КИНО

Сергей Мехреньгин
     Чапаев, Котовский, Олеко Дундич, Трактористы, Семеро смелых, Парень из нашего города… А наряду с ними - Подвиг разведчика, Первая перчатка, Вратарь, Весна, Волга-Волга, Весёлые ребята, Марья-Искусница, Морозко... Кто не помнит этих фильмов, если спросить людей «поживших»?
     В те времена полноэкранных кинокартин выпускалось не столь много, как нынешних телевизионных сериалов, и потому исполнителей главных ролей — суперзвёзд советского кино в народе знали всех наперечёт. И ведь какие были артисты...
     Кадочников, Жаров, Андреев, Алейников, Бернес, Крючков, Сорокин, Васильев, Ильинский, Грибов, Миллер — яркие представители мужской половины творцов экранных образов.
     Из артисток более других запомнились, конечно же, Целиковская, Ладынина, Серова, Орлова и Раневская.
     Естественно, что на детских киносеансах в клубе показывали героев Гражданской и Великой Отечественной войн, фильмы про спортсменов, комедии и сказки.
     Обычно это происходило в выходные дни, и самым страшным наказанием, наверное, для многих детей того времени было не получить от родителей 5 копеек на кино. А своих карманных денег не водилось...
     Какова же была горечь от сознания того, что твои ровесники сидят в клубном кинозале, наслаждаясь перипетиями происходящего на экране, а ты, будучи лишён этого наслаждения, слоняешься из угла в угол или бродишь опустевшей от детворы улицей!..
     Ну, а в другом, лучшем случае, после наведения должного «марафета» — умывания, причёсывания, одевания «по форме выходного дня» — каждый из нас получал по пятаку и, зажав его в потном кулачке (не дай Бог, потеряешь!), отправлялся в клуб.
     Шли не спеша, чинно, взявшись за руки, едва сдерживая нестерпимое желание   пуститься наперегонки — поскорее занять заветные места в зале, поближе к экрану. Но бежать нельзя — не принято было бегать в «цивильном».
     Но вот и поселковый клуб.
     Тянешься ручонкой до прорези в кассе, отдаёшь свой пятак, получаешь желанный билет. И, минуя контролёра, — в зал.
     Ага, первый ряд уже занят. Но есть места во втором. Тут, конечно же, не до условностей: бежим, как будто позади злой пёс.
     С разбега «влетаем» в скрипучие клубные сиденья напротив экрана, устраиваемся поудобнее. Меж голов впереди сидящих пацанов и девчонок почти всё видно, если что — и привстать можно.
     Ура! Свет погасили. Из будки киномеханика доносится знакомый стрёкот аппарата... Сейчас, сейчас, уже сейчас!..
     Вот титры прошли. И мы, словно в омут,  погружаемся в «важнейшее из искусств».
     На протяжении всего сеанса нас в зале нет. Мы, вместе с киногероями, — там, на экране: скачем на коне, стреляем, плывём, идём в атаку, умираем и в конце — побеждаем.
     А как становится жаль, когда на экране возникает заключительная надпись: «Конец фильма»…
     Зато, сколько разговоров, воспоминаний эпизодов, повторений реплик... Каждый старается перекричать друг друга: «А ты помнишь?..». И настроение у всех — отличное. День прошёл удачно!

Из воспоминаний Виктора МЕХРЕНЬГИНА.*

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

* http://www.proza.ru/2010/01/26/324