Копатель

Оксана Дронь
Перед вами парень, который ничего не достиг в жизни. Меня выгнали с университета на 3-м курсе за неуспеваемость. По правде говоря, мне пришлось работать, учиться не было времени. Не получился с меня юрист.
Чтобы как-то продлевать своё существование приходилось незаконно работать – вскапывать землю в поисках ценных вещей, чтобы потом продавать их истинным ценителям истории, а уж они за деньгами не постоят. С меня получился замечательный «черный археолог». Я с легкостью вскапывал братские могилы, забирал у мертвых последнее что у них осталось. И меня не мучила совесть. Надо было как-то выживать.
Со мной произошел случай, который поменял всё моё мировоззрение. Я бросил лопату и больше к ней не притрагивался.
Была ранняя весна. У нас намечался рейд в Новгородскую область, деревня Мясной бор. Все знали недобрую славу об этом месте, но желание добыть кучу трофеев было сильнее. Загрузившись, мы весело двинулись в путь.
Деревня была не очень гостеприимна. Редкие прохожие жители деревни встречали нас не очень тепло. Наверное догадывались кто мы  такие.
Разбив лагерь возле болота (ими богата местность), наша команда приступила к работе. Раскопав несколько могил, мы так ничего и не узрели. На солдатах не было поясов! Это были пленные. Какая досада. Жалкие трусы! А мы весь день копали зря. Деньги нужны позарез, останемся ещё на денек здесь. Не уезжать ведь с пустыми руками.
Я поставил палатку и с трудом разжег огонь с сырых веток. Стемнело… Товарищи уехали за провиантом, о котором мы не позаботились, в ближайший магазин. Я остался один. Что-то вокруг изменилось. Лес как будто ожил, наполнился разными звуками – трещали ветки, дул ветер, с болота тянулось полотно тумана. Дрожа от холода, я залез в палатку. Стало как- то жутко одному. В голову лезли всякие назойливые мысли. Их бесполезно было прогонять.  Побыстрее бы приехали. Не очень приятно находится ночью на огромном кладбище. Проходило время, а их всё не было. Томительные часы ожидания.
Захотелось курить. Я вышел с палатки и увидел какого-то мужчину. Он сидел возле костра и подбрасывал туда ветки. Меня парализовал испуг. Кто это может быть? Местный житель? На нем военная форма. Наверное из поискового отряда. Они такие назойливые. Я обратился к нему:
- Что ты тут делаешь? Кто ты?
- Можно мне погреться? Я очень замерз – он тер ладони замотанные в бинты.
- Кто ты? Я предупреждаю, у меня есть пистолет! Без шуток!
Мужчина усмехнулся и молвил:
 - Полно, товарищ. Садись. Он тебе не пригодится. Я погреюсь и уйду.
- Ладно. – я сел напротив него и закурил. Непонятная тревога охватила меня.
Он достал бумагу, табак и крутил себе папиросу. Трещали обугленные ветки в костре, от него веяло жаром. Я прервал молчание:
- Ты откуда? Что делаешь один в лесу?
 - Я из Москвы. Живу неподалеку.
Мужчина достал ветку из костра и прикурил.
 - Что за гадость ты куришь? Возьми нормальную сигарету.
- Нет – он отрицательно покачал головой, - я не накуриваюсь ими. Помню, в немцев забрали, попробовали – дрянь. Махорка лучше.
 - У каких немцев?  - Господи, передо мною сумасшедший человек!
- Как «каких»? Ты разве не знаешь? – он затянулся и уныло посмотрел на меня. – Я не хочу тебя пугать, не бойся меня. Мертвых не надо бояться.
Я закашлялся. Начал присматриваться к нему – зеленая форма времен 2-й мировой, на гимнастерке пятна крови, совсем свежей, она течет с открытых ран. Как я раньше не заметил! Передо мною сидит солдат прошлой эпохи! Думал, что сердце от страха выпрыгнет из груди:
- Ты… Вы ранены?  - начал я сбившийся речью – Вам помочь? У меня есть бинты, аптечка, я сейчас принесу.
- Успокойся, я мертв. В 1941 может  и помогло бы. А сейчас поздно уже.
- Как это произошло?  - я еле сдерживал слезы. Мне стало жалко его, других солдат и себя, оказавшегося в такой ситуации. Я – его потомок, зарабатываю на проживание вскрытием могил. На произвол судьбы оставлял солдатские кости, которые в скором времени растягивали собаки. Его взгляд… Взгляд из прошлого. Мне стыдно перед ним.
- Я тут хожу-хожу и ни с кем не могу поговорить. А мне многое нужно рассказать, но все боятся призрака – он улыбнулся. – Ты можешь мне помочь?
- Да, конечно! Только чем?
- Запомни, я – Александр Иванов. В Феврале 1941 раненый попал в плен. Нас вели три дня без отдыха. Каждые сто метров оставались убитые солдаты, что не могли идти. Я очень ослаб и еле передвигался, если бы не мои товарищи, которые  тащили меня за собой то, наверное, я был бы убит ещё в первый час марша. Хотелось пить. Губы пересохли и  потрескались. Я немного отошел с дороги, чтобы взять комок грязного снега.  В ту же секунду меня изрешетили пулями. Там я и остался навсегда. Под сосной – он указал на дерево неподалеку – Пожалуйста, откопай меня. В левом кармане наполовину истлевшей гимнастерки сохранился медальон. Многие не хотели его носить. Ведь никто не хотел умирать. А я носил. Наверное не зря. Вытащи меня отсюда. Я не хочу находиться в неизвестности. – Его глаза заблестели от слез.
 Я слушал, и передо мною всё плыло в тумане. Какая же  я только сволочь, готовая сделать всё для собственной наживы. От  чувства стыда было тяжело дышать.
 - Возьми сынок. Это тебе. - и протянул мне блестящий портсигар.  – Он мне не пригодится больше, а тебе как раз.
- Спасибо – дрожащими руками взял подарок – Я всё сделаю, не волнуйтесь. Завтра же, всё сделаю.
- Я очень на это надеюсь. Надежда – это всё чем я жил, и за что умер. Благодарю, что выслушал меня. Пора уходить. Будь счастлив и проживи и мою жизнь вместо меня. – Александр Иванов напоследок мне подмигнул и ушел, растворившись в тумане.
Я упал на землю, плакал, держа в руке старенький портсигар, согретый теплом времени.
- Простите!!! Простите меня! – мой голос эхом разошелся по лесу, канув в тумане вместе с солдатом… А возле костра ещё долго тлел окурок и пахло махоркой…