За чаем. Триптих

Роман Кранк
  Мне  было  двадцать  пять. Мы  сидели   у  открытого  окна  на  кухне  и  пили  чай.
  Майское  солнце , еще  нежаркое , ярко  и  тепло  освещало  комнату. После  вчерашнего  вечера  слегка  побаливала  голова , но  пива  не  хотелось. На  столе  не  было   ни  конфет , ни  печенья , только  две  кружки  чая  с  лимоном  и  белое  блюдце , в  которое  мы  по очереди  сбивали  пепел  от  сигарет. Она  курила  «Vogue»  , я -  «Parliament  light». Она  ждала   Гену ,  он  обещал  забрать  ее  в  десять ,  я  думал ,  чем  займусь  после  ее  ухода.
  Безмятежный  солнечный  свет , пустой  чай , две  тонких  струйки  табачного  дыма , постепенно  возвращающаяся  ясность  сознания   -  все  это  удивительно  подчеркивало  прозрачность  весеннего  утра.
    Люба- проститутка. За  пять  тысяч  рублей , которые  я  вручил  накануне  вечером  ее  сутенеру  Гене , она  осталась  на  ночь.
-  Давно  работаешь?
- На  фирме ? Нет – два  месяца.
-  Ну  и  как?  Нравится?
    Она  начала   хмуриться -  проститутки  не  любят  говорить  о  работе  с  клиентами. Хотя  очень  часто  приходиться. Им  вообще  достаточно  часто  приходиться  делать  то , чего  они  делать  совсем  бы  не  хотели. Но  все  эти  нежелания  имеют  вполне  определенное  денежное  выражение  и  входят  в  стоимость  услуг.
-  Работа – она  и  в  Африке  работа ,- ответила  Люба.
    Она  замолчала  на  несколько  секунд , ожидая  моих  комментариев  в  продолжение  выбранной  темы  и , похоже ,  опасаясь   проявления  призрения  или  жалости  с  моей  стороны. Я  не  чувствовал  ни  первого  ни  второго  и  ничего  не  сказал.
-    Я  когда  в  город  приехала  сначала  на  кондитерку  к  частнику  работать  пошла. Печенье  делали  трех  видов  : галетное , песочное  и  глазированное. Вламывала  с  восьми  до  восьми. Двенадцать  часов  вокруг  тестомеса  бегаешь , туалет  и  обед   как  в  тюрьме  четко  по  расписанию. Выходной  - воскресенье. Спишь  до  обеда , а  с  понедельника  все  сначала. Платили  семь  тысяч  в  месяц. Я  сейчас  столько  за  две  ночи  зарабатываю.
     Поначалу  морально  тяжело  было  под  пятерых  за  ночь  ложиться. Первую  неделю , в  перерывах  между  вызовами  , рыдала  от  стыда  и  обиды.  А  потом , ничего – привыкла. Даже  приятно  иногда  бывает. 
       Люба  отвела  взгляд  от  окна  и  чуть  щурясь  посмотрела  мне  в  глаза , размышляя  стоит  ли  продолжать. Несмотря  на  публичную  профессию , вербального  общения  ей  явно  не  хватало. Она  достала  из  сумочки  модный  «Nokia» и  посмотрела  время.
-  Ты  сколько  в  месяц  получаешь?
-  Двенадцать , - как  всегда , когда  речь  заходит  о  зарплате , вопреки  математическим  правилам , в  большую  сторону  округлил  я.
-  А  Гене  вчера  сколько  отдал? 
-  Пять.
-  Три  из  них  мои,-  сказала  она  и  стала  что-то  подсчитывать, -  тебе  пришлось  полмесяца  отработать , чтобы  оплатить  одну  мою  ночь. За  четыре  дня  я  зарабатываю  столько , сколько  ты  за  месяц.
-  Полгода  назад  меня  на  пару  часов  один  дед  заказал , -    она  на  секунду  остановилась , очевидно  размышляя  насколько    полгода  назад  вяжутся  с  ранее  обозначенными   двумя  месяцами  работы  на  фирме , и   , видимо  не  найдя  принципиальных  противоречий , продолжила. -   Как  мужчина , он  давно  полный  ноль был , поэтому  в  плане  обычных  услуг  ничего  не  было. Мы  сели  за  стол , он  достал  бутылку  дешевой  водки , трехлитровую  банку  огурцов  и  апельсиновый  сок.. Посидели , поговорили. Так  два  часа  и  прошло. Он  за  эти  два  часа  месячную  пенсию  отдал , а  у  самого   полы  в  хате  земляные  и  жрать  нечего.   
    Из  сумочки  с  нарастающей  громкостью  запел  многоголосый  хор. Люба  достала  телефон.
-   Привет , мой  хороший. Нет , не  разбудил , я  как  раз  собиралась  вставать ,- обращаясь  ко  мне  она  поднесла  к  губам  указательный  палец. - Да , все  чудненько. Как  жаль , что  тебя   нет  в  постельке  рядом. Я  так  скучаю. Нет , приезжать  не  надо. Я  сейчас  быстренько  умоюсь , покушаю  и  побегу  по  делам. По  своим. Хорошо , тогда  до  вечера. Целую. Пока.
    Она  убрала  телефон  обратно  в  сумку.
-  Или  взять , например , строителей. Частые  клиенты. Ничем  не  лучше  того  деда. Неделю  вкалывают в  поте  лица , чтобы  на  выходных  с  девочками  покувыркаться. И  кто  кого  имеет в  таких  случаях?
    Люба  глубоко  затянулась , держа  сигарету  между  двумя  напряженно  вытянутыми  пальцами  и  театрально  выпустила  дым  в  потолок. Похоже , она  была  очень  довольна  прозвучавшим  выводом.
-  Что  такое  проституция? Секс за  деньги. Что  такое  любовь? Симпатия в  высшей  ее  степени  плюс , чаще  всего ,  тот  же  секс ,  уже  как  явление  сопутствующее.  Симпатия  тоже  бывает   всегда  за  что-то : за  силу , красоту  или  душевные  качества , за  подарочки , за  уверенность  в  завтрашнем  дне , за  открывающиеся  возможности  или   приятное  времяпровождение.
    А  что  такое  деньги? Деньги – это  всеобщий  эквивалент ,  приводящий  силу , красоту , подарочки , возможности  - весь  материальный  и  нематериальный  мир  к  общему  знаменателю.
    Вывод : любовь  и  проституция  по  сути  своей  одно  и  то  же.
    Снова  зазвонил  телефон.
-  Привет. Нормально. Спускаюсь.
    Она  бросила  телефон  в  сумку  и  встала  со  стула.
- А  вообще , конечно , херня  вся  эта  философия. Этот  год  доработаю  и  брошу.
     Вернусь  домой , в  село , к  родителям. Замуж  выйду  за  Мишку , он  мне  зимой  предложение  сделал. Детей  нарожаю и  буду  жить. А  это  все  пройдет  как  страшный  сон.
    Может ,  перед  свадьбой  и  девственность  восстановлю.  Мне  предлагали. Червонец  за  все  удовольствие.
    Я  проводил  ее  и  вернулся  на  кухню. Из  блюдца  понималась  вверх  тонкая  струйка  дыма  от  недокуренной  сигареты   «Vogue».

    Мне  было  тридцать  шесть. Июль  в  том  году  был  особенно  жарким. Ни  настежь  распахнутые  окна и  двери , ни  напольный  вентилятор  не  спасали  от  духоты.
     В  воскресенье , около  полудня  в  дверь  позвонили. Я  открыл. На  пороге  стояла    Надя –  моя  старшая  сестра. Энергичная ,  жизнерадостная  шатенка , с  острыми  чертами  лица , очень   привлекательная ,  несмотря  на   совсем  неюный  возраст. Она  работала  заведующей  кафедрой  русского  языка  и  литературы  в   местном  вузе  и  имела  докторскую  степень.
    Надя  жила  с  мужем  и  детьми  в  соседней  пятиэтажке  и  регулярно , раз  в  неделю , навещала  меня , очевидно , считая  своим  долгом  приглядывать  за  младшим  братом. Она  всегда  заскакивала  между  делом , по  пути  домой ,  обязательно  с  сумками , пакетами  или  бумагами  в  руках  на  десять-двадцать  минут  и   бежала  дальше.
    - Вот  вам  телеграмма  от  гиппопотама  ,- весело  скороговоркой   проговорила  она  и  сунула  мне  в  руки  почтовый  конверт. Мой  почтовый  ящик  внизу  в  подъезде  не  замыкался , и  она  почти  всегда  приходила  с  газетой  или  квитанцией на  услуги  ЖКХ.
- Привет , братец. Чаем  напоишь?
- Здравствуй. Ну, конечно, напою.
    Мы  пошли  на  кухню. Я  поставил  чайник  на  огонь  и  сел за  стол. Надя  взялась  мыть  грязную  посуду , с  трудом  умещавшуюся  в  раковине.
-  До  чего  ты  докатился. Сам  как  бомж  и  живешь  в  свинарнике.
    Я  поморщился , потирая   недельную  щетину  на  подбородке   и  глядя  вокруг. Спорить  было  не  о  чем , сестра  была  права. Под  столом  стоял  десяток  пустых  пивных  бутылок. На  столешнице  валялись  какие-то  пакеты , полотенца , майки  и  просто  хлам  неопределенного  происхождения. Пол  был  устлан  хлебными  крошками , которые  неприятно  липли  к   ногам.
-  Чего  ты  добиваешься? Если  бы  мама  была  жива …
    Надя  начала  свою  дежурную  проповедь. Пока  она  рассыпалась  в  эпитетах , метафорах  и  гиперболах , я  открыл  конверт  и  вкратце  ознакомился  с  содержанием  двух  страничек  машинописного  текста. 
- … не  думай , что  тебе  хуже  всех.
    Я  и  не  думал. Мне  просто  было  тошно. Во-первых , от  меня  ушла  жена. Во-вторых , она  ушла  к  лучшему  другу. В-третьих , она  забрала  с  собой  дочь. Ну  и  в  четвертых , для  полноты  ощущений , неделю  назад  меня  выгнали  с  работы.
-  И  хватит  страдать. Пора  возвращаться  к  нормальной  жизни , - подытожила  сестра.
    Я  положил  конверт  на  холодильник , подошел  к  окну  и  закурил.
- Надь , а что  такое  нормальная  жизнь ? Ежедневная  погоня  за  копейкой , дежурный  борщ  с  квашеной  капустой  и  вечер  на  диване   перед  телевизором.  А  за  спиной  измены  жены , интриги  коллег  и  предательство  друга.
    Подлость , тупость  и  вранье – вот  основа  той  нормальной  жизни , к  которой  ты  так  хочешь  меня  поскорее  вернуть.
- Опять  ты  за  свое,- вздохнула  сестра . – Во-первых , не  утрируй , во-вторых  не  обобщай  и  в-третьих , опять  же , хватит  ныть – жизнь  продолжается.
    Надя  закончила  с  посудой , вытерла  руки  и  налила  чай.
- Аня  не  звонила? Может  еще  вернется?
- Нет , Надюша , не  вернется.   
    Последний  раз  я  виделся  с  бывшей  женой  и  бывшим  другом  неделю  назад  в  зале  судебных  заседаний. Два  иска  одновременно :  раздел  имущества   и    внесение  изменений  в  свидетельство  о  рождении  ребенка  с  изменением  актовой  записи  в  ЗАГСе.  Аня  требовала  свою  половину  имущества  и  лишения  меня  отцовства  в  связи  с  тем , что  Ирка , якобы не  от  меня , а  от  Вити.
    Назначили  генно-молекулярную  экспертизу  на  предмет  установления  моего  отцовства.  На  заключительное  заседание  суда  я  не  пошел , просил  рассмотреть  дело  без  моего  участия. Про  суд  сестре  я  не  говорил.
- Слышала , у  тебя  проблемы  на  работе?-  Надя  попыталась  перевести  разговор  в  другое  русло , не  зная , что  и  его  наполняют  темные  воды  все  той  же  реки.
- Что  ты. Никаких  проблем. Я  уволился.
- Вот  это  новости. Зачем?
- Банк  кинули  на  пятьдесят  миллионов  рублей  и  шансы  вернуть  эти  деньги  практически  нулевые.
    Анализ  финансовой  устойчивости  и  платежеспособности  должника  проверял  я , документы  по  залогу  и  акты  оценки  залога  просматривал   я  , заключение  для  рассмотрения  на  кредитном  комитете  готовил  я,  и  отвечать  за  возникшую  ситуацию  пришлось  тоже  мне.
     Кредитные  документы  оказались  филькиной  грамотой.  Это  выяснилось  через  неделю ,   после  того , как  ушли  последние  полтора  миллиона  с  из  ссудного  счета. Не  было  многомиллионных  оборотов  по  расчетному  счету , одни  и  те  же  копейки  гоняли  туда-сюда  через  подставные  фирмы-однодневки. Заложенные  объекты  недвижимости  должнику  не  принадлежали.
    Когда  рассматривали  вопрос  о  выдаче  кредита , я  трижды  встречался  с  генеральным  директором  этой  кампании. Молодой , лет  тридцать , гладко  выбритый  и  модно  одетый. Все  рассказывал  мне  о  планах  диверсификации  производства , показывал   таблицы  и  графики  с  плановыми  показателями. Главный  бухгалтер  их  вообще  два  месяца  ко  мне  как  на  работу  ходила – все  балансы  их  анализировали. А  анализировать  людей  надо  было.
        Я  потушил  окурок , смяв  его  о  внешний  подоконник  , выглянул  в  окно , убедиться , что  на  улице   никого  нет  и  бросил  окурок  в  окно.
-  Не  знаю ,  с  какого  момента  я  живу  в  мире  собственных  иллюзий. Все  самое  главное  оказалось  плодом  воображения , миражом.     У  меня  никогда  не  было  настоящего  друга , верной  жены , надежных  коллег  и  партнеров.  Да  почти  ничего  не  было. Была  только  ложь.
-  У  тебя   остается  дочь , -   сказала  сестра , допивая  чай , - сосредоточься  на  ней. Ты  давно  ее  видел? Как  она?
    -  Все  нормально ,- я  попытался  собраться  с  мыслями  и  вдруг  сорвался. Слова , которые  сдерживал  усилием  воли , которые  непрерывно  гонял  в  голове  в  течение  последних  десяти  минут , которые  давили  снаружи  и  одновременно  рвали  меня  изнутри  вырвались  и  прозвучали. Я  сказал  то , что  хотел   проорать  во  всю  глотку , как  только  прочел  принесенное  сестрой  письмо.
– Надь , Ира  не  моя  дочь. Витькина.
     Я  взял  с  холодильника  принесенный ею  конверт  с  красным  штампом  городского  суда  в  левом  верхнем  углу  и  положил  его  на  стол.      
-  Здесь  результаты  генно-молекулярной  экспертизы  и  решение  суда. Почитай , если  интересно.
  Десять  секунд  Надя  переваривала  услышанное , потом  заторопилась , сказала , что  ей  срочно  надо  идти , попрощалась  и  вышла. Я  услышал , как  хлопнула  входная  дверь.

 
  Прошло  еще  двадцать  шесть  лет. Мне  исполнилось  шестьдесят  два. Я  сидел  на  казенной  кровати  и  смотрел  в  зарешеченное  окно. Передо  мной  на  столе   стоял  стакан  чая   в  подстаканнике.
     За  окном  была  осень – ноябрь. Деревья  сбросили  листья. Листья  превратились  в  грязь. Морозов  еще  не  было , но  на  улице  все  равно  было  холодно  и  сыро. Времени  было  начало  шестого , и   за  окном  было   почти  темно. Желтым  светом  горел  фонарь.
    Кровать , на  которой  я  сидел , стояла  на  втором  этаже  городского  онкологического  диспансера , во  второй  палате.
    Во  время  утреннего  обхода  лечащий  врач  сказал , что  оперировать  меня  не  будут. Нет  смысла. Выпишут  завтра  после  обеда. Мне  оставалось  два-три  месяца.
    Приходила  медсестра , уколола. Хорошая  женщина , душевная , моих  лет. За  центнер  весом. Худые  редко  бывают  душевными. Я  предложил  ей  чаю. Она  сказала  , что  составит  компанию  как  только  разберется  с  больными ,  и  действительно  вернулась  через  пятнадцать  минут  с  большой  белой  кружкой. Я  налил  ей  чая.
-  Выписывают?
-  Завтра , во  второй  половине  дня.
- Дома , конечно , лучше.
- Да ,- согласился  я , - дома  лучше.
Думаю , мы  говорили  об  одном. Она , конечно ,  знала , что  оперировать  меня  не  взялись.
-  Тут  главное  не  раскисать , -сказала  она , будто  прочитав  мои  мысли.
    Для  меня  в  этой  жизни  осталось   не  так  много  принципиальных  моментов, один  из  них – уйти  достойно. Без  срыва , без  истерик , сохранив  здоровый  рассудок  до  конца. Хотел  бы  я  оказаться  деревом. Умереть  стоя  без  усилий , просто  в  силу  своей  природы.
-  Да , тут  главное  не  раскисать , - повторил я.
-  Дома  жена , дети.  Наверное  , и  внуки   есть?
- Нет  никого , - внутри  что-то  шевельнулось  и  затихло. За  время  болезни  я  исчерпал  весь  остаток  эмоций. Тоска  одиночества  давно  прошла. Прошли  ненависть  к  врачам  за  их  бессилие ,  неприязнь  ко  всем   окружающим  за  то , что  они  будут  жить  после  меня   и  желание  уйти  раньше , чем  болезнь  меня  убьет. Я  выгорел  изнутри  задолго  до   смерти.
- Сестра  умерла  два  года  назад. Тоже  рак. Племянники  не  в  счет. Чужие  люди.
-  Плохо , - сказала  медсестра  и  покачала  головой.
-  Терпимо , - возразил  я.  - Жизнь  без  пяти  минут  прожита. И  теперь  все  это  не  имеет  никакого  значения.
    Она  возразила , засыпав  меня  выдержками  из  журналов  «Пробудитесь»  и   «Сторожевая  башня». Развернуто , детально. Про  великий  замысел , любовь  к  ближнему , страдания , испытания  и  прочую  ерунду. Впрочем , я  изначально  ожидал  от   нее  что-то  в  этом  роде.
    Я  молчал  и  продолжал  пить  чай. Она  решила , что  я  погрузился  в  размышления  над  ее  монологом  и  тоже  молчала. Так  прошла  минута  или  две. Мы  думали  каждый  о  своем.
- Да  мне  и  самой  бог  не  дал  ни  детей , ни  мужа,- прервала  она  мои  размышления.
- А  мне  дал , но  потом  забрал. Причем  втихаря , не  по-мужски   как-то  забрал. Без    трагедий и   потрясений. Я  вообще-то  в  бога  не  верю.
- А  во  что  верите?
   Чувствовалось , что  последними  словами  я  задел  ее  за  живое.   
- Избыток  доверия -  причина  всех  моих  бед. Стараюсь  ни  во  что  не  верить.
- Получается?
- Не  очень.
- Это  хорошо , что  не  очень. Доверие  породило  ложь , но  оно  же  породило  и  правду. Доверие , как  не  парадоксально,  – одно  из  важнейших  условий  существования  и  развития  человечества. Это  фундамент , без  которого  всякое  познание  вне  личного  опыта  было  бы  невозможно. Если  бы  не  доверие  друг  к  другу  люди  бы   тысячелетиями , поколение  за  поколением , изобретали    велосипед. 
     Вдруг  затеянное  мной  же  чаепитие   показалось   мне  непосильно  обременительным. Бестолковый  разговор , поглощающий  драгоценные  остатки  времени   раздражал.  Возникло  острое  желание   побыть  одному.
    Тема  не  цепляла. На  фоне  грядущих  перемен  все  остальное  казалось  мелким , незначительным  и  скучным.  Жизнь  и  смерть – вот  два  слова , два  явления , которые  целиком  овладели  сознанием. Больше  не  было   ничего. И  по  мере  истечения  отведенного  времени  удельный  вес  мыслей  о  смерти  стремительно  рос.
-  Принципиально , что  верите , а  во  что  верите  совершенно  не  важно.
- Ну , в  моем  случае , пожалуй , уже  ничего  не  принципиально, - заметил  я , терпеливо  дослушав  ее .- Но  все  равно , очень  складно  у  вас  получается. Вы , наверное , дома  речь  готовили?
- Да  нет , - усмехнулась  она , - речей  я  не  готовлю. Я  людей  готовлю. Профессия  у  меня  такая.
    В  коридоре  застучали  по  кафелю  каблуки.
-  Вера  Васильевна ,- позвал  женский  голос , - Срочно  зайдите  к  дежурному  врачу.
-  Мне  пора.  Спасибо  за  чай  и  спокойной  ночи   - медсестра  поднялась  с  кровати  с  кружкой  в  руках  и  торопливо  направилась  к  дверям.
 -  Не  за  что. Прощайте , Вера , - сказал  я  ей  в  спину.
    Она  обернулась. Я  заглянул  ей  в  глаза. Сквозь  холодную  черноту  ее  зрачков , как  сквозь  зеркальное  стекло , уверенная  в  своей  невидимости  на  меня  таращилась  смерть.  Для  тех , чьи  жизни  были   заполнены  солнечным  светом   она  была  скрыта  зеркальным  покрытием. А  вокруг  меня  сгущались  сумерки , и  то ли  ввиду  горящих  по  ту  сторону  стекла  адских  костров , то  ли  ввиду  светящего  там  райского  солнца , то ли  по  какой-либо  другой  причине , но  там  для  меня  уже  было  светлее  чем  здесь.