О вреде религиозного чтения. Письмо другу

Николай Павлович Кормаков
              Дорогой мой, в этих записках я пытался показать насколько вредным бывает упование на авторитеты: как на людские, так и на книжные. Может у меня это не очень выпукло получилось, хоть и хотел этого, т.к. вот ты, например, почерпнул оттуда боязнь к самодовольной молитве, к беспечному и безответственному близкому общению с кем ни попало, а об осторожности к беспечному чтению забыл. А ведь эта зараза мне более всего навредила: и мне и через меня моим близким.
              Господа Иисуса Христа следует познавать не через книжки теологов и богословов, а
1) духом своим в Духе Святом через практику своей жизни по заповедям Христовым из любви к Нему;
2) духом своим через проникновение в Святое Его Евангелие Духом Святым;
3) духом своим через проникновение Духом Святым в опыт других свидетелей Христовых.
              Чтение теологических сочинений, давая пищу душевному интеллекту, холодит сердце (дух). От этого и происходит угашение радости, мира и теплых чувств к Богу и людям. Начиная опираться на интеллект (данность душевную), человек отталкивается от своего духа и становится в зависимость от внешних знаний, что делает его скорее душевным автоматом, чем духовной личностью. Человек пытается через получение знания приблизиться к Богу (что теологи называют гностицизмом), в то время, как Бог сказал, что приблизиться к Нему возможно только через любовь к Иисусу Христу творением Его заповедей. Именно любовь ко Господу Иисусу Христу позволяет человеку жить Его заповедями: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое" (Иоан.14:23). А "слово Его" (Заповеди Божьи) все сводятся к единой - любви: возлюби Бога паче всего сотворенного и ближнего своего, как самого себя (Мф.22:36-40). Итак, что является основой жизни во Христе Иисусе? Исполнение определенных дел, правил, принципов? - Нет! - любовь к Иисусу Христу, которая есть дар Его Благодати. А обнаруживается она, выражается и содержится лишь через исполнение Его Заповедей (Иоан.14:15,21,24).
              Я же, начитавшись религиозной литературы, искал, какими подвигами мне МАКСИМАЛЬНО МОЖНО УГОДИТЬ БОГУ, в то время как, если бы я духом своим опирался только на Евангелие, то старался бы прежде всего о том, как БЫТЬ БОЛЕЕ ЛАСКОВЫМ И НЕЖНЫМ и старался бы о возрастании этих качеств. Ибо чем нас в Евангелии поражает Господь и Бог наш, Иисус Христос? - именно необычайной ласковостью и необыкновенной нежностью в отношениях с нами.

              Когда я понял это, то вообще заказал себе всякое чтение духовной литературы, лишь изредка в особенных случаях позволяя себе прочитать то, на что Господь обратил мое внимание через обстоятельства. Причем, сначала молился, чтобы узнать волю Божью: стоит ли мне это читать. А т.к., начитавшись религиозной литературы, я даже Евангелия уже читал, как молитвослов (лишь с молитвенной интенцией, как-бы совсем забыв, что читаю-то я о жизни и страданиях Самого Господа Иисуса Христа), то  заказал себе и в таком чтении св.Евангелия.  Евангелие же стал читать лишь с полным сердцем, а в моем испорченном состоянии сознания возможно то было очень редко, когда по необходимости нужно было выяснить какой-то практический вопрос, с которым я столкнулся.
              Через некоторое время после такой изоляции себя от "религиозного" чтения начинаешь ощущать работу духа и вольготность душевную. Это сладкое чувство помогает ценить свободу духа от порабощения интеллекта, подобно тому, как мы ценим тишину, пресытившись повседневным шумом.
              Стоит, по примеру ап.Павла, бросить познание веры через внешнее делание (в нашем случае: чтение книг), и отдаться познанию веры своим духом через Духа Святого в любви к Иисусу Христу:
1) постоянным общением с Иисусом Христом, как со своим неотступным попутчиком;
2) ласковым и нежным общением с Отцом Небесным, единым с Ним;
3) ласковым и нежным общением с Духом Святым в духе своем (помогая даже воображением, например, Святой Троицы Андрея Рублева), а также через таковое отношение к близким своим.
              Наличие терпения обнаруживает действие в человеке благодати Духа Святого, которая, как заря день, предваряет Его сладость.