Спичка на солнцепёке

Ильдус Тимерханов
               
Жила-была Спичка. Как полагается спичкам, она томилась в коробке, ожидая своей очереди. Другие ее сородичи постепенно уходили, зажигая по пути кто сигарету, кто костер, кто что-нибудь другое. А до нее очередь все не доходила. Это ее обижало, ведь она тоже могла породить огонь. А что на свете может быть лучше и красивее огня?
В один день Спичка из коробки выпала. Это произошло случайно. Когда брали одну из ее подруг, нечаянно зацепили и ее. Уронили, но не подняли. Теперь спичка лежала на краю скошенного луга, на самом солнцепеке.
Недалеко от нее работали люди. Они собирали в копны высохшее сено. А потом складывали его в большие стога.
Рядом ходили два мальчика. Один из них вдруг увидел низко летящую сороку и замахал на нее граблями. Та прибавила ходу и, должно быть от испуга, уронила что-то блестящее. Это был осколок линзы от чьих-то очков.
Мальчики подобрали стекло, внимательно рассмотрели и, решив, что оно им не нужно, откинули в сторону. Осколок упал рядом со Спичкой.
 - Ты кто? – спросила Спичка.
 - Я осколочек линзы. Стекляшкой меня зовут.
 - А что ты умеешь делать?
 - Раньше прибавляла людям зрение, но оправа, в которой я жил, сломалась. Впрочем, увеличивать предметы я могу и сейчас.
 - Интересно! А как ты это делаешь?
 - Ну, не по-настоящему, а понарошку. Погляди-ка на былинки, лежащие подо мной.
 - Смотри-ка, они и в самом деле крупнее других!
- Накрыв предметы своим телом, я их как бы увеличиваю. А на самом деле они остаются такими же, какие есть.
 - Значит, ты фокусник?
 - Не совсем. Кстати, а ты что тут лежишь?
 - Выкинули меня из коробки и ушли. Всю жизнь мечтала зажечь что-нибудь, да вот видишь, не получилось. Скоро может пойти дождь, тогда уж вообще пропаду. Мне ведь нельзя мочить себе голову.
 - А хочешь, я тебя зажгу?
 - Хочу, очень хочу!
 - Но для этого мне надо перелечь вон на ту кочку и ждать наступления полудня. Тогда я смогу направить несколько лучей солнца на твою голову. Пройдя через меня, они станут до того жгучими, что ты тут же вспыхнешь, как сухой порох.
 - Ах, как хорошо! Но кто же тебя переложит туда?
Вокруг, кроме многочисленных насекомых, никого не было. Но ни Спичку, ни Стекляшку они даже слушать не хотели.
Вдруг мимо пробежал Муравей.
 - Муравей, не могли бы Вы подойти к нам? – окликнула его Стекляшка.
 - Чего изволите?
 - Переложите, пожалуйста, меня на ту кочку.
Муравей стал ее поднимать. Но стекло оказалось для него слишком тяжелым. Тогда он позвал друзей и они, дружно взявшись, тут же его переместили.
 - Спасибо! – сказала Стекляшка.
 - Не стоит благодарить, - ответили Муравьи, спеша вернуться к своим делам.
А солнце между тем поднялось уже высоко. Лучи его падали на Стекляшку, и та вся светилась от счастья. Но еще больше радовалась Спичка.
 - Сперва я зажгу вот этот пучок сена, - говорила она самодовольно. – потом огонь перекинется вон на те стога и копны, а оттуда и до леса рукой подать. Вот будет потеха! Неужели подходит час и моего фейерверка?! Да этак я переплюну всех своих сородичей!
Стекляшка была крайне изумлена.
 -Ой, что же я наделала! – воскликнула она, вникнув в суть этих слов.
Она хотела пристыдить ее, но Спичка даже слушать не стала, а все говорила о бушующем огне, о высоком пламени и стреляющих в небо искрах.
Время шло, солнце поднялось все выше. Стекляшка расстраивалась все сильнее. И вдруг она увидела знакомого Муравья, опять спешившего куда-то мимо.
 - Муравей, Муравей, извините, ваша помощь мне понадобилась снова! Я хотела просто выручить Спичку, а она, оказывается, хочет все вокруг сжечь. Сгорит луг, сгорит лес, сгорит и ваш муравейник!..
Муравей от неожиданности вначале растерялся, но, быстро собравшись, побежал к своим товарищам звать на подмогу.
“Не успеют”, - подумала Стекляшка, чувствуя, что лучи, проходящие через нее, вот-вот направятся на голову Спички. Но тут, к счастью, солнце потускнело: его закрыло небольшое облако. Это обстоятельство немного оттянуло время, однако острые его лучи стали появляться снова.
К этому времени подоспел и Муравей. Он был… один.
 - Ну все, мы пропали, - опечалилась Стекляшка. – Что ты можешь один?!.
Однако Муравей был спокоен.
 - Вот дурень-то я, - говорил он про себя, - в спешке забыл все на свете. Стекляшку мне, конечно, одному не перенести, на зато Спичку я потащу запросто!
А Спичка лежала в прежней позе и все мечтала. Она даже не заметила, как Муравей взвалил ее на спину и потащил к озеру.
Очнулась Спичка в воде. Сколько ни старалась попасть на берег, не смогла, и в конце концов застряла в прибрежной осоке – никому не нужная и не опасная.