Немного о фанатизме

Юрий Леж
Не люблю фанатизм. Во всех его проявлениях от религиозных фундаменталистов до футбольных болельщиков. Для фанатизм – это безоговорочное отторжение любых иных мнений, кроме собственного. Это разрешение споров кулаками (и ногами), арматурой, стрельбой. Это нежелание слышать что-либо еще, кроме собственного голоса, ну, или голоса своих вождей.
Как жаль, что интернет, все эти многочисленные блоги, сообщества, сайты, форумы пронизаны духом фанатизма. И это фактически обесценивает значение любой публикуемой на них информации, разве что за исключение исторических дат. Вот тут, конечно, трудно соврать, передернуть, обратить в свою (и только свою!) пользу. Раз уж битва при Бородино произошла 7 сентября 1812 года (по новому стилю), то никуда тут не денешься. Родился Адольф Гитлер 20 апреля 1889 года – факт, пожалуй, никем не оспоренный.
Правда потихоньку-полегоньку подобрались и к датам, но, слава богу, касается это все давным-давно минувших времен, да и тот же самый фанатизм, с которым действуют адепты новой хронологии, не позволяет принимать её на веру даже при наличии неотразимых доказательств.
Наверное, и фанатизм сам по себе штука очень неплохая. Фанатиком своей идеи был Колумб. Фанатично верили в своего бога первые христиане, перевернувшие верой историю Земли. Фанатично любил золото Фернандо Кортес, потому и «цивилизовал» для испанской короны Мексику. Но когда сравниваешь того же Кортеса с полутысячей солдат покорившего огромное государство и рвущих на сувениры футбольные ворота фанатов «Зенита» неволей возникает вздох сожаления. Да какой же степени измельчал фанатизм, куда же он скатился!!! При всей моей нелюбви, жадный, коварный, жестокий и буйный испанец Кортес выглядит предпочтительнее питерцев.
Но вот к чему нужен фанатизм на страницах форумов, социальных сетей, новостных сайтов мне, видимо, не дано понять. Может быть, это просто страх показаться чуть глупее, необразованнее, неначитаннее своего анонимного собеседника? Или просто властвующие во взрослом обществе подростковые комплексы? А подростковые ли они, если большинство дискуссий ведется на уровне «он меня совочком по руке, а я его горшком по голове»… Большой, взрослый детсад, в котором никто никого не уважает, все пользуются анонимностью и безнаказанностью. И каждый, волей-неволей, становится фанатом самого себя – такого умного, красивого, талантливого.
И с каждым годом все больше и больше выплескивается это дикое порождение всемирной сети в реальную жизнь. И все труднее и труднее становится просто разговаривать с людьми, оспаривая свое, отличное от их, мнение.