Мартеха и колодец

Инесса Завялова
  Воспоминания.               
 

  Мартеха мой самый лучший и верный друг, даже не знаю, чего не мог или не умел Мартеха? У него можно было учиться  всему, но самое главное качество - он умел хранить чужие тайны.
Дом Мартехи небольшой, но очень уютный.  Дворик весь в розах, роз так много, что хочется  раствориться в их великолепии и все время  восклицать:
- Ах, какая красота, ах, какой аромат, а этот бутончик, ну, когда же он проснется.
В окружении роз и извилистой цветной дорожки, выложенной из необыкновенно красивой плитки,прятался колодец. Не знаю почему, но он был главным, а не розы. Из  колодца воду брали  редко, в доме все механизировано - автоматика, но почему-то всегда хотелось заглянуть в  колодец. Отражение было чистым и никогда не колыхалось, не искажалось. Отец Мартехи поговаривал, что роз так много только из-за колодца.Возможно скрывалась какая-то особая система водоснабжения и поэтому небольшой  палисадник имел всегда доступ к влаге,   было ощущение,  что в палисаднике небольшого дворика не хватает только райских птиц. 
   Розы разных видов и сортов  пьянили своим ароматом  и могли рассказать любопытствующему  какую - нибудь историю своей  жизни, так о розах  говорил отец Мартехи. А мне тогда, казалось, что колодец исполнял желания, но почему-то,  заглянув в него, я видела только свое отражение, и, по непонятной, причине забывала  загадывать желание. Я рассказала об этом Мартехе, он ответил, что он тоже смотрит в него, как в зеркало и тоже забывает загадать желание. Притягивает зеркальность и прозрачность.
- Тогда зачем  мы верим в то, что он исполняет желания, почему мы в него таращимся, как два дурака? - ответа не последовало. 
   Мы тащились в дом, общались с младшим братом Мартехи.
  Женька нас частенько не слушал и дразнил.  Мы учили его понемногу всему, он визжал и говорил, что мы делаем из него раба труда, заставляя его вытирать пыль, слаживать разбросанные вещи.
-Радуйся, Женька, что мы не делаем из тебя нашего раба, а всего лишь раба труда, - говорили ему мы, почти в один голос. Мы мотались по дому, как оголтелые, потом, все втроем мирно усаживались на роскошный диван и молчали, и, нам, казалось, что наше молчание  слышат розы.После, мы вваливались на кухню, для этого нам нужно было выйти из дома и пройти через сад. В кухне главным снова был Мартеха. Мы опустошали все, что оставляла его мама на обед и ужин, дрались, смеялись много и снова  воспитывали Женьку.
 Мне тогда, казалось, что моим воспитанием Мартеха тоже занимался. Он учил меня всяким мелочам серьезного дела.  Порой  доставал отцовское ружье и настоящие патроны,  подробно объяснял все об охоте, дичи, об опасностях в лесу. Как - то... тайком от отца, он спер ружье и мы стреляли в лесу,  правда, охотники из нас некудышние, но запах пороха, тяжесть двустволки  помнился мне долго.  Мартеха посвящал меня в жизнь мужчин и совершенно забывал, что я девчонка.
  Однажды в лесу он нашел маленького лисенка,  приручил его. Мы подолгу просиживали возле небольшой клетки, пока лисенок не окреп.
  Ястреб, который  жил давно в семье Мартехи, ревновал его к лисенку и устраивал бунты любви. Стал клевать своего хозяина, но как - то с хитрицой, слегка хватая за одежду,  порой отказывался от пищи, все время норовил напасть на лисенка по - настоящему.Женька предпочитал не участвовать в нашем общении c животными, прощаясь со мной, перся к бабушке, которая жила рядом.Ястреб  усаживался на плечо Мартехи… очень жалобно и довольно странно симулировал несчастного слепого, дергая глазами, после полученного подзатыльника, который всегда меня смешил, потому что Мартеха говорил дурацкую фразу:
-Иначе правды жизни знать не будешь.  Ты ястреб, а он лисенок, разницу понимаешь!-говорил он своему другу, наказывая его  за  очередное нападение на лисенка.
-Так ведь, Мартеха, в природе ястреб птица - охотник, что же ты с него идиота делаешь?-возражала я.
- Так  то лес, а здесь дом,  а  он свои охотничьи замашки в ревность превращает. Понимать надо, где дом, где охота.
 -Понятно то,что и мне от тебя достается, все поучаешь меня,-радуясь объяснению, хлопая своего друга по спине, протараторила я.
   Мартеха не сердился, дружба наша была крепкая. Отец его думал, что  Мартеха немножко влюблен в меня, но наше общение было всегда одинаковым: мысли о любви с охами и  вздохами, почему-то не посещали нас. Мы считали, что для любви еще не пришло время, нам было всего пятнадцать, да дело было даже не в этом,  нас  многое интересовало,намного больше, нежели юношеские бредни о любви, так мы думали тогда о мире, и о встречающихся парочках, которые были среди наших ровесников.
   Спустя некоторое время, Мартеха познакомил меня со своим другом, который многое изменил в моей жизни, он не изменил только одного - нашей дружбы c Василием, она становилась еще крепче.
   Василий не обижался, что я называла его не по имени – Мартехой.
               

                2       


  После выпускного произошло ужасное событие – ураган, который крушил все:  вырывал с корнями деревья, рвал провода, слетали крыши с домов, но страшнее всего, что этот ураган начался совершенно внезапно, среди бела дня небо стало черным, как  в самую темную ночь.  Красно-пунцовые вспышки, разряды молний сверкали по этому черному полотну, гром громыхал так... казалось он разрушит все, что только возможно.Дом сотрясался. На втором этаже отваливался потолок, окна трещали, скрежет носился по всему дому, завывание ветра невыносимое.У меня не было страха,  ответственность за двух младших братьев брала верх. Подсознательно ясно было только одно - нужно действовать спокойно, чтобы не перепугать детей.
   В тот день в гостях у меня был Мартеха.Реакции у него мгновенные, он закрывал окна, двери, мы сидели вчетвером в моей комнате, где красное зарево освещало книги. Поблескивала посуда в серванте, в этой игре света и звука, мы видели свои лица, мы не были испуганы, быстрее всего…  спокойны. Мы пытались шутить, даже рассказывали глупые истории, но их прерывал грохот падающих деревьев. Рвущиеся провода хлестали по дороге, звенели луной. Свист, грохот, все сотрясалось, и, вдруг,внезапно, стало доноситься только хлопанье дождя, небо начинало проясняться...Вечерело.
  Василий открыл дверь, с криками ужаса вбежали родители, они переждали ураган у друзей, машину, которую они пытались завести, подымало в воздух, им пришлось идти пешком, мама рыдала. Они шли по дороге и видели руины многих построек , они видели разрушенный поселок стихией.
   Тогда в моей голове мелькали разные мысли. Что все это значит? Ведь только вчера  был  выпускной, возле леса на огромной копне сена мы пили шампанское.  На выпускном у нас не было принято особо застольничать, обычно все шатаются по школе, слушают музыку, танцуют, снуют по поселку, потом прутся встречать зарю. Идут далеко к самому лесу, ноги устают, идти на каблуках невыносимо, но в этот вечер босиком  неохота, да и нельзя, каблуки для красоты.Необыкновенно красивым, казался, мне поселок  утром.
 А сейчас все разрушено – эта картина долго стояла у меня перед глазами. Наш дом был цел – целехонек,  у соседских домов слетели крыши, повалились заборы, деревья валялись на дороге вместе с корнями.
  Мартеха рвался домой, но идти было опасно, потому что раскаты грома слышались вдалеке, иногда на небе вспыхивали молнии.Все стало утихать, на улице было темно, на дороге валялись электрические  провода.
-Пойду… мама ждет, наверное, извелась вся, волнуется,-мы не хотели его отпускать, но вопреки просьбам, он  торопился домой.
-Вась, идти опасно, останься,- просили его мои родители.
-Да Бог с ней, с опасностью, дойду,  дома ждут. Он не хотел, чтобы его провожали.
Мартеха в тот вечер, дошел  домой без всяких происшествий, жив-живехонек.В ту ночь никто не спал. Я помню только,  как рядом с Мартехой, шла я, мне виделось это в полудреме, только на каком-то другом уровне. Я видела, как он пришел домой, как у ворот встретил его отец, как во дворе были сорваны ветром все розы, лепестки разбросаны по всему двору. Он удачно обошел все провода, валяющиеся деревья, с ним ничего не случилось.
-Может это мое воображение,- подумала я. Полудрем прошел, спать не хотелось, свет нигде не горел, небо в ту ночь было темным, как черная дыра.
Бог есть, обязательно есть, так думали, знали и веровали мы тогда. Есть вещи, которые невозможно объяснить, с ними невозможно спорить, они выше нас людей, выше нашего маленького собственнического сознания, выше нашего маленького эгопонимания мира.
   Ураган забылся быстро, многие из нас готовились поступать в вузы, подготовка к вступительным экзаменам завершалась.Многие  разъезжались, кто куда.
    Теперь, иногда, мне кажется, что именно эта гроза, прогнала тогда многих с поселка, хотя… кто знает? Может все идет своим чередом, независимо ни от чего и ни от кого.
   Сад с колодцем есть до сих пор, корневая система розовой мини - плантации оказалась в тот вечер очень крепкой,  только лепестки, неистово сорванные ветром,  танцевали разноцветьем, устилая дорожки дворика,  сворачивались ветром в клубок и прогонялись прочь непогодой.   
   Cад зажил привычной жизнью, а сам Василий искал новое в себе, он купил фотоаппарат, встречаясь после уроков,мы щелкали все вокруг… и себя.
  В старом альбоме улыбается  много народу…
 
  Дом моих родителей оказался очень крепкий, стоит до сих пор, он как старый страж помнит и хранит многое.
      
               
                3       

 


  Выпускной шумный, раскаты молний освещали небо, мы гуляли в школьном дворе.
- Странно,- сказал кто-то,- молнии, а грома нет.Таких молний я никогда не видел.
- Значит, гроза идет стороной.
Молнии искрились почти всю ночь. Утреннюю зорьку шли встречать к лесу, дорога длинная, на каблуках идти сложно, но зато красиво…   

                2004г.