Явление Частника народу

Павел Малов-Бойчевский
(Заметка)

Что толку слагать хвалебные оды явлению Частника народу, который всё равно не обманешь, или попусту разглагольствовать о морали – для народа эти рассуждения – лес тёмный. Да и не рассуждений ждёт народ (их в последнее время было предостаточно в нашей прессе) –  конкретного дела! То есть, тех элементарных слагаемых (еда, одежда, жильё и т.д.), из чего и складывается жизнь конкретного человека разумного – его материальные потребности. Причём жизнь в достатке, как того и требует социалистическая формация, иначе для чего ж нужно было огород городить?
Ведь аскетизм и бессребреничество Макара Нагульного или Велимира Хлебникова вряд ли кого-нибудь соблазнят в настоящее время. Ну кому захочется щеголять на улице в рваных штанах и есть за обедом один лук, как Буратино, потому что у папы Карло больше ничего и не было?!
Частник будет производить продукцию, или не частник, – народу безразлично, главное, чтобы вещи и продукты питания имелись в продаже. И чтобы цены на них не были баснословными, а главное, чтобы качество товара соответствовало уплаченной за него сумме денег. А когда я покупаю, например, в магазине новые «штиблеты» отечественного производства, отваливаю за них весь свой аванс, а туфли через два дня разваливаются, как Российская империя в семнадцатом, – тут уж мне становится не до выспренних рассуждений о советской морали!
Да пусть туфли выпускает хоть Чилийская хунта, лишь бы их можно было носить, не рискуя ежедневно оказаться босым на улице!
Что с того, что у нас в стране нет безработицы, мне, потребителю, от этого не легче. Все знают, что хороший мастер брака не сделает, брак гонит нерадивый работник. Так зачем его держать на государственном предприятии? Из-за него и хороший работник не работает: платят всё равно почти одинаково. К чему эта уравниловка, оставшаяся от застойных времён? Капиталист плохого работника не держит и правильно делает! Пользы с него, как с козла молока. Капиталист понимает, что рабочая сила – тоже товар. Зачем ему плохой товар?
Народу фактически всё равно, есть у нас безработица, нет ли её – мораль здесь никого уже не должна интересовать. Это эмоции, а экономика должна развиваться по своим законам. Важны не лозунги и декларации, а конечный результат той или иной экономической системы! И пусть политические обозреватели каждый вечер вещают из «голубого ящика», делая страшное лицо и оперируя восьмизначными цифрами, о катастрофически подскочившем уровне безработицы в западном мире, – мы, как за манной небесной, будем продолжать гоняться за импортными товарами, игнорируя наш союзный ширпотреб!
И пусть у меня по соседству будет жить частник, пусть «нэпман», капиталист – хоть чёрт с рогами! И пусть он наживается, я от этого хуже не стану, – лишь бы он Товар давал! А будет государственный товар лучше – я на частника и не взгляну. Мне, потребителю, не мораль важна, её в карман не положишь, – а предмет, конкретная вещь!
Ведь суть экономики – товарно-денежные отношения. Деньги – это, говоря по-простому, мой труд, материализованный в денежном эквиваленте. Но сами по себе, не обеспеченные товаром, деньги – ничто, бумага. А у нас зачастую так и получается: труд свой ты на производстве затратил и, естественно, желаешь получить за него некоторые материальные ценности. Выдали тебе за месяц определённое количество бумаги с водяными знаками, но тебе не бумага нужна – конкретный товар. Ты ткнулся в один магазин, в другой, но там не товар, а сплошная халтура! Впрочем, прожиточный минимум тебе обеспечен при условии, если ты будешь довольствоваться этой «халтурой», а продукты питания покупать не на базаре или у кооператоров, а в гастрономе по госцене. Но ты идёшь на «толкучку» и хватаешь там импортный товар у фарцовщиков, естественно, не по госцене – и тем самым сокращаешь прожиточный уровень семьи. И ничуть не злишься на спекулянта...
Ободрал он тебя, грубо говоря? Ободрал. Но ведь тебя же никто силком не заставляет раскошеливаться?! Не желаешь переплачивать, пожалуйста, – ходи в своём, «исконном-посконном».
Да и не фарцовщик вовсе устанавливает «бешеные» цены на «чёрном» рынке – сам покупатель! Здесь действует закон аукциона – кто больше.
И злишься ты тут уже не на «проклятого» спекулянта, а на проклятый промторг с его проклятым «концом месяца», когда за какую-нибудь чудом не разворованную на базе импортную дрянь жизни могут лишить в отечественной очереди! Злишься ты на проклятые швейные и другие фабрики, на проклятых ткачей и многое другое.
А проклятый Частник?.. Что ж, товара он пока не даёт, а сфера обслуживания – дело для народа второстепенное.
Однако давайте отбросим дурную мораль, десятилетиями возводившуюся в ранг социалистической доморощенными «самостийниками», стоящими на шаткой платформе шапкозакидательства, и будем трезвыми глазами смотреть на Запад. Ведь многому у них можно поучиться! Японской экономии, например, когда даже мусор не пропадает зря, а идет в печь, вырабатывая затем электроэнергию. А мексиканские автомагистрали, где на каждом шагу стоят телефоны для вызова техпомощи. Причём, ремонт – бесплатный, за исключением оплаты вызова и запчастей.
Я сам бывший шофёр и хорошо знаю, что значит поломаться на нашей расейской дороге! Особенно зимой. Это – как у Высоцкого – «назад – пятьсот, вперёд – пятьсот...» А почему бы не сделать так как в Мексике? И пусть это будет даже частная фирма, пусть даже мексиканская – шофёру ведь главное, не «гнилой» морали придерживаться и куковать в феврале на трассе, когда «кругом – пятьсот» и хоть волком вой в кабине, а вовремя получить техническую помощь, сколько бы это ни стоило!
Теперь, знаю, спросите – а как же социализм?.. И я с готовностью отвечу – нет социализма с отсталой, на уровне каменного века, экономикой. Это ещё не социализм, когда отечественный потребитель с тоской и тайной надеждой взирает на капиталистическую экономику: авось что-нибудь перепадёт от фарцовщика! Истина, по-моему, в органичном соединении нашей социальной системы и самого лучшего и практичного, что есть в западной экономической сфере. И подобные примеры уже есть в мировой практике. В частности в Китайской Народной Республике с её специальными экономическими зонами, открытыми для иностранного капитала. Идеология социализма и мораль в этих районах, как отмечают китайские корреспонденты, нисколько не страдают, а вот экономический эффект ощутимый.
Я ничуть не против западных фирм и западного капитала, обслуживающего наиболее болевые точки отечественной лёгкой промышленности. Пожалуйста, пусть наживаются! Зато будет качественный товар и советскому потребителю уже не придётся выбрасывать деньги на ветер. Пусть они поучат нас работать! Пусть будет здоровая конкуренция. Ведь капиталист сам свернет своё дело, если прогорит! Если победит его советский товар, – но для этого нужно предоставить ему поле боя. Чего нам бояться, если социализм – историческая закономерность! Ведь колесо истории вспять не повернёшь. Или мы сомневаемся в Марксистско-Ленинской философии? Смело нужно привлекать иностранный капитал. Экономика требует не эмоционального подхода, а чётких экономических законов. Иного выхода просто не вижу.

24 октября 1987 г.