7 Чудо в стеклянной банке

Галина Польняк
Для меня большим счастьем были походы в лес с мамой. Она была для меня источником всех знаний, могла ответить на все вопросы.

Вот уже неделю я уговаривала ее пойти на луг к старицам посмотреть на водяных жуков. У меня не было аквариума, но этих жуком можно было держать в банке.

Ура, ура и еще раз ура! Сегодня мы идем ловить жуков. У меня дома на окне будут жить представители подводного мира.

Всю дорогу мама рассказывала мне про жуков. Плавунцы - хищники. Нападают на водяных насекомых, головастиков, тритонов и мальков. У личинок жвалы пронизаны тонкими канальцами, по которым в тело жертвы течёт пищеварительный сок, а обратно - переваренная пища.

Для дыхания под водой жуки берут под надкрылья запас воздуха. Личинки забирают воздух в трахеи через трубку на конце тела.

Главным орудием плавания служит пара задних ног, которая расширена наподобие весел и густо усажена волосками. Обладая такими совершенными ногами-веслами, жук плавает с такой быстротой, что может поспорить с рыбой. Плоское, гладкое, закругленное тело рассекает воду наподобие подводной лодки.

Плавунец часто всплывает на поверхность, причем может подниматься до уровня воды без всяких активных усилий, так как его тело легче воды. Напротив того, спуск ко дну требует с его стороны энергичных движений. Чтобы держаться на дне, жуку необходимо уцепиться за какой-нибудь подводный предмет, что он и делает при помощи двух пар передних конечностей, из которых каждая снабжена на конце двумя острыми крючками - зацепками.

Кроме того, защитное значение имеет и окраска жука, хорошо имитирующая темный фон поверхности стоячего водоема. Когда жук висит в воде у самой ее поверхности, выставив из воды задний конец своего тела, его защитная окраска делает его малозаметным для водоплавающих птиц.

Если взять выловленную личинку плавунца пинцетом и поднести к ее челюстям какой-нибудь предмет, личинка вонзит в него свои острые челюсти и выделит при этом каплю темно окрашенной жидкости.

Эта жидкость, с одной стороны, отравляет добычу, обладая ядовитыми свойствами и парализуя движения жертвы, а с другой стороны, играет роль пищеварительного сока, так как обладает свойством чрезвычайно быстро переваривать белковые вещества. При питании личинка не пожирает, а высасывает жертву, причем роль сосательного прибора играют ее серпообразные челюсти.

Таким образом, мы видим у личинок плавунца замечательный способ питания, при котором пища переваривается вне тела, при помощи выделяемого личинкой сока, по свойствам напоминающего желудочный, а затем уже в переваренном виде всасывается в кишечный канал.

Когда личинка вырастает, она выходит на сушу, где зарывается и окукливается. Куколку плавунца можно найти только случайно. Через несколько недель из куколки вылупляется взрослый жук. Личинки, окуклившиеся осенью, зимуют в стадии куколки и дают половозрелое насекомое на следующую весну.

Минут через двадцать, выслушав от мамы все о водяных жуках, мы подошли к старице. Заглянув в этот искусственный водоем образовавшийся в результате добычи глины, я увидела удивительный подводный мир с множеством зеленых растений и жуков разных видов. Но меня привлекли только самые большие жуки.

Я набрала воды в литровую банку. Наполнила ее всевозможными зелеными водорослями и только потом мама стала ловить для меня жука-плавунца. Это оказалось трудным занятием, потому что жуки были очень быстрыми. Нам понадобилось целых полчаса чтобы поймать двух жуков. Почему двух, потому что я решила, что одному жуку будет скучно жить в банке. Как же я ошибалась, когда пошла на это.

С большой радостью и осторожностью несла я банку с драгоценной ношей. Дома я соорудила себе аквариум в трехлитровой банке. Больших трудов мне стоило закрепить водоросли речной галькой на дне банки.

Когда новый дом для жуков был готов я выпустила их в банку. С большим вниманием и интересом я смотрела как жуки набрасываются на куски мяса. Как поднимаются на поверхность, чтобы набрать воздуха и как цепляются лапами за водоросли, чтобы удержаться на дне банки.

Я могла часами стоять возле банки и смотреть на своих питомцев. Кормление жуков стало моей обязанностью, и я легко с этим справлялась пока не приехал Кеша. Мне постоянно хотелось его видеть и слушать что он говорит своему Галчонку.

И вот в одно утро я забыла накормить своих жуков, а на другой день заметила, что в банке остался только один жук.

- Как тебе не стыдно, - ругала я жука, - разве можно было съедать своего собрата.
- Жизнь так устроена, - говорила мне мама, - выживает сильнейший. Тебе стоит отпустить этого жука на волю.

Что я и сделала в этот же день. Банка с водорослями простояла на окне все лето и всю зиму потом и ее я вылила в старицу.


Продолжение следует
http://proza.ru/2012/04/11/1679