди прочих был сахарный песок. Мама насыпала его в сахарницу и ставила на полку, что висела над столом.Вовка влезал на лавку, потом на стол, доставал сахарный песок и ложкой ел "ахик-махик". В сахарницу входило 300граммов сахара и Вовка за два раза управлялся с ним. Мама никогда не сердилась на него. У Вовки было два любимых продукта - сахар и картошка, которую он мог есть в любом виде и даже сырую. Сахар "ахик-махиком" он называл до самой школы. Мы с ним вместе говорили:"Дайте нам ахик-махик!"