Критика и текст

Критика Текста
     Любая литературная критика, будь она профессиональная, любительская или читательская, всегда предполагает наличие двух сторон: самого текста,  как единицы словесности,  и читателя, субъекта.
Субъект, постигая текст, входит в своеобразную роль «читателя литературного произведения»,
 
Этих ролей может быть три. Обозначим их условно. Условно мы говорим лишь потому, что возможны смешанные или переходные роли, из одной в другую, что тоже условно, и не явно.
Текст может быть прочитан в роли «профессионального критика», «писателя-создателя текстов» и «просто читателя». Каждый из этих персонажей прочтёт один и тот же текст по-разному.

Профессиональный критик прочтёт текст с точки зрения «текста, как предмета искусства», используя те критерии оценки, которые академичны и уместны в данном случае. Его позиция будет «над текстом», позволяющая ему контролировать и личный субъективизм, и непосредственные эмоции. Оценка текста будет дана в контексте «всех текстов вообще и литературы в целом».

Коллега по цеху, писатель, создатель собственных текстов прочтёт текст иначе. Позиция его будет примерно «рядом с текстом». Он непроизвольно для себя самого проанализирует сюжет, отметит те или иные достоинства или недостатки художественного языка, позволит проявиться эмоциям. Оценки текста писателем будут зависеть от его личных эстетических потребностей, культуры и мировоззрения.

Обыкновенный читатель, взаимодействуя с  текстом, прежде всего, попытается понять то, насколько гармонично конкретный текст  соответствует его собственной системе координат, насколько полно отвечает его личным духовным потребностям и идеалам. Такой читатель, не обладая никакими «знаниями о тексте и его устройстве» более всего воспринимает текст на уровне интуиции. Его позиция – «внутри текста». И данная оценка более всего свободна. Она будет зависеть почти исключительно от культуры потребностей и индивидуального мироощущения.


     Следовательно, оценка текста, как и критика текста, любым из вышеперечисленных субъектов, имеет место быть и будет различной. И она необходима, для того, чтобы суммируя эти разные по своей природе оценки, составить на выходе общую оценку литературного произведения. Подобная иерархия оценок позволяет, кроме всего прочего, начинающему автору пройти вполне разумный и логический путь «снизу наверх», при условии наличия  у автора мотивации к собственному росту и развитию, как  «создателя литературных текстов». Именно «создателя литературных текстов», для того, чтобы потом перейти в категорию «писателя».
Этот путь «снизу вверх», от оценок текста читателями и коллегами по цеху, к оценкам текста профессиональными критиками, необходим и закономерен ещё и в силу очевидного обстоятельства, что тексты начинающего автора вряд ли будут сразу уместны для оценок профессионального критика, работающего, как правило, с текстами уже состоявшихся писателей. Планка оценок профессионального критика достаточно высока.

Возвращаясь к теме оценок текста разными субъектами, хочется отметить, что все оценки могут принести неоценимую пользу автору. Иной эстетически грамотный и честный в своих оценках читатель,  хорошо чувствующий художественное слово, способен, на уровне своих собственных ощущений, интерпретировать художественный текст таким образом, как не сможет даже профессиональный критик, оценки которого могут быть закостенело серьёзны и неподвижно бескомпромиссны, так как лежат в формате прокрустова ложа готовых филологических теорий и догм.

     Читательская оценка важна ещё и потому, что именно обычные читатели и являются той самой активной группой литературного процесса, для которой и пишутся книги.
Автору необходимо помнить и о важности  собственной позиции в отношении своих собственных произведений, о необходимости своеобразной творческой платформы. Не следует слепо доверять любому  «авторитетному мнению», насколько бы авторитетным оно не казалось.
Доверяй, прислушивайся, следуй, но и иногда делай по-своему.
 
Любое мнение о литературном произведении извне  может быть как ошибочным, так и достоверным в диапазоне "бездарно-талантливо".
Любая оценка может быть искажена неосознанным или осознанным субъективизмом.
Любая адекватная критика направлена, прежде всего и вне всякого сомнения, не на личность автора, а на его творчество.


Лора Маркова.