Украина. Карпаты. Яремча

Спекулянтка Ру
   
       П Р О Д О Л Ж Е Н И Е (Начало - "МОИ КАРПАТЫ. ПОЧЕМУ?" - http://www.proza.ru/2010/11/15/765)

Ну вот я и приехала сюда снова.
Сколько же лет прошло с тех пор, когда я увидела эти места первый раз?
Половина жизни? Так много и так быстро?
Столько  всякого я повидала за эти годы и как не хочу разочароваться, немного боюсь даже...

Я сижу перед крошечной чистенькой аккуратной автобусной станцией Яремчи. От Ивано-Франковска на автобусе чуть больше часа, прекрасная(на мой взгляд узковатая) дорога, красивые места, тихая украинская музыка и вот
я здесь.

Все лето, когда над нами измывалось безжалостное солнце, здесь полоскали дожди. Мое утро начиналось с вопроса к Интернету - как там, в Яремче? Все так же - дождь.
Родные и близкие уже перестали смеяться над моим решением ехать на Украину, знали, что я поступлю
по-своему.Давно куплен билет, а дожди все идут. И вот, буквально за 2-3 дня до моего отъезда - без осадков!

Конец сентября. Замечательный солнечный день, кажется, и не было этого мокрого серого лета, только большие лужи вдоль дорог говорят о том, что творилось здесь совсем недавно. Я никуда не спешу. Я приехала. До
вечера далеко, успею определиться с жильем, с собой целый список  адресов и телефонов из Интернета, не пропаду.

Как интересно - еще вчера я выезжала из своего дальнего Подмосковья, стояла такая красивая ранняя осень, а здесь никаких признаков увядания,все зеленое вокруг, как у нас в середине лета.
Прямо передо мной невысокие зеленые горы, одна как бы рассечена сверху вниз, на срезе отвесная скала, очень это интересно, обязательно пройду туда поближе. Я еще не знаю, что буквально через час я поселюсь в комнате с видом на эту скалу, в нескольких десятках метров от нее.

Я зашла в крошечный магазинчик в здании станции посмотреть карту Яремчи, не успела я спросить, как молоденькая продавщица уже позвонила кому-то и через несколько минут к нам подошла молодая женщина, хозяйка моего временного пристанища и мы пошли.

Если считать с мансардами и цокольным этажом, дом получается четырехэтажный, снаружи выглядит небольшим. Первый раз я побывала в похожем доме много лет назад в израильском кибуце, потом видела их в Чехии и Австрии, теперь и у нас так строят(не все, правда).
Сверкающая чистота, деревянные отполированные лестницы, море цветов в кадках, холлы с телевизорами на этажах, сквозь нарядные занавески из всех окон видны горы...

Когда я рассказывала своим, как хорошо все выглядит в Интернете, надо
мной просто смеялись, типа - наивная. В действительности все оказалось даже симпатичнее.                Сдаются пять комнат на третьем этаже, каждая на два места. Летом и осенью (низкий сезон) цена места
в этом доме 50гривен(200 рублей, грубо), зимой может быть и больше 100.
Яремча - горнолыжный элитный курорт еще с давних времен "польского владычества". Мария(хозяйка) открывает двери всех пяти комнат, все свободны, мертвый сезон, предлагает выбрать любую. Какие вопросы? Выбираю с видом на скалу. Комната, которую при наличии спроса сдали бы за 100 гривен, мне сдают за 40, больше 5-ти суток - скидки...

Я иду по очень длинной очень красивой улице Яремчи. Насколько помню, я здесь третий раз, но ничего не узнаю, много воды утекло. Узнаю только горы вокруг невысокие невеличественные как на Кавказе или в Крыму, а
какие-то завораживающие своей красотой.

Вся Яремча это, практически, одна улица длиной около 10-ти км., со всех сторон, зажатая горами, в которые упираются коротенькие переулки, они тоже называются улицами. Очень добротные красивые дома, деревянных нет,
одноэтажных мало, наших уродливых двухметровых заборов, которые стали в последнее время признаком благополучия, нет и в помине. Все тротуары и не только центральной улицы выложены плиткой,(в моей областной столице эти работы как раз сейчас выполняют товарищи из Средней Азии). Проезжая часть дороги выложена шашкой, это навека, никаких выбоин, как будто работы закончены вчера. Все утопает в зелени, очень много цветов, у нас в ночь на 13-е сентября многое уже замерзло, а здесь как бы лето еще. С буков, которые в этих местах главные, падают первые семена, они ни на какие наши не похожи, через несколько дней перед моим отъездом ими будут усыпаны все тротуары, дворники не успевали их сметать.

По привычке все сравниваю с нашими городками такого же размера и как-то все не в нашу пользу получается. Чистота ухоженность явное наличие хозяина в городе, которому не все равно, а значит и жителям не
безразлично, как выглядит их территория. Никаких свалок около домов, брошенного мимо урны мусора, облезлых фасадов.
Если Украина окраина России,как у нас любят иногда говорить, то Яремча, если и окраина, то точно не России, наша окраина проходит совсем рядом со столицей, в 150-ти км., я очень хорошо знаю окраину России. Такие маленькие городки, которые являются лицом любой страны, я видела в горах Чехии, Словакии,
Австрии, Скандинавии, ну точно такие же, почти как игрушечные. Наше лицо печальное.

Вспоминаю свое первое впечатление от этих мест. Это была туристическая группа, народ со всего Союза. Все мы были поражены, что можно жить вот так, совсем не так как мы жили, но поражались мы молча, про себя. Одна же наша туристка, финансовый работник из Иркутска, была не в силах сдержать эмоции. Она смотрела из окна автобуса на бесконечные двух-трехэтажные дома, красивые, как в рекламном буклете, и спрашивала у экскурсовода: "И этот частный?!" - "Здесь все дома частные, никто никому ничего не дает, все строят сами". Через немного опять: "И этот?!!"
Она сидела через проход от меня, я каждый раз оглядывалась на ее искаженное злобой лицо и,кажется, слышала знакомое: "Уплотнить! В Сибирь!Раскулачить! Расстрелять!"
Вполне ведь можно предположить, что комиссаром сюда приезжает товарищ из, например, моей деревни и что он видит? Где справедливость?..

Дело к вечеру, пора перекусить. Я уже посматриваю на вывески в поисках какого-нибудь общепита, их совсем немного. Заглядываю в один, в другой - большие красивые залы, абсолютно пустые, где-то за столиками сидят по две-три женщины, почти уверена сотрудники, изображают посетителей. Это не низкий, это мертвый сезон. Выбираю маленькое кафе столиков на 20, пусто. Непривычно, всегда ездила по путевкам. Группа приходила в определенное место и время, столы накрыты, запахи сумасшедшие, все голодные после прогулок по местным достопримечательностям, все вкусно.
Я тупо смотрю в меню, знать бы как это выглядит, я одна, прошу на усмотрение официантки, приносит огромные порции, я это помню. Ем с удовольствием, не спешу, на стене громадный телевизор, смотрю, очень смешная реклама, юмор непривычный, язык,вроде, близкий, но, когда говорят быстро, совсем не понятный.
"День добрый", "Будь ласка", "На здоровьечко", "СмачнОго!" - это я,конечно, понимаю, а что посерьезнее приходится переспрашивать.

Совсем уже вечер. Яремча как будто надела другой наряд, она буквально сияет разноцветными огнями вечернего освещения, не ожидала такого, еще не так давно подобную иллюминацию можно было увидеть в Москве только по
праздникам. А в моей областной столице этого просто невозможно представить. Я живу на центральной улице (Ленина, конечно), в 20-ти минутах ходьбы от вокзала, но осенью не могу возвращаться из деревни с наступлением темноты, так как только проезжая часть дороги освещена тусклыми фонарями, а что по тротуарам может кто-то когда-то ходить никому из отцов города просто в голову не пришло еще при советской власти, а сейчас на этот предмет и вообще никто не парится.
Допускаю, что и здесь не всегда такая красота, возможно даже это исключительно по случаю моего приезда...

Уже поздно. Не помню, когда решалась у себя вот так запросто гулять вечером, просто в голову такое не может придти, город пустеет с наступлением темноты. Здесь мне совсем не страшно, а как меня пугали.

Возвращаюсь к себе "домой", очень насыщенный день получился, устала. Я не вижу, но слышу, везде народ что-то мастерит, знакомые звуки - пилят,стругают, обтесывают камень, которым создатель одарил эти места от души
. Кажется, все уже вылизано, нет, хотят еще лучше, потому что свое, потом достанется твоим детям и внукам. Когда мы шли с Марией к их дому сегодня, она спросила меня:"У вас, наверное тоже все разъехались на заработки?" - "Да нет, это вам все мало, все строите и строите, а нам хватает",- пошутила я, а сама вспомнила свою деревню...

Я вам не скажу про всю Украину, она большая и разная, мне хотелось только рассказать о маленьком уголке в Карпатах. Это замечательно красивое место и люди сумели его не испортить своей заботой, как это часто случается. Это место так и называется  "Перлина Карпат", Жемчужина, по-нашему.
Жемчужин не бывает много, они как подарок встречаются редко.