Мама

Дениза
<Что имеем-не храним,потерявши-плачем!>- твердит народная мудрость

 ----Мама,как трудно без тебя!  Как поздно, я поняла это. Хочется подойти,  обнять тебя  обвив руками шею, положить голову на плечо, и почувствовать себя ,маленькой девочкой. Пожаловаться  и поплакать ,а мама обнимет, погладит по голове, и скажет, что-то доброе, нежное и ласковое.  Только теперь понимаешь, что ты значишь для нас , в этой жизни, но сделать уже ничего нельзя. Мы , принимали от тебя доброту и ласку, ты всегда могла выслушать и понять, а вот тебя ,мы ,мало слушали. Так хотелось  поговорить ,как женщины, о своем ,о девичьем . И всегда не хватало этой минутки, все казалось, время будет, еще успеется. А времени ,оказалось так мало и в твои 50 лет ,твоя  свеча догорела.                И теперь, стоя возле могилы, зажгла свечу и поставила ее среди цветов.  Это все что я могу сделать для тебя мама и помнить.
  - Мама, милая моя ,добрая мама! Как хочется сказать, тебе, столько добрых и теплых слов, посмотреть в глаза, всматриваясь в каждую морщинку. Обнять тебя и сказать, столько нежных и добрых слов, окружить тебя, нежностью и заботой, которой ты одаривала нас, но очень мало получала взамен.
Прижаться к твоим натруженным рукам .Я , помню тебя, всегда веселой, жизнерадостной, неунывающей .Ты всех подбадривала, а у самой ведь тоже жизнь была сложная. С девяти лет, помогала своей маме на поле, чтобы больше заработать трудодней, в  послевоенное, трудное время. Отец погиб в 44-ом году. После школы ,техникум и работа. Сколько помню тебя ,все время на работе . Ночами, подрабатывала сторожем в детском саду, чтобы мы с сестрой ,ни в чем не нуждались.( После развода, отец алиментов платил мало).
  - Мама ,только сейчас понимаю, с высоты своего возраста, что ты тогда сделала . Добилась опекунства ,над четырьмя детьми своей сестры ,которая умерла. Старшему было 11 лет ,а младшей 5.Притом ,она была ,умственно-отсталой.  Так, нас стало шестеро. Ты никого не выделяла .И за это, все дети ,тебе, благодарны   до сих пор ,называют тебя ,мамой.   Благодарны тебе, что выросли в семье, а не в детском доме. Ты уходила, мы еще спали, ты приходила, мы уже спали. И принимали всё, как должное и по этому, горьки комок давит горло.
   -Мама.- шепчу я ,понимая, что никогда ,мне больше никого не назвать так. Помню, тебя веселой душой нашего дома. Тот, небольшой ,20 квартирный дом, где все друг друга знали. И жили ,как одна, большая  семья, деля радости и беды. Двери нашего дома , всегда  были открыты, соседки приходили со своими радостями и горестями, и ты всегда могла выслушать и помочь, чем могла.
  -Милая, моя мамочка.
  -Большое сердце.- говорили у тебя. Мы, привыкли видеть тебя ,оптимисткой.
Однажды ,летом ,стояла невыносимая жара. Я встала ночью и услышала плач, доносившийся из маминой комнаты. Подойдя ближе, я услышала, что моя неунывающая мама ,плачет. Тогда, я не решилась войти в комнату, для меня, это было удивительно. Мы, привыкли маму видеть другой. И никогда, со слезами на глазах. Я, молча стояла возле двери в растерянности, не зная, как поступить. Я ушла к себе, так и не войдя к ней. Так никогда и не сказав , ей, об этом. Лишь теперь я понимаю, что это были слезы усталости, безысходности, минуты слабости ,сильной женщины. А утром ,как всегда, мама была веселая и шутила с нами, словно и  не было той ночи.
Приезжая в отпуск, я подхожу к нашей двери, и с замиранием сердца нажимаю звонок, мне кажется, что сейчас я услышу шаги, знакомые до боли шаги, дверь откроется, а на пороге моя мама. прослезившись , обнимет и  скажет -" ну наконец-то приехали ."
   -Мама…..- шепчу я в пустоту. Я, так много должна тебе.  Если бы ,можно было все вернуть, я бы......, ах