Странные беседы

Людмила Лебедева
Странные беседы.
Это странный диалог. Я не буду называть всех его участников, а просто процитирую общие мысли.

- Есть правда, а есть – ложь, - однажды сказала я, не задумываясь о последствиях. -  По-старорусски «кривда» называется. Не надо быть слишком уж искушенным в русском языке, чтобы заметить общий корень со словами «кривой», «кривизна». 
Так что же такое – ложь?
И как счастливы(!) те, кто имеет способность быть прямым, отвечать прямо, не стараясь смягчить, сгладить, округлить (искривить) неловкие и неудобные для себя ситуации или уклониться от прямого ответа. Быть самими собой, не стесняясь того, что  избрано и что сделано.
Я много думала о том, что такое кривизна в моем характере и в моей жизни.
Кривда - это не просто ложь. Или, не только ложь. Это искривление себя из-за обстоятельств. Как там... "не стоит прогибаться под изменчивый мир..."
Кривда - это когда ты сделал что-то и из-за этого внутри пошел разлад. По крайней мере, поначалу. А потом, совесть привыкает. И разладов уже не случается.
Например, можно покривить душой, чтобы достичь в чем-то успеха. Даже в написании стихов и рассказов можно искривиться. Но согласитесь, что это всегда чувствуется. Рифмы, подобранные только для созвучности "не цепляют" за душу. А в прозе главное сказать правду. Тогда она тоже зазвучит.
А еще парадокс в том, что неправда всегда открывается. И, ой, как неловко при этом чувствует себя человек.
И особенно неловко, если искривился перед человеком и по поводу человека. Взял, да и сказал какую-нибудь гадость о человеке только потому, что так о нем думают все. Например, в детских компаниях частенько есть изгои. И они таковы не от того, что совсем никому не нравятся, а от того, что уже в юном возрасте человек научается искривляться и боится дружить с тем, кто не нравится остальным.
Сплетни - это тоже кривда. Потому как если по правде поступать, то надо говорить в глаза то, чем ты недоволен.

Моя сестра:
Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение.
(Прит.12:19)
Да, способность быть прямым - действительно способность(!)и счастье, а для кого-то непозволительная роскошь, альтернативой которой является постоянная борьба со своей совестью, внутренний дискомфорт и осуждение. Но, где эта граница между прямотой и глупостью?.. (Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует. Прит.12:18)

Я:
Ты знаешь, надо быть прямым не столько в словах, сколько в поступках. В словах - можно просто промолчать. Иногдап нужно просто промолчать. Особенно тогда, когда то, что ты говоришь, не соответствует тому, что ты думаешь. И еще когда ты - в гневе. Сначала - мир, а потом - слова. Тяжело, конечно. Но если черпать не в себе и не в своих качествах личности!!! ТОгда возможно. Знаешь, кривизна для меня во многом еще выражается в поступках, в желании слиться с толпой, быть таким, как все или не быть таким, какой ты есть на самом деле. Не знаю, как это правильно сказать.
Когда мы ходим определенное время, не помышляя о Боге, а потом, собравшись вместе, с придыханием начинаем молиться, так чтобы видно было какой ты "духовный". Я замечаю кривизну в себе во многом. И знаешь, быть честным до конца - это такое облегчение. Это дает внутренний стержень. А маленькая неправда, лукавство приносит смрад в атмосферу души.
Может, ты и сейчас меня поймешь.

Моя сестра:

И тут согласна. И говорю сейчас примерно об этом же своему кругу. На это мне отвечают, что нельзя в общесстве быть свободной от общества, мол, Ленин так говорил. Тем самым поощряют кривизну и стадность, медленно уничтожая в тебе способность быть собой... и от этого не становится радостней...

Собеседник.

Счастлив тот человек, который говорит правду - искренне и находится в ладу со своей душой.
Однако жить таким людям - очень непросто.
И сразу вопрос: а если "кривда" непосредственно связана с ежедневным выполнением служебных обязанностей, как быть?
Только не говорите, что надо бросить такую работу.
С улыбкой.

Я:
Ох, какие вопросы вы задаете...
Знаете, в Библии написано, блажен, кто не осуждает себя за то, что избирает.
Кривда - это не просто ложь. Это искривление себя из-за обстоятельств. Как там... "не стоит прогибаться под изменчивый мир..."
Кривда - это когда ты сделал что-то и из-за этого внутри пошел разлад. По крайней мере, поначалу. А потом, совесть привыкает. И разладов уже не случается.

Собеседник:
Просто есть ряд профессий, где правду человек говорить не может в принципе. Ведь правда в их случае будет говорить о профнепригодности)))
Например: дипломаты, оперативники и еще ряд профессий.
Но они находятся в ладу с собственной совестью, значит - не кривят душой.
С улыбкой.

Я:
Я знаю одного не кривого человека. И он далеко не идеален. Это мой муж.
Он часто бывает неправ, но он никогда не старается скривиться под кого-то, то есть выставить положение вещей не таковым, каково оно есть на самом деле.
Он - бизнесмен. Но при этом он не старается соврать, чтобы больше выгадать. Что тоже очень сложно при его профессии. Но это, конечно, не про спец.службы.
Там все другое.
Я не могу говорить о том, чего сама не испробовала. С моей стороны это было бы глупо. Я не знаю, как чувствуют себя люди этих профессий. Но, думаю, если они в ладу со своей совестью, то значит, кривда - не про них.

Собеседник:
Вам очень сильно повезло, что рядом с Вами такой человек.

Я: Это точно.

Другой собеседник:
"И как счастливы(!) те, кто имеет способность быть прямым..."
"Так что же такое – ложь?" Может ли ложь быть чьей то правдой?
Венец творителя "ИСТИНА", а правда ...Она у каждого своя.

Я: ЛОжь - это всякая неправда. Польстил, поступил не как хотел, поулыбался над шуточкой, которая не смешна, поступил вопреки убеждениям, договорившись с совестью - все это ложь.
Другое дело, что правда может быть субъективной. Для меня - правда, а на самом деле ложь. Именно поэтому завет с Богом предполагает не безгрешность, а житие в чистой и доброй совести.

Другой собеседник:
Хорошо. Возьмем, например "поулыбался над шуточкой, которая не смешна, поступил вопреки убеждениям, договорившись с совестью - все это ложь."
Твой товарищ, который хотел тебя развеселить доброй шуткой, но вы шутку не поняли и определили, что она не смешна? Или действительно шутка не смешная, а ваш знакомый чуть-чуть Даун. Скажите (ударение на "И") ему это в лицо. Где ложь, а где грех??? И это самые безобидные примеры.
С уважением,


Для меня диалог не закончился. Он продолжается внутри меня. И я все точнее хочу определить для себя, что же такое кривда.
Мы имеем разные мнения. Но если мы будем думать о том, что внутри нас, то кривды станет меньше.