Рецензия на фильм Овсянки

Ещё раз про любовь.


Молекулярные биологи  утверждают, что все люди вида Homo sapiens произошли от одной матери. Ей даже придумали имя – «Митохондриальная Ева».  Гипотеза строится на сравнении ДНК митохондрий, связанной как раз с «женской» Х-хромосомой, которая, как выяснилось, практически не изменились с момента появления человека разумного на Земле – где-то около  между 140 и 280 тыс. лет назад.


Если это  верно, - то выясняется, что все мы – родственники. Правда, - с разной степенью родства, но тем не менее…
   

Жаль, что человечество не учитывает этого факта – глядишь и войн, и насилия, и нетерпимости на Земле поубавилось бы – негоже родственников обижать, даже дальних…


Вчерашний просмотр фильма «Овсянки» мне это вдруг напомнил. Фильм получился о вечном – о любви, настоящей, так как сказочно-архетипическое  «они жили долго и счастливо и умерли в один день» оказывается,  возможно настолько, что -  если  одна родная  душа умирает раньше, то другая  с радостью принимает добровольную смерть, чтобы встретиться с любимой побыстрее.


У меня давно не было такого странно-дурманящего ощущения «послефильмия» (по аналогии с послевкусием, к  примеру,  вина, – не путать с похмельем – авт.).  Как-то попривыкли мы уже и  к экранному кроваво-компьютерному экшну,  и к сексу с физиологическими подробностями уже и в 3D Аймакс-формате, и к  экранным тупым моралите на уровне сказочки про Колобка.


А тут вдруг появляется фильм нераспиаренного, но на мой взгляд абсолютно самобытного и безусловно талантливого сценариста, немедийного режиссёра, продюссера (подозреваю с минимальнейшим бюджетом - авт.),  с фабулой, казалось бы,   тысячу раз обыгранной и в литературе, и в кино, и в театре.


 Но при этом сам фильм  «Овсянки» в целом,  совершенно ни на что не похож – ни визуально, ни вербально, ни драматургически - фильм  о том, что понятие  «душевнобольной»  можно, оказывается,  трактовать по-разному – и как - человек с больной душой,  и как - человек, у которого болит душа… Ещё раз повторюсь - человек, который это придумал и написал, - Денис Осокин, - достоин всяческого уважения - я лично этой историей был потрясён....
 

И становится вдруг очень радостно за наш родной кинематограф – не умер он, живёт, развивается… 


Есть красивая легенда о том, что изначально человек совмещал в себе два жизнедающих начала, но что-то у него не сложилось,  -  он разделился на две части, - и всю жизнь вынужден тратить на  поиски своей половинки. Те, кому удаётся её найти, – живут долго и счастливо, - остальные в вечном поиске...
 

Наверное, процесс поиска своей половинки в малых народах, сохраняющих  свои традиции, немного легче, - поэтому и случаются такие истории, как в фильме «Овсянки».
 

Фильм, - безусловно,  сказка,  - светлая такая  сказочка о вечном,  – о любви мужчины к женщине. Только эти мужчина   и женщина из полусказочной малой народности «меря»,   живущей  в твёрдой уверенности,  что - «только любовь не имеет конца»,  - в окружении родных пейзажей, на своей земле, где – «на кладбищах лежат одни приезжие», и  где ею (народностью – авт.)  - было превращено в пепел и «предано воде» ни одно поколение своих родственников, потому, что  - «только вода даёт бессмертие»...


Многих зрителей могут покоробить и покоробят, - я уверен, - придуманные Денисом Осокиным обычаи этого полувымышленного народа.  Авторы фильма специально  подчёркивают ремаркой, что это именно обычаи, а не верования.
 

Я думаю самоидентификация народа (любого) во многом зависит от сохранения именно таких, - архаических на взгляд приезжих, обычаев, - более того некоторые народы именно благодаря этим обычаям и выжили – не растворились, к примеру,  в топках  «великого советского», или новомодных «глобалистических» социальных экспериментов XX и XXI веков.


Подчёркнутая архаика фильма, думаю,  во многом обеспечивает «Овсянкам» такой успех – фильм буквально осыпан призами и за сценарий (Денис Осокин), и за режиссуру (Алексей Федорченко), и за операторскую работу (Михаил Кричман) и ещё много за что…. 


Фильм, безусловно,  вызовет зрительский  резонанс, он уже его вызвал, -  и оценки самые полярные…


Думаю,  авторы фильма «»Овсянки» пытались зрителю сказать и сказали только лишь  одно – хочешь уважения к себе – научись уважать других. Это я в широком смысле, включающем и обычаи, и верования – то, что в общем смысле и у всех народов называется КУЛЬТУРОЙ.  Без такого взаимоуважения нам на планете с заканчивающимися природными ресурсами просто не выжить.


P.S.  22 декабря 2010 года Денис Осокин (он на фото) был признан лучшим сценаристом страны и получил приз кинокритиков России "Белый слон".  Удачи Вам Денис!!!



P.P.S.S.  Только что - 7 апреля 2011 года Денис Осокин получил "Нику" как лучший сценарист России. Удалось немного пообщаться - поздравить. Денис сказал, что на выходе у него новая книга... Поздравляю и жду выхода книги.


Рецензии
Мне фильм "Овсянки" показался очень поэтичным.Своеобразная стилистика, пронизанная идеей сохранения этнокультуры.Смотрела фильм год назад, а после вашей рецензии захотелось пересмотреть вновь.

Успехов Вам и добра.

Людмила Куликова-Хынку   02.06.2016 16:52     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Рад, что резонируем. Удачи Вам!!!

Олег Татков   02.06.2016 18:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.