Мама

Людмила Лебедева
Тема отцов и детей может иметь различное звучание в наше время. В том числе и то, которое описано в книге «Руфь». Эта небольшая книга посвящается истории взаимоотношений свекрови и снохи. Первая  из них – Ноеминь - была иудейкой, вторая –  Руфь - моавитянкой. Они были представительницами не только разных поколений, но еще и разных культур, разных религий. Можно представить, сколько вопросов в их совместном существовании могло оказаться спорными!
Актуально? Думаю, что многие замужние женщины ответят положительно. Далеко не всегда такие отношения складываются гладко. Частенько, свекровь ненавидят, и гораздо реже – любят. И эти чувства по обыкновению бывают взаимными.
А как же дело обстояло у  двух женщин, история которых описана всего на нескольких библейских страницах?
Руфь меня восхищает. Читая о ней, я не устаю удивляться душевной теплоте, которую она смогла отдать своей свекрови. Ведь ее отношения были не просто официально-вежливыми и в глазах людей приличными. Она не просто соблюдала нормы, которые должна была бы соблюдать по закону. В ее отношении было нечто большее…
Выходя замуж, во время церемонии бракосочетания мы обычно впервые называем свекровь мамой. Мы признаем, что, поженившись, супруги стали одной плотью,  и что  родители у этой плоти – одни. Но как реагирует на это известие сердце новоиспеченных детей и родителей?
Читая о Руфи, я понимаю, что эта девушка не просто назвала Ноеминь матерью, но и приняла ее за таковую. И сделала она это по-настоящему, от всего сердца. Думаю, что дело здесь было не в Ноемини. Ведь у той было две снохи, которые, однако, по-разному относились к ней. Оставшись вдовой и потеряв сыновей, Ноеминь «вышла … из того места, в котором жила, и обе снохи ее с нею. Когда они шли по дороге, возвращаясь в землю Иудейскую, Ноеминь сказала двум снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей…» (Руфь 1:7)
Предложение было сначала обоими отвергнуто, но потом, поплакав, сколько было положено для соблюдения приличий, сноха по имени Орфа покинула свою свекровь. Она собиралась устроить свою жизнь: выйти повторно замуж, родить детей. Ведь именно ради этого отправляла Ноеминь  девушек обратно к своим матерям. Живя в двадцать первом веке, практически не знающем преемственности поколений и почитания старших, можно сказать, что Орфа поступила разумно. В ее поступке не было ничего дурного и предосудительного. Правда, достойного подражания тоже ничего не было. Больше о судьбе Орфы и о том, как сложилась ее дальнейшая жизнь ничего неизвестно. История забыла о ней.
Руфь тоже могла уйти. Долг перед обществом больше ее не связывал. Что же ее остановило? Девушка не просто осталась со своей свекровью, но и поклялась, что никогда не покинет ее. «Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом;  и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою». (Руфь 1: 16-17)
Такие слова невозможно сказать только из долга. Нечто подобное мы читаем также тогда, когда Ионафан и Давид клялись друг другу в дружбе. И все знают, как сильна и крепка была эта дружба.
Интересно, как могли бы измениться мои взаимоотношения со свекровью, если бы я смогла преступить всякие психологические барьеры и с такой же широтой, как это сделала Руфь,  распахнуть свою душу ей навстречу? Всякий раз, когда я об этом думаю, я понимаю, что обрела бы друга и что мама моего мужа получила бы поддержку, в которой  так нуждается ее израненное сердце. И все же.… Боюсь, что не я одна не могу расплавиться в лучах не слишком жаркой любви свекрови.
Где же обрести тот мощный заряд решимости преобразить свои отношения с той, которая по праву называется Мамой? Ведь я точно знаю, что первый шаг должна делать я, а не она. И то же самое стоит понять всем снохам. И не стоит говорить, что свекровь старше, умнее, а значит, она и должна начать меняться. Решая любую проблему, не стоит ждать, пока правильно начнут поступать другие. Начало решения всякой проблемы лежит внутри самого человека. Были ли проблемы с Ноеминью  у Руфи, мы не знаем, но можем предположить, что у них было все, как и у всех. И я верю, что именно Руфь стала инициатором своего дочернего отношения к новой маме.
Именно ее жизнь может стать для нас источником вдохновения и стремления преобразить свое отношение к матери мужа. И самое главное в ее жизни вовсе не то, что придя в Вифлеем и  следуя советам Ноемини и собственному желанию позаботиться о пожилой женщине, Руфь удачно выходит замуж и получает материальное благословение. В этой истории главной является оценка Господа такого дочернего, любовного отношения к новой маме, ценность которого, несомненно, не изменилась и в наши дни. Именно Его оценка показывает, что отношения между поколениями в семьях очень важны, и что их нельзя просто игнорировать или считать неважными. Руфь, дочь чужого народа, не израильтянка, стала прабабушкой Давида, из рода которого потом был рожден Иисус Христос.
Именно любовь, которую Руфь-моавитянка подарила свекрови, показывает нам пример для подражания. Как важно не закрыться в раковине своих различий во мнениях и взглядах, в раковинах устоев и традиций некогда чужих семей. Иногда разногласия по поводу ведения домашнего хозяйства приводят к катастрофическому расколу в отношениях и полному непониманию между представительницами двух поколений. Но стоит перешагнуть через эти не столь важные вопросы и попытаться принять друг друга такими, как есть. И это решение будет благословлено Господом.