Ранние дневники 98 Уход моего кроткого отца

Галина Ларская
Ранние дневники 98 Уход моего кроткого отца

30/VI 1989 г. Раздвоенное сознание: часть души моей с духовным миром, низшая же моя часть барахтается в земных соблазнах: еда, одежда, красота земная, желание нравиться.

2/VII Звонила мама-мачеха: «Отец умирает, приезжай». Он упал на кухне, когда был один. «Я хочу жить», - недавно говорил он ей.

Я приехала, папа в полубессознательном состоянии, исхудал, лицо изменилось. Морщин на лице нет, гладкая кожа. Появились пролежни.

4/VII Бред отца. Т.П. совершенно не умеет принимать жизнь такой, какая она есть. Очень тяжело мне.

7/VII «Вы накидываетесь на меня, как на врага», - говорит отец. Приезжает брат Сергей, очень мягкий и теплый, помогает нам.

9/VII «Скорей, скорей», - говорит отец. Я спрашиваю его: «Ты хочешь жить?» Он: «Нет. Надоело тянуть». Раньше он на вопрос, как дела, говорил: "Тяну пока."

10/VII «Папа, ты как?» Он: «А ты как?» Я: «У тебя на душе спокойно?» Он: «Да».

12/VII Посмотрела на лицо Вана Клиберна по ТВ, оно, как в юности, как 31 год назад. Его жесты не изменились. Темперамент тот же. Но что-то в нём появилось трагическое.

13/VII Папа уже почти оторвался от нас, не реагирует ни на что, шепчет что-то.  Я глотаю обиды (не от папы, он никогда не способен был обижать кого бы-то ни было), как хину. У меня внутри всё плачет.

14/VII Папа чётко сказал: «Если бы вы знали всё, вы бы молчали». Во мне давят всё живое. Я помогаю, чем могу, мне не дают никакой свободы.

17/VII Человек, который не видит своего зла. Слепота души. Скрою имя его.

Гуляли с моим другом, очень духовным и умнейшим человеком Лёней Могилевским, я читала ему папины стихи, почувствовала папину душу – светлую, добрую. Мы помолились о второй жене папы Т.П. Она после этого стала мягче.

19/VII Папа поцеловал мне руку при встрече. Молюсь за папу, учу его молиться или хотя бы привыкнуть к звучанию молитв. Вчера он сказал: «Аминь», когда я помазала его лоб святым маслом. Отец Владимир З. из Таллинна молится о папе.

В доме Т.П. я молилась о папе по молитвеннику, заливаясь слезами, у меня было ощущение, что мы с папой не одни, а окружены чем-то светлым.

22/VII Папа сжимает губы и не ест, 40 минут впихиваю в него еду. У человека верующего всё-таки есть преимущества, он делается сверхприродным и спокойным, пока он в благодати смирения. 

24/VII Окружение папы мягчеет и светлеет. Лёня Могилевский помог своими молитвами.

«Как тебя найти?», - спросил меня Володя Бунин. Я дала ему телефон родителей.

26/VII Медленно умирает папа, почти уже месяц.

27/VII Сердце моё кто-то хватает, тянет. Я окликаю папу: «Герман». Он двигает веками или говорит: «Что?» У него страдальческое выражение лица. Лицо временами напоминает посмертную маску Пушкина, закрыты глаза. Земная жизнь Германа Васильевича Грибакина завершается.

Вечером в 10-30 ко мне домой приехал Володя Куртов, я показала ему фотографии папы, прочла два его стихотворения. «Хорошие стихи», - сказал Володя. Он подарил мне кассетницу, книгу о травах.

28/VII Поздно приехал ко мне со своим другом из Германии Ханнес Хайне, они после ужина спали на полу. Брат и муж сестры вместо меня ухаживали за папой. Я отпросилась домой в связи с приездом друга из Германии.
 
30/VII Мне дали передышку. Мои брат и муж сестры дежурят у папы. Очень хорошо с Ханнесом, оба они с его другом благодатные люди. Душа моя согрелась около них.
 
31/VII Я сильно молилась о папе, держала его за руку, одела на него крест. Агония была минут сорок, все эти минуты я молилась или громко говорила папе, его уходящей душе: "Герман, смерти нет." Бедный мой мученик. Он ушёл от нас. Мы с Т.П. посидели около него, лицо его было очень красивым и благородным.

Сегодня я оплакиваю мучения отца моего, его печальную чистую жизнь.

1/VIII Присутствие папы в моей душе. Любовь к нему. В этом году ушли из жизни мой дядя Гурий 8 мая, потом Сусанна – любимая тётя 13 мая и 31 июля - папа. Я отпела заочно двух братьев, заказала сорокоуст о папе.

Дядя Гурий, снился моей сестре Нине, сказал ей: «Я живой».

Сейчас мой мраморный отец
Лежит в неслыханном покое.
Его душа подобна морю.
Спаси его, всех душ Творец.

4/VIII Т.П. никогда не будет мне звонить. Больно. (она звонила, пригласила на 40 день, подарила две книги папины, малоинтересные)

Иллюстрация: старинный гобелен из Варшавы.