Символизм Н. С. Лескова

Павел Малов-Бойчевский
(Повесть "Очарованный странник")

Статья


Творчество Николая Лескова очень противоречиво и неравноценно. Наряду с созданием истинных шедевров, случались и неудачи. Противоречивы были и взгляды самого писателя. Как заметил еще Максим Горький, Лесков по своим убеждениям не примыкал ни к западникам, ни к славянофилам, он не был ни народником, ни либералом, ни консерватором... Спрашивается, кем же он, в таком случае, был? А ни кем. Он был просто Николаем Лесковым, личностью, писателем богатого дарования, незаслуженно обойденным тогдашней критикой. Критики замечали в его творчестве только плохие стороны.
В то время писателей, по-видимому, тоже рассматривали в ряду пресловутых «обойм». А между тем, у Лескова был свой жизненный путь и своя писательская судьба. Противоречия Лескова являлись ничем иным, как противоречиями большого художника, которого, по оценке того же Горького, запросто можно было поставить в один ряд с Львом Толстым и Федором Достоевским.
Лесков начинал свою литературную деятельность как журналист, даже не помышляя о художественном творчестве. В 1861 -1862 годах он был широко известен как автор острых социально-экономических статей и фельетонов. Впоследствии, ступив на путь литератора, Николай Лесков сохранит эту публицистичность в своих ранних художественных произведениях, в таких как: "Некуда", "Островитяне", "На ножах", "Загадочный человек". Естественно, когда писатель в произведении внушает читателю свою точку зрения, давит на читателя, претендуя на обладание истиной в конечной инстанции, ничего хорошего не выходит. Подобная тенденциозность способна вызвать только протест в читательской аудитории. За примерами далеко ходить не надо: вспомним печальную участь многих произведений социалистического реализма, авторы которых пытались вдалбливать в головы читателей готовые истины.
Понимая это, Лесков впоследствии уходит от подобной творческой манеры. Этим и объясняется появление своеобразного героя-рассказчика сначала в повести "Запечатленный ангел", а затем в "Очарованном страннике". От лица рассказчика и ведется повествование, а автор превращается в обыкновенного статиста, скрупулезно записавшего весь рассказ. Рассказчиком, как правило, оказывается человек из народа, простой и малоученый, и автор передает все особенности его речи и всю его непосредственность.
Эффект правдоподобия достигается еще и тем, что ситуации с появлением обоих рассказчиков возникают, казалось бы, совершенно случайно. В "Запечатленном ангеле" разговор начинается в избе, где расположились на ночлег путники, в "Очарованном страннике" - на палубе корабля, плывущего по Ладожскому озеру. И в том и в другом случае автор как бы совсем не вмешивается в повествование, предоставив рассказчикам полную волю. Но невмешательство это кажущееся. Лесков использует этот прием для того, чтобы наиболее полно выявить свою индивидуальную и неповторимую авторскую позицию.
И "Запечатленный ангел" и "Очарованный странник" написаны в форме сказа. "Очарованный странник" - в форме былинного сказа. Уже в первом портретном описании Ивана Северьяновича Флягина, Лесков как бы проводит параллель между ним и известным персонажем русского былинного эпоса - Ильей Муромцем. "... Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор".
Особенно ярко это сходство проявляется во время поединка Ивана Северьяныча с татарином Савакиреем. Так и веет от этого поединка седой древностью, когда сходились один на один русские и татарские богатыри. Как и Илья Муромец, Иван Северьяныч свободен от страха перед смертью, так же спокойно и просто идет он навстречу опасности и выходит невредимым из самых острых ситуаций. Во многом именно поэтому его жизнь самому герою представляется заколдованной.
Но наряду с этим, превалирование природного эмоционального начала в поведении роднит Ивана Северьяновича и с другим сказочным персонажем - с Иванушкой-дурачком. Проскальзывает этот мотив и в высказываниях других персонажей повести. Дураком называет Флягина, тогда еще форейтора Голована, граф. Не высокого мнения об его уме и князь, у которого Иван Северьянович служил конэсером.
Как и Иванушка-дурачок, герой Лескова в самых экстремальных ситуациях берет не умом, а хитростью и лукавством. При всем своем детском простодушии он, в конце концов, оказывается более находчивым и умелым, чем все те, кто как будто бы превышает его в умственном развитии. Характерен в этом плане эпизод, когда Флягин усмиряет необъезженного коня, не поддававшегося ни одному наезднику. Иван Северьяныч подчиняет непокорного скакуна своей воле при помощи нагайки и... горшка с тестом! Здесь Лесков для контраста умело столкнул комическое и трагическое. Нагайка и какой-то горшок с тестом... В последнем отображена смекалка русского народа, точно подме¬ченная в пословице: «Голь на выдумки хитра».
Глубокому внутреннему смыслу подчинено и построение повести. Дерзко пренебрегая всеми условностями построения беллетристического произведения, Лесков создает столь совершенное произведение, что тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить, а тем более поменять местами. В самом странничестве героя есть глубочайший смысл - именно во время своих скитаний вступает «очарованный странник» в соприкосновение с различными людьми. Возникают ситуации и проблемы, о существовании которых Флягин ранее и не подозревал. В результате, почти вся панорама жизни тогдашней России проходит перед мысленным взором читателя.
Герой повести Иван Северьяныч Флягин не просто удивительно интересный человек, богато одаренная и неповторимая личность -это прежде всего воплощение могучих физических и нравственных сил народа. Всё внимание Лескова сконцентрировано на познании и изображении души простого русского человека, в которой, возможно, и заключена разгадка многих тайн русской жизни. Таящаяся в герое повести Иване Флягине недюжинная внутренняя сила духа проявляется не сразу. Но она, как можно догадаться по символическому контексту, олицетворяет собой огромные потенциальные силы русского народа, которые в обычное время никак или почти никак не проявляются, но в критическую для судеб отечества минуту они проявляются в полной мере. В них секрет могущества России.
Все эти моменты, в том числе творческая работа авторской мысли, заключены в великолепные образы-символы. В повести реальность, и без того имеющая символическую основу, тесно переплетена с откровенной мистикой. Иносказательный символический смысл несет уже само название повести. Почему именно "Очарованный странник"? Может быть, - созерцающий, идущий в стороне от земной суетной действительности, не принадлежащий себе, находящийся во власти высших сил? Ведь не зря же погибший по вине Ивана Флягина, служившего тогда форейтором, монах приходит во сне к Ивану и говорит, что тот - "сын обещанный". Что его "обещала" Богу его покойница мать.
И не потому ли Ивану Северьянычу легко даются самые разнообразные профессии, что он по природе "артист", как метко подметил князь. Это значит, что у Флягина был своеобразный талант, искра божья. Живет же он по преимуществу не умом, а сердцем и поэтому столь разнообразны обстоятельства, в которые он попадает.
Ивана Северьяныча и в действительности как будто ангел оберегает. Как будто и вправду "обещан" он Богу и до поры до времени никакая смерть не может его осилить. Флягин, будучи форейтором, падает с высокой кручи, но не убивается, когда он пытается повеситься - веревку перерезает цыган. Когда Флягин вступает в поединок с татарином, то запарывает того нагайкой на смерть, а могло бы быть и наоборот. Он благополучно вырывается из татарского плена и наконец счастливо избегает пули, воюя на Кавказе.
Кстати, характерен в этом отношении мистический эпизод, когда Флягин плывет под татарскими пулями через реку и видит над собой образ Груши. «...Думаю: видел ли кто-нибудь то, что я видел? А я видел, когда плыл, что надо мною Груша летела, и была она как отроковица примерно в шестнадцать лет, и у нее крылья уже огромные, светлые, через всю реку, и она ими меня огораживала...»
Жизнь Флягина - это на первый взгляд цепь случайностей, не зависящих от воли героя. И в тоже время, путь, который проходит Иван Северьянович - сознательные поиски своего места среди других людей, своего призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но только не умом, а всей своей жизнью и своей судьбой.
На протяжении всего жизненного пути Флягина мучает совесть за погибшего по его вине монаха, который часто приходит к нему во сне и предсказывает его дальнейшую судьбу. Та же история повторяется и с цыганкой Грушей, которую Иван Северьяныч утопил по ее просьбе. Несмотря на последнее обстоятельство, которое должно, по идее, снять вину с Флягина, он всё равно считает себя убийцей Груши. Преступление есть преступление. И хотя он спас ее душу (она грозилась покончить жизнь самоубийством и тем погубить себя), Иван погубил душу свою. Перед Богом и перед собственной совестью он чувствует себя преступником. Потому и записывается Флягин в солдаты, а потом  ищет смерти на Кавказе, чтобы кровью искупить вину перед Грушей. Он даже чистосердечно открывает свою тайну полковнику, но снова провидение выручает Флягина - его слова не подтверждаются фактами и полковник ему не верит.
В повести "Очарованный странник" Лесков продолжает тему испытания нравственных качеств героя любовью, довольно часто встречавшуюся в русской литературе. ("Бэла" Лермонтова и др.). Благодаря знакомству с цыганкой Грушей Иван Северьянович, для которого не было в мире ничего лучше красоты и совершенства лошади, погружается вдруг в колдовскую силу женской красоты. Лесков открывает в простом мужике поразительную душевную тонкость и отстаивает её с такой же страстью, с какой в "Запечатленном ангеле" защищает способность русского человека постигать тайны высокого искусства.
Красота и талант, по мысли писателя, имеют подлинно магическую силу воздействия на окружающих. Стихийно устанавливается иная мера вещей, наступает полное забвение собственного "я". Забываются все обычные житейские нормы и условности. Происходит прорыв сознания в астральный мир.
В такие моменты люди стихийно объединяются под влиянием общего напряжения страстей. Всё, что человек привык ценить в повседневной жизни: деньги, благополучие, общественное положение, - всё это для человека становится несущественным, и на первый план выходит только предмет его страсти. Этим и доказывается вся условность привычных норм бытия, вся иллюзорность материального мира.
Сцена с Грушей во время последнего "большого выхода" Ивана Северьяновича - одна из показательных символических сцен повести. Уже одна она могла бы стать темой для целого романа.
Другая тема, тема бесовского искушения появляется в заключительной части повествования, когда Флягин рассказывает о своей монастырской жизни. Тема бесовского искушения звучит здесь не впервые. На протяжении всей жизни Иван Северьянович в различных ситуациях встречается с бесом, то есть с искусителем. Недаром же говорят в народе: "Бес попутал!". Флягин тем легче поддается искушениям, что живет не разумом, а сердцем. Встретившись в кабаке с магнетизером, взявшимся отучить его от пьянства, Иван Северьянович принимает его за беса. "Ну, пос¬лушай, ты, кто ты такой ни есть: черт, или дьявол, или мелкий бес, а только, сделай милость, или разбуди меня, или рассыпься". Также, когда Иван столкнул с обрыва в реку цыганку Грушу и побежал куда глаза глядят, ему почудилось, что за ним гонится, если не Каин, то сам "губитель-бес".
Особенно сильно стал донимать Флягина бес во время его жиз¬ни в монастыре. Являлся он и в "соблазнительном женском образе", и так, и мелких бесенят вместо себя подсылал. Закончилось всё это довольно комическим случаем, когда Иван Северьянович убил топором монастырскую корову, приняв ее ночью за дух удавившегося в лесу около монастыря "жида", про которого говорили, что он Иуда. Здесь уже мистика в духе гоголевских "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Мистика в народном ее понимании. Гоголь чутко уловил, что сказочный мир проникает в реальную действительность и становится частью народного миросозерцания.
В заключение, к сказанному остается добавить, что Лесков в своей повести на ярких примерах показал нелегкий процесс выкристализации из безликой крестьянской массы – личности. Иван Северьянович обездолен жизнью, обкраден ею с самого начала, но за время своих бесчисленных скитаний он во много раз приумножает то духовное богатство, которым наделила его природа. Его исключительность проявляется в гуще народной российской жизни и тем более она значительна, что герой на всё реагирует сердцем, а не построениями ума.
Образ народного героя Ивана Северьяновича Флягина, созданный Лесковым, по силе и значимости не уступает образам лучших представителей дворянской интеллигенции. Герой Лескова обладает главным качеством - душевным здоровьем и, как следствие этого, - добротой. А доброта, как известно, призвана спасти мир! Будем надеяться.

1992 г.