Моё село

Галина Татарнёва
Историческая справка (данные госархива):

«Одно из старейших населенных пунктов в районе - село Сохрановка. Ему уже более 150 лет».
«В справочнике на 1864 год значится: "Сохранов (Хонжонков), поселок владельческий при реке Камышеной". Число дворов 82, число жителей мужского пола 534, женского пола 535».

 Думаю, село гораздо старше, ведь в справочнике оно упоминается как уже сложившийся населённый пункт. Кто знает, сколько понадобилось времени, чтобы число дворов стало таким, как 1864 году. Наверняка начиналось оно с пары-тройки хуторов, затерявшихся в бескрайних степях.
О происхождении самого названия села Сохрановка существует множество версий, какая из них ближе к истине - не знаю, выбирайте на свой вкус!

 Версия первая. Село получило своё название по имени некоего Софрона, поселившегося в этих местах в давние времена, и называлось Софроновка. Позднее название трансформировалось из Софроновки в Сохроновку и далее в Сохрановку.

Версия вторая. Местность эта издавна использовалась как «схорон» (т.е. место, где что-то прятали) «гулящего», разбойного люда.

 Версия третья. Беглые крестьяне «хоронились» здесь от преследования и местность эта «сохраняла» всякого, кто сюда  добирался. Рядом Дон, а "с Дона выдачи нет" - гласил казачий неписаный кодекс. Верна ли эта версия - не знаю, но мне она нравится больше всего.
 
 По сей день в селе много всякого народа, приехавшего  в разные времена, да так и оставшегося, осевшего в этих местах. Места хватает всем. И многие, кто остался и врос здесь корнями, считают, что лучшего места на свете нет.
Коренное население, то есть те, кто живёт в селе несколько поколений, почти все родственники (хоть и дальние). Поэтому много однофамильцев. А если учесть, что традиционно в семьях детей называют именами дедов и прадедов, то и полных тёзок тоже не мало. И, чтобы не путать однофамильцев и тёзок, людей называли уличными прозвищами. Говорят, в советские времена даже в ведомости на зарплату в скобочках указывали прозвище. Порой, фамилию вспоминали в последнюю очередь. Так, если отец получал прозвище Ёжик, то дети были Еженята, а повзрослев, сами становились Ёжиками. Прозвище  становилось наследственным. И уж кто такие Петровы или Сидоровы вспомнить могли немногие, но стоило сказать Ёжики – все знали о ком идёт речь.

 Преобладающей национальностью считается русская национальность. Но, поскольку издавна селились здесь и украинцы, и казаки, и русские, и ещё не знаю кто, то на русских - в привычном славянском их виде - похожи не многие. Есть очень смуглые, кудрявые – ну ни дать ни взять – турки, а есть рыжие – ну просто вылитые поляки! Но по паспорту – все русские!
  С распадом Советского Союза появилось в селе много переселенцев, в основном из Чечни и Узбекистана. Улица Дружбы, где в деревянных общежитиях поселились беженцы,  стала называться Чечен-аул. К 2000 году беженцы из Грозного как то «рассосались» по другим городам и весям. Осталось несколько семей, прижились, уже и внуками обзавелись на Сохрановской земле. Но этот край посёлка по привычке так и называют Чечен-аул. Хотя улицу переименовали из улицы Дружбы в Дачную. Так что все её жители теперь дачники.

  С языком (т.е. речью) тоже сложно. Как и везде, где исторически проживает несколько национальностей, появилось своё наречие – что назывется «смесь французского с Нижегородским».  Язык называется «хохлячий», и состоит из смеси украинского, русского, казачьего и еще бог знает какого. С украинской «мовой» он имеет очень, очень отдалённое сходство, с русским языком – ну, что-то есть общее. Ну, а как говорят казаки, я знаю, разве что из «Тихого Дона» и судить о сходстве не могу.
Официальные названия улиц, как и везде в Советском Союзе, были оптимистически-трудовыми, но в народе чаще имели свои названия. Так, были, и по сей день существуют, Бугаивка, Цуциивка, Гарбузивка и другие колоритные и самобытные названия, существующие с давних времён.

  Есть церковь, которой 150 лет, и которая до последнего времени была в полуразрушенном состоянии. Она пережила вместе с селом все тяготы революции и послереволюционного лихолетья. Была и складом, и амбаром, и просто развалиной. Но, в последние несколько лет, началось её возрождение.  И теперь по воскресеньям и праздникам (церковным, естественно) в нашей церкви проходят службы.
Так что жизнь потихоньку (хотела написать налаживается, но рука не поднимается!) меняется. А к лучшему ли – время  покажет…