Паучандра

Коршуниха62
Это произведение посвящаю Поле и Егору. Оно адресуется родителям и тем, кто любит детей.

Мир детства неповторим. Родителей умиляют и восхищают первые шаги ребенка, его первые словечки, сказанные на свой лад, задатки «гениального» мышления, своеобразное восприятие норм поведения в семье и обществе и  многое другое, когда Маленький человек открывает для себя Большой мир.
Предлагаю зарисовки о детях от 2-х до 5-ти лет.

Колоритное слово, вынесенное в заголовок, наверное, не найти ни в одном словаре, я его услышала его от внучки Эльвиры. Девочка любит необыкновенные слова, когда услышит, потом долго повторяет. Так произошло и в этот раз.
С наступлением весеннего тепла семья на машине поехала на дачу, чтобы подготовить помещение к переезду на лето. Эльвире 2 года 10 месяцев, ей нравится на природе, она ходит и обследует каждый уголок, видимо, вспоминает, где прошлым летом располагался бассейн, песочница, где стояли корзины с игрушками. Тогда она впервые увидела на стене дома настоящего живого  паука, до этого познакомилась с маленьким существом в мультфильме. Кроме того, пятилетний брат Антон, карабкаясь по шведской стенке, говорил: «Я – человек-паук». Крошечный паук висел на тонюсенькой паутинке и раскачивался от легкого дуновения ветерка. Наверное, тот паук всю зиму сторожил дачу, теперь откуда-то выполз, чтобы встретить и порадовать любознательную девочку, которая не обижает маленьких. Эля внимательно наблюдала за происходящим: паучок то замирал, то раскачивался на своих качелях из  тонкой паутины, радуясь теплому солнышку. Подошел дядя Саша, которого Эля зовет по имени. Заметив интерес племянницы к насекомому, он с восхищением сказал: «О, какой паучандра!» Глаза ребенка засветились радостью: оказывается, это не просто паук или паучок, а какая-то новая их разновидность, неизвестная даже «энциклопедисту» брату Антону. «Паучандра! Паучандра!» - повторяла Эльвира и в продолжение дня радовала новым словом брата, маму, папу.
После этого случая прошло несколько дней, казалось, паучьи страсти улеглись до нового необыкновенного словечка, но не тут то было! В майские праздники семья отдыхала на море, девочку поразили огромные портовые краны, которые в Эллином произношении звучали как фруктовые. Не забыли родители посетить аквариум, в котором от разнообразия рыбок глаза разбегались. На обратном пути в машине мама спрашивает; Эля, тебе рыбки понравились?» - и слышит в ответ: «Нет, паучандра!» В разговор вмешивается дядя Саша: «Эля, какие ты видела краны – портовые или фруктовые?» Самолюбие племянницы страдает, она понимает, что  в названии допустила ошибку, но стойко держит оборону, с обидой восклицает: «Саша! Не можно эти мои слова много громко повторять».
Однажды внучка где-то услышала слово «паника» и быстро его применила в разговоре, получилось довольно комично. «Ах, ты моя красавица»,- говорит мама, лаская дочь. «Я не красавица, я в панике», - возражает Эля. Наверное, по ее утверждению, паника может быть и от красоты.
Внучке 3 года 1 месяц. В мультиках услышала слово  «ненаучно», и вскоре своим речевым перлом «радовала» папу и маму, свое несогласие выполнить ту или иную просьбу родителей она объясняла коротко: «это ненаучно»
В числе «ранних» в ее лексиконе появились слова турпоход и экспедиция, произносимое  как «спедиция». Если они с рюкзаками за плечами ходили по квартире, выполняя бабушкины поручения, это называлось турпоход, если шли на улицу с санками, значит, отправлялись в экспедицию, что особенно нравилось детям.
 Наблюдая за поведением ребенка, отмечаю, как развивается ее логическое мышление. Большую часть времени Эля проводит с дедушкой и бабушкой, в выходные она ни на шаг не отходит от родителей. Однажды она с большим увлечением играла  под наблюдением папы и мамы. Подходит бабушка: «Можно  мне девочку взять на ручки?» В ответ раздается сердито: «Не можно! Уходи далеко!» Бабушка оправдывается: «А я тебе хотела что-то вкусненькое дать». Эля быстро бежит к бабушке: «Возьми девочку на ручки!»
Часто слышу, что у детей появляется страсть кусаться. Во время игры Эля вдруг укусит брата, он плачет и жалуется. Мама строго: «Ты зачем Антона укусила?» Обидчица невинным голосом отвечает : «Не знаю» Этим же словом объясняет причину своих нежелательных поступков.
 У Эльвиры очень много интересных занятий, одно из которых – мультики. Смотреть телевизор, сидя на полу или на диване, надоедает. Однажды она принесла из ванной пластмассовое корыто, села в него и стала смотреть по телевизору про каких-то лунатиков, наверное, так интереснее.
Мама в детской комнате поставила проигрыватель, куда дети вставляют флешки с записями песен, их слушают перед сном. Эля запомнила песни: «Черный кот», «Друг» Владимира Высоцкого, «Спят усталые игрушки» и другие. Музыка  и игрушки дают стимул к творчеству. У внучки любимые игрушки мышки Маша и Даша, с которыми она ездила на отдых в Турцию, есть у нее пальто с капюшоном в виде мыши, потом ей подарили несколько мышат и мышку-принцессу в белом с кружевами платьице. Эля сочинила о них песенку: «Светила луна. Две мышки гуляли. Такие вот дела».
Если Эльвира только открывает для себя мир слов, то для ее брата Агу-речки – пройденный этап. Ему еще не было и трех лет, он заявлял, что «Кино – это плохой мультик», а «занавески – это безопасное место». «Мама заболетая». На просьбу развернуть шоколадку, он отвечает; «Я разверняю».
Антон учился считать, да так старался, что наука ему снилась: « Мама, мне во сне коричневые собаки приснились, шесть штук – сколько пальцев на руке».
31 января мальчуган выглянул в окно, на улице шел снег. «О, опять Новый год!» - закричал он с радостью.
 Ребенок усвоил такое понятие, что в доме должен быть порядок, который всем необходимо поддерживать, а тут пришла соседка его возраста непонятно в каком виде. Антон сразу делает замечание: «Оксана, ты, что пришла к нам босиком? У нас все в тапочках ходят».
Антоша очень «правильный» ребенок, знает, если он кого-то нечаянно толкнул, то перед этим человеком должен извиниться, но так поступают не все. Как-то во время игры семимесячная сестренка так развеселилась, что нечаянно ударила брата ногой. Антон не стерпел такой несправедливости, обиделся и пошел жаловаться: «Мама, меня Эля ногой ударила и не извинилась». Сам же он мог извиняться. В отличие от сестрички, братец не любил спать днем. Дядя Саша ему посочувствовал и сказал: «Ты не спи, а только вздремни». «Это как?» - удивился Антоша. «Ложись на бочок, руку клади под щечку, закрывай глаза и наблюдай, что из этого получится». Малыш  быстро заснул, но когда повернулся на другой бок, то упал на пол. Вместо того, чтобы заплакать, как того требовала обстановка, он поступил, как настоящий мужчина, сказал: «Извините, я не нарочно. Я не разбудил Элю?»
Родители сказали сыну, что скоро у него родится братик. Это сообщение мальчугана сильно обрадовало. «Я позову братика, и он выскочит. Я буду братика подбрасывать высоко, и он научится летать. Он родится, я ему скажу: «Шагом марш играть машинками. Я ему подарю все мои машинки, а вы мне купите новые». Вместо братика родилась сестричка, но машинки ей нравятся больше, чем куклы. Чтобы не было ссоры, родители обоим детям покупают одинаковые игрушки.
Игрушек накопилось так много, что их девать некуда ни в квартире, ни на даче, мама просит гостей не приносить подарки. Можно себе представить, что получится, если ими играть одновременно. Однажды Антон так и сделал: высыпал все игрушки и расставил их в нужном для него порядке: на полу, на диване, на столе, на подоконниках, в общем, негде пройти. Устав от непосильной работы, он ушел в другую комнату смотреть мультик, оставив без присмотра свое богатство. Когда вернулся в детскую комнату, был поражен увиденным:  легковые автомобили новейших марок, самолеты, вертолеты, автокраны, уборочные машины, гаражи, футбольные поля с игроками и прочие драгоценности бабушка безжалостно сгребала и складывала  в ящики, корзины, пакеты. Антон мужественно произнес: «Бабушка, я стою и сердюсь. Я порядок люблю, а ты, бабушка, все разбросала». Вот такие бывают разные представления о порядке у взрослых и детей.
Однажды бабушка в воспитательных целях шлепнула расшалившегося внука по мягкому месту. Он не заплакал, было совсем не больно, но обидно: «Бабушка, ты сначала должна объяснить, что я не так делаю, а ты сразу бьешь». Выходит, с шалуном надо согласовывать и наказание, это неплохо.
Когда Антону исполнилось три года четыре месяца, молодая тетушка  спрашивает: «Антон, тебе в садике какие девочки нравятся?» и слышит в ответ: «Мне все девочки нравятся, даже ты, Таня».
Приведу другие высказывания Антона о детском саде. «В садике мой самый лучший друг Саша, он пришел и всех застрелил». «У нас в садике девочки плачут, только я не знаю почему». «Мама, я не хочу в садике ночевать». «Но ты же дома ночуешь». «Я  не хочу там днем ночевать».
Антон мало ест. Когда его упрашивают покушать, он заявляет: «Мама, принеси мне конфету «Мишку», а то пища плохо усваивается».
Однажды Антоша хотел помочь пожарным. В соседнем доме загорелся мусоропровод. Приехали пожарные на машине, вокруг стоят жильцы и рассуждают, кто бы мог сделать поджог.  Антон проходил с папой мимо толпы, вмешался в разговор: «Я знаю, кто это сделал». «Если знаешь, скажи», - попросила женщина. Антон четко ответил: «Это сделали плохие мальчики, они баловались со спичками».
Дети любят дни рождения, их поздравляют, дарят подарки. В семье отмечали день рождения Антона, это было так здорово, что он хотел поделиться своей радостью с кем угодно. В квартире зазвонил телефон, к которому направился дедушка,  однако внук его опережает и неожиданно вступает в разговор: «Алло,  здравствуйте, с вами говорит Малыш. Мне исполнилось пять лет. Мне подарили компас, бинокль и доску на колесах».
Летом случилось ЧП: выйдя из бассейна, Антон обул тапочки, взял в рот жвачку и пошел в летнюю кухню, поскользнулся, упал, разбил голову, из ранки показалась кровь. Его тут же повезли в больницу. Увидев доктора, мальчик в страхе спросил: «Сейчас зашивать будете?» Доктор все понял и сказал; «Зашивать  это вчерашний день, у нас новые технологии: мы раны замазываем пластилином». Позже Антон с гордостью рассказывал дома, друзьям, что его лечили по новым технологиям – пластилином, поэтому было не больно. 
Антон пошел в первый класс, а у сестры самый расцвет «Агу-речского» творчества,  так что есть возможность дополнить нашу копилку новыми «шедеврами».
Я беру на заметку каждое яркое  высказывание незнакомых детей, отмечаю особенности  поведения ребенка в обществе. Приведу сценку. По улице идет пожилой мужчина – в джинсовых брюках, джинсовой рубашке, в солнцезащитных очках, на голове летняя кепка с длинным козырьком. Навстречу дедушка с внуком лет пяти. Мальчуган приветствует незнакомого человека: «Здорово, крутой!», наверное, нашел сходство с героем какого-нибудь боевика.
В другой раз этот же мужчина стоит около магазина, кого-то ожидает, наблюдает за малышом, который хватается руками за выступы камней стены и пытается подняться вверх. Прекратив бесполезное занятие, ребенок обращается к мужчине:
- Тебя как зовут?
- Михаил.
- А меня Данилка. У тебя бабушка есть?
- Есть.
- А собака?
- Собаки нет.
- А кошка есть?
- И кошки нет.
- А почему нет? – поражается ребенок, считающий, что уж кошки-то должны быть в каждой семье, поэтому вопрос его логичен: « Она у вас пропала?
Мужчина спрашивает: «Сколько тебе лет?»
- Три годика, - отвечает малыш.
Ребенок настолько поразил мужчину своим развитием, что он не удивился бы услышать от него вопрос: «У вас есть компьютер? А Интернет?» Тут подошли родители и, поняв удивление прохожего, сказали: «Да. Вот он у нас такой».
В разное время приходилось слышать от родителей высказывания их детей. В детском садике у Вадима спрашивают, на какой улице он живет. Будущий лингвист поправляет воспитателя: «Я живу не на улице, а дома».
Макс очень любит рекламу про женские прокладки с крылышками. Он говорит: «Мама, купи мне прокладки с крылышками. Хочу посмотреть, как они летают». Вот какова сила воздействия рекламы, даже на малышей!
Лежала в больнице с одной женщиной, которая рассказала о своем внуке. Костю папа повез в Москву в зоопарк. Малышу понравились лошадки, чтобы их посмотреть, папа купил билет. Дома в выходной папа пошел с сыном на прогулку за город. На лугу паслись кони. Обрадованный, Костя закричал: «Папа, купи мне билет, я хочу посмотреть лошадок!»
Бабушка иногда перебирает старые вещи, поломанные игрушки и говорит внуку, что все старое надо выбросить на помойку. Однажды на прогулке мальчуган устал, просит взять его на руки. Бабушка говорит, что ей тяжело, она старенькая. Костя в испуге закричал; «Ты не старенькая, ты новенькая».
Маленький Андрюша жил в городе, из животных знал только собак. Однажды он увидел лошадь и сильно удивился: «Какая большая собака». Его брат Саша мастер придумывать новые слова. По его мнению, дождь не идет, не льет, а течет, укрыться от дождя под навесом, значит, передождевать», одним словом, переждать дождь. Он знаком с инструментами, но название одного, очень нужного, забыл и говорит папе: «Дай мне зубницы. Отец не может понять, что у него просят, показывает одно, другое – оказывается не то. Наконец, сын приносит проволоку, которую нужно переломить, здесь нужны кусачки, название юный мастер забыл. Пригодился первый жизненный опыт. Саша несколько раз приходил из садика покусанным, ровесники в ход пускали зубы. Он и соединил понятие кусать со словом зубы, получилось новое слово – зубницы.
Андрей и Саша с раннего детства любили собирать  радиодетали, у каждого были свои кем-то подаренные или найденные на свалке транзисторы, резисторы. Однажды Саша стал копаться в запасах брата. Андрей возмутился: «Не тронь, это мое. Надо самому набогатить!»
Аленке нет трех лет. К ним на квартиру пришел  с подарком Дед Мороз. Он спрашивает, где живет медведь, волк, заяц, лиса. Девочка ответила правильно. Над вопросом, где живут куры, ей пришлось подумать, вспомнить походы с мамой  за продуктами – и ответ готов: «Куры живут в магазине».
Теме два с половиной года. Едет в машине по городу. Увидев магазин, говорит дяде Сереже: «Останови машину, в магазин зайдем». «Что тебе там надо: игрушку, шоколадку?» - спрашивает Сережа. «Капусту купим, мама суп сварит», - отвечает «хозяйственный» ребенок. 
Жизнь продолжается, дети рождаются, растут, учатся говорить и размышлять. Собирателям «Агу-речков», в первую очередь родителям, всегда найдется немало интересного. Как здорово, в день свадьбы сына или дочери с юмором преподнести в подарок «антологию» их высказываний, когда они были маленькими.