Государство

Павел Малов-Бойчевский
(Размышления)

1983 год


Любое государство порождает насилие над человеком, будь то капиталистическое государство или социалистическое. Это аппарат угнетения. Пока существуют на земле начальники и подчинённые, бедные и богатые, ни о какой справедливости не может быть и речи! Чтобы достигнуть настоящей свободы и справедливости, нужно бороться с любым проявлением государственной власти. Любое государство порождается деньгами и потому, чтобы уничтожить несправедливость на земном шаре, связанную с государственными отношениями, нужно в первую очередь уничтожить могущество денег. Золота!.. Изъять из употребления самый этот «презренный металл». Без денег не будет и государства, а без государства не будет насилия человека над человеком! Пока ещё не поздно нужно остановить прогресс, ибо он, в конце концов, уничтожит саму планету Земля и всё, что на ней находится. Как остановить прогресс? Прежде всего – уничтожив деньги и государство! Человек должен вернуться назад в своём развитии, – в первобытное состояние. Перенаселение тогда не будет угрожать планете, если остановится прогресс и исчезнут государственные отношения. Всякий человек станет свободным и всякий будет бороться за существование сам по себе. Слабые непременно погибнут... Это всё, конечно, сильно походило бы на утопию и было бы смешно, если бы не было так грустно. Слова эти принадлежат какому-то мыслителю древности... И верно, – человечество зашло уже слишком далеко в своей бесцельной погоне за развлечениями. Или, другими словами, в погоне за каким-нибудь смыслом жизни. За идеей... За верой, в конце концов.
Человечество уже разуверилось во всём. Всяк мало-мальски начитанный и мыслящий вечно влезет со своими соображениями, как например, многие государственные деятели древности да и современности тоже. Всякий предлагает свой собственный смысл жизни, свою идею. Был, например, в эпоху римлян такой ближневосточный царёк Аристоник. Придумал этот деятель создать счастливое государство рабов, которое решил назвать «Царством Солнца», а жителей – «гелиополитами», что в переводе с греческого означало – «жители солнечного царства». Недолго просуществовало это образование. Римляне разгромили царство «гелиополитов», а самого Аристоника казнили! Потом варвары разгромили саму Римскую империю (её западную часть), чем и положили конец рабовладельческому строю. Очень многие расшатывали этот строй. Аристоник, ещё раньше, до него, – знаменитый Спартак, другие... Они пытались установить справедливость среди людей и для этого прибегали к насилию. Но мало кто из них старался для будущих поколений, они прежде всего желали свободы себе и реальным, живым людям. Они нарушали порядок, установленный рабовладельцами, и тем самым доказывали своё право на жизнь, а не на скотское существование. И вскоре государство, претендовавшее на мировое господство, одно из крупнейших государств древности, диктовавшее свою волю другим народам, – пало под ударами каких-то варваров! Столица этого государства, город Рим, был разрушен и предан огню, а жители его, в большинстве, уведены в неволю. Так все жизненные устои рабовладельческого общества, до этого казавшиеся незыблемыми, за короткое время превратились в ничто, и на смену им пришли новые, феодальные принципы. И потом пришли новые бунтари, новые герои и новые вольнодумцы... Рабы, перевоплотившись в господ, породили этим новые классы угнетателей и угнетённых. И следовательно, угнетённые снова стали выказывать недовольство таким положением вещей. И снова стали появляться люди, готовые разрушить всю эту новую феодальную несправедливость. В России эти люди хорошо нам известны. Это Болотников, Разин, Булавин, Пугачёв и наконец – декабристы. Никто из них не добился того, чего хотел. Почти все эти люди погибли в борьбе, или на плахе, но следует ли отсюда, что им вообще не следовало предпринимать этих своих выступлений? Нет. Восставали они правильно. Ведь всё равно они бы умерли. Сейчас ли, позже – какая разница? Но они захотели быть свободными и добились этой свободы, пусть даже ценой своих жизней! Цель их всё-таки была достигнута. Они погибли, но ведь и люди, их казнившие, тоже впоследствии умерли. Так что они немного выиграли от того, что одержали победу...
Как всё сложно на нашей планете... Оставим пока историю. В неё мало кто верит. Некоторым даже кажется, что никакой истории вообще не было! Что всё это выдумки досужых вралей, и что сама жизнь на Земле началась в 1917 году. То есть со времени октябрьской революции или немного раньше. Действительно, мало веры вызывает то, что не видел собственными глазами, с чем не столкнулся на практике. Многим кажется, что люди, совершившие революцию, сделали это исключительно для нас, современного поколения. Что мы какие-то избранники судьбы и все блага должны пасть к нашим ногам! Мы не видели революции, не знали ужасов Отечественной войны, а родились в счастливое мирное время в счастливом государстве и будем жить в нём чуть ли не вечно! Случаются, конечно, маленькие недостатки, но что они – по сравнению с грохотавшими раньше войнами и революциями? Сущая чепуха, и власти настаивают, чтобы мы были благодарны тем людям, свершившим для нас революцию и победившим в Великой Отечественной войне. Ведь всё это было сделано для нас, счастливых потомков... Неужели же нам следует сейчас обращать внимание на некоторые трудности и недостатки нашей современной жизни? Ведь нам досталось такое счастливое государство, о котором могли только мечтать наши далёкие предки! Что нам ещё нужно, кроме плодотворного труда на благо отечества? Ведь мы теперь строим коммунизм, а чтобы его построить, нам нужно долго и упорно трудиться! А наши дети?.. Разве мы не хотим, чтобы они были счастливы?!
Вот и получается, что кто-то когда-то совершил для нас революцию. Кто-то другой одержал победу в Великой Отечественной войне, тоже, к слову сказать, для нас. А мы должны благодарить их за это и всю жизнь трудиться над созданием призрачного коммунизма для своих призрачных потомков! Но разве это так?.. Ну что бы стало, если бы, например, гитлеровская Германия одержала победу в войне и покорила Советский Союз? В лучшем случае мы бы вообще не появились на свет. Но разве бы мы это знали?.. В худшем случае, предположим, что фашисты сделали бы наше поколение своими рабами! Но разве бы мы против этого не протестовали? Разве бы мы не боролись с рабством, как это до нас делали многие?..
И разве всех устраивает тот порядок вещей, который установился в стране в данный период? Когда говорится одно, а делается совершенно противоположное. Когда партия стала инквизицией, милиция превратилась в опричнину, а все наши генеральные секретари больше напоминают венценосных монархов прошлого?
В стране происходит как бы всеобщий сеанс гипноза. Или иными словами, – коллективное помешательство! Как будто, к примеру, гипнотизёр говорит вам: «Вы спите! Вы очень устали! Глаза ваши закрываются. Вы ложитесь в кровать. Вы устали...» Точно так же кто-то наверху говорит целому народу: «Работайте! Скоро вы будете жить хорошо. Работайте усердно! Ваши отцы погибли на войне – будьте готовы погибнуть и вы. Работайте и ни о чём не думайте! Всё это правильно. Всё это хорошо и справедливо. Работайте!».
Как всё это глупо задумано и ещё глупее разыгрывается! Как плохой спектакль на школьной сцене. Все актёры никудышные, роли мёртвые, да и сами зрители уже наполовину заснули. Как писал Тургенев в романе «Новь»: «Россия спит беспробудным сном». Спит и ещё пьянствует. От патриотических лозунгов партии попахивает мертвечиной, да и сама страна сильно напоминает больного человека с почти созревшей уже опухолью. Уже прорывается гной, грозящий залить человека с головы до ног. Кризис не за горами, и если не последует решительного хирургического вмешательства, – может произойти непоправимое. Человек собственными руками удалит ненавистную опухоль... Всё время к больному подходят разные врачи. То с одного бока приблизятся, то с другого. То один подадут совет, то другой: и каждый врач надеется, что вот-вот болезнь пройдёт сама но себе и пациент вдруг поправится. Некоторые врачи принимают какие-нибудь меры. Но вот на место прежнего приходит совершенно другой врач и объявляет предыдущего совершеннейшей бездарностью, а меры его бесполезными и даже вредными... Кто же излечит страну от болезни? Неужели этому призвана служить андроповщина? Новая российская хунта? Новое самодержавие и, если так будет угодно, новая династия?.. Боюсь, как бы новый доктор, которому, кстати, больше бы подошло быть ветеринаром, не предпринял какой-нибудь бессмысленной операции. Например, вместе с опухолью, просто, на всякий случай, – не вырезал бы печень или лёгкое! Ведь говорят же, что когда лес рубят, то щепки летят!.. Не спорю, но только сумасшедший может рубить сук, на котором сам он сидит!..
Заговорились мы с вами... Лес вспомнили, щепки. Но ведь какой русский не любит меткого слова или сравнения? Где ещё так крепко укоренились всяческие людские клички, как не на Руси?.. Андроповщина!.. Новая эпоха в нашем многострадальном государстве... Что она принесёт нам, русским? Мир или войну?..
Вспоминается тут граф, великий мятежник, восставший против несправедливости. Чему ты научил свой народ, граф? Один из рядовых его педагогов... Сейчас каждый третий студентик филологических факультетов мнит себя Львом Толстым! Каждый пятый – Пушкиным! А в результате – горы бездарнейшей литературной продукции. Настоящий ширпотреб от искусства. В редакциях засели одни «гении» и простому смертному туда не пробиться! Состряпана новая доктрина: «Творчество без отрыва от производства»! То есть: «Долой искусство для искусства, да здравствует искусство в политике!» Иными словами, сейчас нельзя уже описывать в романе обыкновенную любовь обыкновенных мужчины и женщины. Непременно нужно, чтобы женщина была председателем колхоза, а мужчина, ну скажем, – секретарём районного комитета партии! Если писатель хочет описывать, к примеру, лето, то это непременно должна быть уборочная страда! Если писатель желает написать о зиме, то тут сама собой просится на бумагу ленинградская дорога жизни. Весну лучше всего показывать призывом в Советскую Армию рабочих подростков. А в осень хорошо вплетаются чистенькие первоклашки с ранцами и описание новой школы, построенной, несмотря на пятилетку, за три с половиной года! Причём, выстроенной из сэкономленных стройматериалов, бригадой коммунистического труда, часть заработной платы которая перечислила в фонд борющейся Кампучии! Смешно, конечно, но факт...
Всё слова, слова, слова, – почти как в гоголевском «Ревизоре»: «Целых сорок тысяч одних только...» слов!.. Слова и воровство, а дел, увы, очень мало. Тут нужно оговориться – добрых дел! Дурных дел предостаточно. И если хорошенько подумать, – что изменилось в нашей жизни с 1917 года? Не спорю, изменилось очень многое, но сущность людей осталась прежняя. Каждый как и раньше думает только о самом себе. До других нет никому ни малейшего дела! Всякий хочет справедливости только для самого себя. Сущность людей осталась дореволюционная – человек человеку волк!

23 февраля 1983 г.