Ключ

Константин Белянин
  - Ну поймите, два, три, двадцать тестов – это мало, а тут мы говорим о пяти тысячах по случайной выборке! С контрольной группой, и в полевых условиях! Погрешность ничтожно малая. Конечно, случаи всякие возможны, но мне бы такую «случайность» – и я выиграл бы все лотереи и в любую рулетку пять тысяч раз подряд!
  - Не горячитесь, Дмитрий, подготовьте доклад по исследованию, и предоставьте его мне. Отлежится неделю-другую, я его прочитаю, потом сядем с вашими ребятами, пересмотрим все результаты тестов, анализов, а там, глядишь, и найдём какое-нибудь объяснение. Я всё-таки склонен думать, что в анализ закралась ошибка. Сейчас, при такой эйфории, трезво поглядеть на это дело не удастся, а когда эмоции поулягутся – тогда и проверим. Ладно? Разумно?
  - Василий Сергеевич, я уверен – эту методику мы уже не первый год используем…
  - Вот поэтому я и настаиваю на перерыве. Я даже предлагаю тебе с женой отправиться в отпуск недельки на две, на месяц – как только я получу копию твоего отчёта, само собой. С отделом кадров я договорюсь, и премию тебе выпишу, чтобы вам там не стесняться. У моего друга в Швеции домик есть на островах недалеко от Стокгольма – вам должно понравиться.
  - Отпуск – это хорошо, но я всё-таки думаю, что моя группа совершенно права в своих выводах. Конечно, чтобы дать полноценную картину, придётся воспроизвести опыты, подточить формулировки, но я чувствую, что в основе мы правы, а частности – это уже так, для блеска.
  - Дмитрий, мне нравится твоя убеждённость, но поверь старому волку – семь раз отмерь, а потом уже… наперёд батьки в пекло лезь. Жду твой отчёт, потом готовь с женой чемоданы – и в Швецию! Ну, или куда вы там решите… но в отпуск ты у меня пойдёшь, а то два года уже никуда не вылазишь! Всё на сегодня, ступай домой уже!
  - Ладно, Василий Сергеевич, уговорили, - Дмитрию льстил фамильярный тон руководителя кафедры. – Швеция, так Швеция! Посмотрим, как там король Карл Густав поживает. До свидания!
  - Жене привет передавай! И про отпуск скажи – а то завтра сам позвоню, скажу, что отказываешься – будешь потом перед ней оправдываться, - Властин протянул Дмитрию руку, тот пожал её, и ответил:
  - Вы уж тоже, тогда, другу своему в Стокгольм не забудьте позвонить, а то вдруг у него домик уже занят! Тогда придётся нам горящий тур в Египет покупать, или в Польшу с шопниками…
  - Давай, давай! – Василий Сергеевич похлопал Дмитрия свободной рукой по плечу.

  После того, как Дмитрий вышел, профессор сел в кресло, пощёлкал выключателем своей настольной лампы, невидяще смотря на листок с набросанными Дмитрием рисунками, формулами, цифрами, потом снял с подставки свою трубку, и принялся нарочито неторопливо набивать её табаком из банки, время от времени качая головой, и взглядывая на бумагу. Зажёг спичку, покрутил её, пока пламя не занялось поярче, и начал раскуривать трубку, а когда табак равномерно разгорелся, выбросил спичку в пепельницу, переложил трубку в правую руку, а левой поднял листок поближе к глазам, ещё раз пробежал глазами, и положил его в верхний ящик стола.

  За окном начало смеркаться, и Василий Сергеевич, вытряхнув пепел, набрал номер на своём аппарате:
  - Алло, Аллан? Нам нужно поговорить по закрытому каналу… Да, важно… Дело в том… помнишь, я тебе рассказывал про своего нового руководителя группы по исследованиям вируса R15D8? Ну вот, он, кажется, слишком близко подошёл к Теме… Нет, исключено – Дмитрий очень одарённый молодой учёный, и мне он здесь нужен… Да, я понимаю, что по возрасту… Ну, пока что я его намерен отправить к Бьоркгрену в Стокгольм, а когда вернётся, то и поговорим… Нет, ты что? Он наизусть всё помнит, как тут заменишь?! … С женой, разумеется! … Я думаю, подождём две недельки, потом поговорим с ним – надеюсь, он поймет. Ну а нет – тогда пока что мягкая коррекция, а там посмотрим, но мне нельзя выпускать его из виду… Да к чёрту! Он парень не честолюбивый, и скорее годы будет ждать, чтобы его напечатали в серьёзном толстом журнале, чем продаст историю в эти газетёнки, да и потом, такую историю в крайнем случае на выходе можно будет проконтролировать, так что для переживаний повода нет… Ну тогда договорились. До скорого! Я перезвоню, если что-то новое появится.

  Властин нажал на рычаг телефонного аппарата, посидел несколько секунд раздумывая, и начал крутить диск снова. В этот раз долго не отвечали, но через минуту на том конце подняли трубку:
  - Добрый вечер, Бьорн! L;get?* Не разбудил?… Да я знаю, но всё-таки… Дело такое, ты не сможешь приютить моего сотрудника с его женой у себя в Стаммаршунде?... Недели на две… Будь добрый, создай им максимальный комфорт, чтобы у них ни о чём кроме отдыха голова не болела… Ну я не знаю, свози их в куда-нибудь, покажи Старый город, на яхте покатай… Нет, не надо. Даже наоборот – никаких «научных кругов». Кофе, булочки, почитать хорошую книгу на бережку… Да, он слишком приблизился к Теме… Так я и занимаюсь!!! Аллан в курсе, других я тоже предупрежу… Пока что держим под контролем, потом примем решение… Hej do!**

                2.
  Двое стояли на деревянных мостках, к которым были привязаны лёгкие пластиковые лодки с вёслами. В воде отражалось фиолетовое предзакатное небо, лебеди лениво плавали недалеко от пристани, время от времени окунаясь головой в воду в поисках пищи – их лапы при этом смешно дёргались в воздухе, и Жанна каждый раз улыбалась, глядя на них.
  - Димка, это прямо волшебное лебединое озеро какое-то!
  - Это пролив, кусочек моря между островами, а ты – «озеро»…
  - Зануда!
  - Конечно, зануда… а вечер, и правда, волшебный. И тишина какая! – Димка обнял свою жену за плечи, и продолжил невпопад, – Этот профессор Бьорн варит чудесный кофе!
  - Да, а булочки? Прямо как у Малыша и Карлсона!

  День они бродили по острову, иногда недалеко от гравийки им попадались ухоженные цветные домики (почему-то шведы любят желтый или тёмно-бордовый цвета), маленькое поселение с магазинчиком и заправочной станцией, лютеранская церквушка с прилегающим к ней кладбищем. Если бы не утопленные в подстриженной траве надгробные плиты, то можно было бы подумать, что это просто хорошо ухоженный газон. Несколько раз в лесу слышался им хруст ломающихся веток – лоси прокладывали себе дорогу, убегая от людей. Бьорн предупредил, чтобы молодые не заходили далеко в лес – сезон охоты уже открылся, и не все охотники проявляли нужную осторожность. За лосей их, конечно не примут, а вот шальная пуля может вполне подпортить отпуск. После продолжительной прогулки Дима и Жанна изрядно устали, но по окончании сытного ужина (который закончился тем самым кофе и булочками) выбрались на лодочный причал – он был через дорогу от лужайки перед домом Бьоркгрена. Им не хотелось пропускать это умиротворяющее зрелище.

  У Бьорна они гостили меньше недели, а ощущение было такое, будто он их старый добрый друг, которого они знали со школы, а то и с детского сада, и разница в возрасте никак не мешала этому странному ощущению. Сейчас он сидел на крыльце, и дымил своей маленькой потемневшей трубкой. Жанна всегда очень плохо относилась к курильщикам, но профессор её не раздражал; напротив, его ароматный табак оказался даже приятен – будто в осеннем воздухе висел слабый запах костерка из еловых лап и иссушенных берёзовых веточек с лёгким сладковатым оттенком лакрицы.
  - Слушай, я так и не поняла тебя – что ты там такого странного нашёл, - Жанна так же резко сменила тему разговора.
  - Жан, давай я позже попытаюсь объяснить – я наслаждаюсь безделием сегодня. Мозг никак не хочет работать; он призывает меня впитывать свежий воздух и свежие впечатления!
  - Зануда!
  - Ты это уже говорила, - Дмитрий поцеловал жену в шею под ухом, она привычно отстранилась, наклонила голову и захихикала: ей было щекотно и жутко приятно.

  Солнце уже село, но небо и вода всё ещё отсвечивали неярким чернильным светом. Жанна повернула голову, и, указывая на горизонт, сказала:
  - Смотри! Красотища какая!
  От края неба неспешно поднимались голубоватые сполохи, они разрастались, затягивая небо, и через несколько минут будто вся земля накрылась мерцающим холодным куполом северного сияния.
  - Бьорн, вам это оттуда видно?
  - Да, Жанна! В это время года, и на нашей широте это редкое явление, так что вам сильно повезло. Как по заказу!
  - Красиво, правда?
  - Очень!
 
  Зрелище продолжалось довольно долго, Жанна озябла, но они стояли, не отрывая глаз от завораживающего зрелища. Девушка время от времени показывала на какой-нибудь участок неба, и говорила:
  - А этот похож на ангела! Ой, смотри, цветок! – Дима смотрел туда, куда она показывала, и иногда соглашался, иногда начинал спорить:
  - Да нет, самолёт какой-то без хвоста… А это – собака… Ну где ты это видишь, там же просто пятно бесформенное!

  Сияние начало расползаться, пока отдельные всполохи вдалеке наконец вовсе не исчезли.
  - Давай в домик скорее, выпьем горячего кофе – и спать.
  - Ну уж нет! Сегодня я спать тебе не дам, - Дима развернул жену к себе лицом, и жадно поцеловал в губы.
  - Какой ты сегодня горячий! - шептала Жанна в перерывах между поцелуями. – Но в домик-то хоть давай зайдём – здесь так холодно!

                3.
  Отпуск подходил к концу, Дмитрий и Жанна не успевали впитывать все впечатления от нескончаемых поездок, которые организовывал Бьорн. Больше всего им нравилось бродить по тесным улочкам Старого города, подолгу рассматривая дома, которые жались друг к другу, некоторые такие узкие, что их можно было пройти за пять шагов. Когда они уставали от ходьбы, они присаживались за столики кафе на улице (в особо холодные дни они заходили внутрь), и пили крепкий кофе с полюбившимися им белыми булочками с корицей. Уставшие, они почти не разговаривали, а подолгу смотрели на пламя уличных свечей, которые обычно стояли на мостовой по обе стороны от входов в эти кафе. Вечером Дима любовался на жену, которая, как ребёнок, засыпала в обнимку с мягкой игрушкой мумми-троллем, которую они купили в одном из магазинчиков Гамла Стана***.
 
  Их немало повеселила смена караула у королевского замка: молодой солдат в белых гамашах, и с копной светлых волнистых волос, выглядывавших из-под белого шлема, после обмена необходимыми движениями и фразами-командами с другим караульным заступил на его место, и в конце, как-то по-утиному ковыляя, придерживая карабин с примкнутым штыком, который кое-как болтался у него на плече, забрался в полосатую будку рядом с воротами, из которых недавно выехал старинный Роллс-Ройс с блестящей крылатой фигуркой на белом капоте. Сменённый караульный с разводящим ушли обычным прогулочным шагом вглубь двора через те же ворота вглубь двора к казармам.

  Дня за три до отъезда Дима задержался в столовой с Бьорном (Жанна уже мирно посапывала в тёплой кровати). Тот стал расспрашивать Диму о его последних исследованиях, и Дима так же, как и с Властиным до того, начал с энтузиазмом рассказывать, как они организовывали и проводили тесты, как анализировали полученный данные. Посередине своего объяснения достал небольшой блокнотик, развернул его на пустой странице, и стал что-то писать, рисовать, показывать Бьоркгрену. Профессор сидел, меланхолично покуривал свою трубочку, внимательно слушал, рассматривал рисунки, формулы, цифры, но не выказывал никакого удивления: будто ему пересказывали фильм, который он видел уже сотню раз.

  - Так вот, сомнений у меня нет – я об этом всё время думал, пока мы здесь отдыхали. В участке 213 развёрнутой спирали ДНК есть… я пока что называю его «замком», не придумал никакой термин более подходящий. То есть, упрощённо говоря, если вставить туда некий набор нуклидов, «ключ», то вирус просто «выключится». Лекарства, наиболее эффективные, именно это и делают, только скорее всего случайно, но я ещё не нашёл ту часть, которая является «ключом» - я думаю, если исследования продолжить, то года через два мы его найдём. Наверняка что-нибудь очень простое…
  - Панацея? – Свен смотрел на Дмитрия из-за завесы дыма, поднимавшегося из трубки.
  - Не смейтесь!
  - Я и не думаю смеяться… Что ты думаешь об этом? Так сказать, на фундаментальном уровне… Какие выводы, гипотезы для дальнейших исследований?

  Дмитрий помолчал немного, рассматривая свои записки, потом начал неуверенно:
  - Вообще, мне и самому время от времени кажется, что мы ошиблись.
  - Почему?
  - Да потому, что впечатление такое, будто эти вирусы были специально созданы!
  - Сотворены?
  - Вы имеете в виду Богом?
  - Не важно, кем… Я просто предложил другой термин. Продолжай!
  - Ну, я понимаю, есть определённые закономерности в структурах ДНК, в их развитии, мутациях, наследственности, но здесь… этот участок выбивается из общей массы именно поэтому: он присутствует в цепях любой длины, и именно на одном и том же месте. Он не мутирует, не изменяется, не передвигается на другое место… Другой функции кроме «замочной» мы не нашли. Вывод, который я могу сделать, который лежит на поверхности – это то, что «замки» внедрены в вирусный ДНК искусственно, и каким-то образом это внедрение распространено на все популяции, за исключением некоторых редких штаммов…- Дмитрий пристально посмотрел на Бьорна, - Вы… знаете это? Я вам ничего нового не рассказал… Василий Сергеевич Вам передал мой отчёт?

  Теперь уже Бьорн взял паузу: подвинул к себе пепельницу с пробковым валиком, выколотил трубку, и долго чистил её ложечкой из топталки, потом ёршиком. Согнув использованный ёршик, он бросил его в пепельницу, положил трубку на стол, и заговорил:
  - Василий Сергеевич мне ничего не передавал, только немного рассказал о тебе, в общих чертах. Он прав – у тебя огромный потенциал, и какое-то невероятное везение… Он, конечно, не уполномочивал меня, ну да и ладно… - Бьорн посмотрел Дмитрию в глаза, и продолжил, - Понимаешь, Дмитрий, ты не просто прав, а прав на все сто, но боюсь тебя огорчить – ты не первый, кто узнал об этом «замке» и «ключах».
  - Кто-то уже проводил такие исследования?
  - Нет.
  - Кто-то разработал и использовал эту систему замков и ключей, – Дмитрий уже не спрашивал; он понял, - То есть вирусы создают! И вы об этом знаете! Но это же чудовищно! Это же возможность контролировать всех и вся! Представляю, какие деньги гребут фармацевтические компании, продавая лекарства и вакцины против вирусов, которые они же сами и создали!
  - Властин и в этом был прав – ты слишком эмоционален!
  - Да как не быть эмоциональным?! Вы же за ниточки дёргаете!
  - Дима, прошу тебя, успокойся немного! Послушай старого человека, - в голосе Бьорна не было ни капли раздражения или превосходства, - Господи, как бы было всё легко: группка властолюбцев управляет всем миром, манипулируя правительствами и правителями – «Вы нам сделаете то-то и то-то, а мы вас вылечим от этой неприятной болезни»! Всё под покровом тайны, все участники поддерживают негласный кодекс заговорщиков, не допускают чужаков в свой мир неограниченной власти. И наверняка сами не страдающие от болезней – ведь у них в руках панацея! Плюс огромная власть, которая приходит с деньгами от фармацевтических компаний, которые тоже с удовольствием участвуют в этом всемирном заговоре… Но подумай сам: далеко не все болезни вызываются вирусами: есть рак, лейкемия, банальное старение организма – они-то нам не подвластны! Я уж не говорю о цунами, которые могут смести сразу всех счастливых обитателей райских островов; о грузовике, в конце концов, который в утреннем тумане может превратить молодого, совершенно здорового человека в кровавое месиво… И проблемы не ограничиваются болезнями – экономика, экология, политика, религиозный фанатизм, Бог ещё знает что! Нет, мир гораздо сложнее, и мы можем контролировать только малую его часть. Да, это жестоко – не делать достоянием общественности такие революционные результаты исследований; обрекать, может быть, сотни тысяч людей на верную смерть, или инвалидность… Я не могу тебе всё сразу рассказать, да и по времени это долго, но один пример: некоторые «искусственные» болезни, как это ни странно, могут стимулировать, тренировать иммунную систему у людей, более того – более стойкий иммунитет передаётся по наследству! Мы только начали исследования в этом направлении, и честно сказать, нам не хватает талантливых учёных. Я думаю, когда ты вернёшься к себе в институт, Василий Сергеевич предложит тебе что-либо подобное – не спеши, подумай, и реши…
  - И всё равно это не правильно, не справедливо! Общественность имеет право знать!
  - Ещё одна теория заговора для жёлтой прессы? Такие сенсации только для того нужны, чтобы люди уходили от решения реальных проблем: есть виновные во всех несчастьях иллюминаты – избавьте от них мир, и воцарится благоденствие! Я бы не стал на твоём месте опускаться до такого: у тебя ведь солидное имя в учёном мире, хорошие перспективы… Публикация в сомнительных газетах, пожалуй, не лучшим образом скажется на твоём авторитете как учёного, или я не прав?
  - Запугиваете?
  - Нет, хотя и мог бы… Я просто рассуждаю вслух, и предлагаю тебе некоторые готовые ответы, к которым я шёл годами, которые диктуются моим опытом. Но я понимаю, и уважаю твоё желание дойти до всего этого своим умом. Мне просто заранее жаль тех лет твоей жизни, которые на это могут уйти. Огонь можно добывать и трением, но ведь быстрее, удобнее, целесообразнее просто зажечь спичку! Пойми – мы не всемогущи, как тебе это может теперь представляться, просто у нас есть несколько конкурентных преимуществ, так сказать… Я, в общем-то, всё, что мог, тебе рассказал в общих чертах – так что ты думай. Главное – не торопись.

                4.
  Паром из Нинасхамна должен был отходить через час, но ждали какой-то груз, поэтому появилось немного незапланированного свободного времени. Бьорн со своей женой, и Дмитрий с Жанной сидели в кафе на берегу на открытой площадке. Внутрь идти не хотелось – несмотря на прохладный сырой солёный ветер сидеть здесь было приятно. Жанна увлечённо болтала с Енсией, время от времени вставляя полуфразы на шведском – шведка иногда смеялась, поправляла свою собеседницу. Мужчины сидели в основном молча, только время от времени обмениваясь незначительными фразами. Дмитрий купил себе вчера недорогую вересковую трубку и лёгкий табак, и теперь под руководством Бьоркгрена постигал премудрости искусства трубкокурения, несмотря на слабые протесты своей жены. С площадки, где стоял их столик, паром был прекрасно виден, и Дмитрий пытался угадать, где находятся иллюминаторы их каюты. Они решили не экономить, и купили места на верхней палубе – не самые люксовые, конечно, но и не тесные каморки без иллюминатора, с компактным санузлом в эконом-классе. За сутки плавания до Питера в каюте придётся быть не так уж и долго – на пароме было чем заняться, и Дима с Жанной уже распределили, когда и куда сходить, но после вечерних занятий они хотели полюбоваться зимним морем, уютно расположившись в своей тёплой каюте.

  Они вчетвером поднялись на борт парома. Прощаясь, профессор Бьоркрен обеими руками пожал руку Дмитрию, и сказал:
  - Я рад, что ты согласился со мной.
  - Только в самых общих чертах – я ещё думаю!
  - Думай, друг мой, думай! Не торопись, и я уверен, что ты всё правильно решишь – независимо от того, что ты выберешь.
  - Мужчины, что вы это там тайны разводите? – Жанна обняла мужа сзади, пристроив голову ему на плечо.
  - Нет ничего тайного, что не стало бы явным, - Бьорн подмигнул Жанне, - Приезжайте ещё, как время будет – я дал Диме свой номер, не стесняйтесь, времени у меня и у Енсии много, внуки к нам редко приезжают, всё оправдываются, что далеко живут… Ладно, всего вам доброго!
  - Вы тоже к нам приезжайте, лучше всего в июле, когда на даче клубника поспеет; у нас такая вкусная клубника! – Жанна расцеловалась с Енсией, чмокнула Бьорна в щёку, и те пошли по сходням на пристань. – Какие всё-таки приятные люди, как родные совсем!
  - Это точно, - Дмитрий посмотрел на жену, обнял её, и шепнул, - Я люблю тебя!

*Как дела? или "Как оно?" (шведск.)
** "До свидания!" или "Пока!" (шведск.)
*** Gamla Stan - Старый Город: район Стокгольма с историческими постройками, в т.ч. королевским замком