Имя, которое разрушило заклятье

Хелена Фисои
В незапамятные времена, в ничем не примечательном краю жила семья. Муж с женой всю жизнь терпели нужду и несчастья. Может быть, поэтому женщина частенько захаживала к одному злому колдуну, который жил далеко от людских глаз, в пещере. Так некогда поступали её мать и бабка. А как это началось, никто уже не помнил.
Многие люди в той деревне ходили в мрачную пещеру. Одним колдун давал золото и успех, удачу и везение, а вот в эту семью не приходило ничего, кроме несчастий.
- Довольно того, что я дал твоим предкам, - раздражённо отвечал злой колдун на уговоры женщины. – Почёт и влияние. Они обладали способностью предсказывать судьбу и выводить порчу, никогда не бедствовали. Пора платить. Ты не получишь от меня ничего, докучливая женщина! А расплатишься самым дорогим, что у тебя будет.
- Но у меня ничего нет, кроме болезней и долгов, - горестно вздыхала несчастная.
- Скоро у вас родиться сын. И ты отдашь его мне. Только тогда я буду удовлетворён, - колдун потёр руки в предвкушении добычи.
Она не смела возражать.
 Некоторое время спустя у них и вправду родился ребёнок, хотя муж с женой были немолоды.
Женщина, похоже, первый раз в жизни испытывала нечто, похожее на счастье. Но, когда повивальная бабка поднесла сына, и её сердце в умилении простёрлось к нему, она услышала внутри себя голос, который обдал её холодом страха и отчуждения:
- Он мой. И не смей спорить! Жизнь мальчика не принадлежит даже ему, - и колдун, а это был именно он, зло и победно рассмеялся.
Сердце женщины заволокло тяжёлой пеленой безнадёжности, а огонёк нежности в её глазах потух.
- Положите ребёнка на скамью, - сказала она равнодушным голосом и отвернулась от младенца.
Мальчик рос, не зная нежности матери, которая очень редко разговаривала с ним, не то, чтобы приласкать. Она не была злой, просто её сердце огрубело и стало равнодушным от голоса колдуна. Какие бы несчастья он не предрекал, женщина не оставляла для себя даже надежды, что будет по-другому. Бороться с ним ей и в голову не могло прийти.
 Когда мальчик был отроком, то попал в грозу. Упавшее дерево привалило ему ногу. Он долго лежал без движения, и родители не знали, сможет ли он ходить когда-то. Через время нога зажила, но мальчик остался хромым. Юношей, работая в лесу с отцом, он чуть не остался без глаза. Острая щепка отлетела и рассекла ему часть лица. Уродливый шрам теперь украшал его. Да и на душе Адеба, (имя совершенно соответствовало его судьбе), было не сладко. Только в детстве он мог радоваться солнечному лучику, который искрится на ровной глади озера, котёнку, что греет животик, лёжа на завалинке.  С годами же черное покрывало будто окутало его и весь мир вокруг. Одиночество и холод жёсткой костлявой рукой сжали душу. Юноша сторонился людей. Отчасти из-за своего уродства, отчасти потому, что общение с ними доставляло ему невыразимую боль, так как в их словах он не слышал ничего, кроме насмешки и издевательства.
Родители были уже не молоды, а мать к тому же тяжело болела. Однажды женщина, чувствуя приближение конца, подозвала сына и неожиданно для него заговорила. Её взгляд и голос впервые были полны теплоты и участия.
- Я хочу открыть тайну, которая прольёт свет на твои несчастья, - слабеющим голосом начала она. – Ещё до твоего рождения злой колдун завязал твою жизнь, закляв её на беды и горе. Я не знаю, как помочь тебе, ибо сама всю жизнь провела под его злой властью. Прости, если сможешь, - женщина слабо улыбнулась, медленно подняла руку и коснулась волос сына, потом закрыла глаза.
Прожив ещё несколько дней, она тихо умерла.
 Мать лежала посреди хаты на столе тихая и торжественная. Юноша смотрел на морщинистое лицо, натруженные руки и думал о том, что за этой молчаливой, часто грубой оболочкой скрывалась душа, которая страдала не только от своей горькой доли, но, возможно, оплакивала и его судьбу. Неожиданно он и сам заплакал. Первый раз в жизни не от страха и отчаяния, а, наполненный светлой печалью.
Вскоре после этого заболел отец, попав в лесу под страшный ливень. Перед тем, как умереть, он долго лежал, не вставая, страшно кашлял. Этот кашель был особенно угрожающим по ночам. Он разрывал всю внутренность старика. Адеб не мог заснуть, начинал дрожать от каждого нового приступа. Ему казалось, что душа отца вот-вот будет вырвана из немощного больного тела. Юноша ярко представлял, что вскоре и он будет точно также мучаться, беспомощный и совершенно одинокий, и его охватывал ужас и отвращение к своей жизни.
Когда отец умер, от него осталось только маленькое высохшее тело на лежанке. В хате было тихо-тихо. Никого родного  на всём белом свете! Угрожающий, беспощадный мир зла сгустился вокруг Адеба. Десятки злых невидимых существ хотели поглотить его душу, сковали страхом волю, окутали разум. Юноша был совершенно одинок в этой жестокой борьбе и чувствовал, что не сможет долго продержаться.
Он совершенно не мог спать по ночам. Когда сгущались сумерки, злобная тьма оживала вокруг юноши. Адеб забивался в угол, заматывался старыми одеялами и считал часы до рассвета. А они тянулись так медленно! Только, когда небо светлело, Адеб в бессилии закрывал глаза и проваливался в забытьё. Но долго так продолжаться не могло. Усталость перерастала в отчаяние, и юноша начал думать о том, чтобы свести счёты со своей несчастной жизнью. Как вдруг вспомнил рассказ матери о колдуне и решил попытать счастье: забрать свою жизнь обратно. Положив в котомку хлеб и флягу с водой, он пошёл к мрачной пещере.
- А, проходи, проходи. Давно тебя жду! - обрадовался колдун.
Это был небольшой, прегадкого вида получеловек с круглой головой, жёлтой сморщенной кожей и вздутым животом. Его беззубый рот ухмылялся  ехидно и лукаво. Глаза были очень узкие, хитрые. Когда взгляд останавливался на юноше, последнего обдавало холодом, и становилось не по себе внутри.  Пещера, в которой жил колдун, была маленькая и сырая. Несмотря на это, вся она была завалена мешочками и сундучками.
- Итак, - приготовился слушать колдун, - зачем ты пришёл?  Я могу предложить тебе золото, власть.
Юноша совершенно не ожидал такого поворота дел.  Он и представить не мог, что это мерзкое существо может дать ему что-то.
- Да, да, - гадко захихикал колдун. – У меня хранятся множество сокровищ и практически все известные виды удовольствий, которые возможно испытать человеку.
 Адеб понял, что это правда. Более того, он чувствовал, о чём говорит колдун. В мгновения ока перед ним предстала совершенно иная жизнь, полная достатка и наслаждений. Мучительные годы одиночества, страха, отвержения давили тяжёлым грузом, и ему так захотелось сбросить его с себя. Но вдруг перед Адебом предстало лицо матери в последние дни, взгляд, полный доброты и участия. Юноша вспомнил о своём уродстве и искалеченной страданиями душе и подумал, что просто богатства ему будет совершенно недостаточно.
- Я хочу, чтобы рядом всегда был человек, который бы любил меня. Можешь ли ты совершить это чудо, колдун?
- Обещаю, многие будут любить тебя за богатство, из страха перед твоим влиянием и властью, - заверил Адеба мерзкий урод.
- Нет, нет, - перебил юноша. Он, наконец, понял, что же ему нужно. – Я хочу, чтобы любили именно меня.
- Ты не понимаешь, чего хочешь! - вдруг страшно разозлился колдун. Он вышел из себя, начал швыряться разными предметами в стены пещеры. – Быстро проси что-то: дом, богатство, влияние, дары прорицания или ясновидения, и давай подпишем договор. Некогда мне тут с тобою возиться!
 - Какой договор? – не понял Адеб.
- Договор по передаче твоей души в моё полное владение, - раздраженно пробурчал под нос колдун.
- А разве она уже не принадлежит тебе? – удивился юноша.
- Фактически – да. Но без договора я не смогу дать тебе полноту власти, влияния и богатства, - начало юлить лживое создание.
- Значит, ты  не имеешь полной власти надо мною? – эта мысль ошеломила Адеба.
Юноша огляделся. Жилище колдуна было таким мрачным! Да и сам он представлял собою сосредоточение зла. Хитрый, изворотливый, зловонный. В мешочках, наверняка, были завязаны души людей, которые вступили в сделку с шаманом. А что же было в сундучках?
- Здесь сокровища, которые я даю людям в обмен на их души, - быстро ответил колдун.
Он открыл один и потряс перед юношёй драгоценностями.
- Выбирай, что тебе по душе!
- Мне ничего от тебя не нужно! - отшатнулся Адеб.
Ему стало омерзительно от одной только мысли, что он что-то возьмёт из этих безобразных рук.
- А зачем тебе души людей? – вдруг поинтересовался юноша.
- Видишь ли, - начал колдун. – Моя жизнь ограничена вот этой пещерой. Но я люблю властвовать и управлять жизнями других. С тобою мы можем совершить великие дела!
- Наверняка, они будут очень злы, - высказал предположение гость.
- Люди потеряли различение добра и зла, - ответил мерзкий старикашка, поковырявшись во рту грязным пальцем. – Им нужны видимые вещи, которые я могу дать.
- Я ничего не хочу. Отдай мою жизнь назад, и я не попрошу у тебя ничего и никогда, - решительно сказал Адеб.
- Ну, что ты, у меня всего много, - пробовал сдерживать раздражение колдун. – А жизнь я тебе отдать не могу. Она у меня вот тут, - он собрался, было, показать юноше мешочек, но передумал. – В надёжном месте. Если тебе не нужны богатство и счастье, я прибавлю тебе печалей и неудач. Уж такой я есть, - противно захихикал он. – Не могу оставить никого без подарков!
- Прощай, - решительно сказал Адеб. – Надеюсь, никогда тебя больше не увижу.
- До свидания, - зло зыркнул урод. – Уверен, что это не последняя наша встреча!
Юноша пошёл прочь. Он старался быстрее покинуть мрачное место. По дороге Адеб чувствовал, что что-то произошло с ним. Безнадежность больше не окутывала его тяжёлым покрывалом. Появилась маленькая щель, через которую он мог дышать. Юноша знал теперь, что его душа не находится во власти колдуна, и был готов к борьбе.

Первым делом он решил построить новый дом, подчинить изгородь, заняться огородом. Адеб работал на износ, преодолевая равнодушие и безразличие, страх и отчаяние, волнами накатывающие на него. Он ожесточённо спорил с колдуном, голос и гадкий смех которого постоянно преследовал его. Когда дом был закончен, Адеб вздохнул с облегчением. Это была настоящая победа. На миг он даже забыл о прошлых неудачах и своём уродстве.
 Впервые Адеб спал спокойно, чувствуя себя хозяином своей судьбы. Даже кошмары не грезились ему. В ту ночь разразилась гроза. Ветер был такой сильный, что выворачивал деревья с корнями. Молния попала в дом, который был только что построен, и он загорелся. Когда юноша проснулся, было уже поздно. Огонь поразил большую часть строения.
На следующее утро юноша сидел на обуглившихся поленьях. Душа и мысли были скованы оцепенением. «Неужели всё напрасно?» Адеб не хотел сдаваться. После посещения колдуна он открыл в себе силу, о которой не догадывался раньше. «Я буду делать добро другим, и тогда злой колдун не сможет разрушить это». 
И юноша начал помогать другим. Он работал, не беря плату, старался, как для себя. Люди были благодарны ему, некоторые начали нуждаться в несчастном бескорыстном Адебе. Его приглашали в дома, кормили. Никто, кажется, больше не видел его хромоты и шрама на лице. Дочери хозяек с удовольствием разговаривали с юношей, улыбались ему и оказывали знаки внимания. Они любили рассказывать о своих любовных похождениях, и даже советовались, как им лучше поступить. Адеб понимал, что они не воспринимают его всерьез, но всё равно был счастлив. Всё, что он делал для других, получалось просто превосходно. Но как только Адеб занимался своими делами, всё валилось из рук.
В конце концов, он абсолютно плюнул на себя и свою жизнь. Ночевал в старом доме, который совершенно развалился, ел, что придётся. Когда Адеб оставался один, отчаяние и безнадёжность подступали с такой силой, что он закрывал двери на замок и затыкал рот тряпками, чтобы никто не слышал его криков.
 
Шли годы. Адеб страдал всё больше и больше. Его сердце и душа были скованы железным обручем безнадёжности. Злой колдун ни на минуту не оставлял планов заполучить его душу. Это он посылал на непокорившегося невероятные страдания, которые доводили его до исступления и сумасшествия. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы  однажды утром в бедную лачугу не постучались.
- Кто там? – раздражённым голосом спросил Адеб, который всю ночь боролся с кошмарами и призраками, преследовавшими его, и заснул только под утро.
- Я совсем промокла, - услышал он в ответ слабый голос.
Когда хозяин лачуги открыл дверь, то увидел на пороге хрупкое создание, дрожащее от волнения и холода.
Всю ночь шёл дождь, - еле выговорила несчастная.
- Проходи скорее, - разволновался Адеб. А когда девушка вошла, добавил: - Жаль, что ты попала ко мне. Тебе бы в тёплую избу, где светло и просторно, много еды, мягкие кровати.
- Никто меня не впускал. Думали, что я нищенка или  воровка, - выкручивая края мокрой одежды, сказала девушка, смущённо улыбаясь.
- Разве можно принять тебя за воровку? - удивился юноша. – Одного взгляда будет достаточно, чтобы понять, что ты самое невинное и доверчивое создание на свете.
- Правда? – счастливо улыбнулась девушка.
- Снимай верхнюю одежду. Её нужно просушить у огня. Сейчас спечём картошки и позавтракаем вместе.
- Ты так добр ко мне, - вздохнула девушка.
- Ну, что ты, - стушевался Адеб. - Я совсем недобрый. Часто ненавижу все вокруг.
- Ты? Вот уж никогда не поверю, - и она весело рассмеялась.
- Расскажи лучше о себе, – переменил тему разговора хозяин лачуги. – Путешествуешь? Почему одна?
- Это путешествие очень длинное, - вздохнула незнакомка. – Я не помню, чтобы у меня когда-то был свой дом, или что-то, что бы мне принадлежало. Ветер и солнце, дождь и дорога, а ещё, надежда на то, что завтрашний день будет лучше вчерашнего, - всё, что у меня есть.
- Но ты должна была где-то жить? – удивился юноша.
- Да, конечно, я жила в домах, повстречала много людей, путешествовала в далеких землях.
- И что же?
- Да так, пень-через-колоду, то есть, всё шло кувырком, ничего не получалось. Поначалу принимали меня с радостью, а потом становились недовольны. Ругали и обвиняли во всех бедах. Говорили, что я не такая какая-то. Наверное, я и правда непутёвая, - с горькой улыбкой ответила девушка.
- Если хочешь, можешь остаться у меня на некоторое время. Днём я работаю, прихожу только переночевать, - сказал Адеб, потрясённый тем, что услышал.
И девушка осталась. Она привела в порядок бедную лачугу, каждый вечер встречала Адеба ужином. Он не боялся больше возвращаться в свой дом, как раньше, ужасаясь мрака и одиночества.
- Я вижу, у тебя золотые руки. Может, подчинишь лачугу?  - спросила Аджедан (именно так звали девушку).
- Ничего не получится, - горько усмехнулся Адеб. – Всё, что я делаю для себя, рушится. Предыдущий дом просто сгорел от удара молнии.
- Почему так?  - изумилась Аджедан.
- Такая у меня судьба, - вздохнул юноша. – Вернее было бы сказать, никакой судьбы и вовсе нет. Её украли.
- Но так не может быть! - возразила Аджедан. – У каждого человека на земле есть судьба.
- Со мною может.
Аджедан задумалась на миг, а потом радостно предложила:
- Можешь построить дом для меня?
- Для тебя? Думаю, да.
- Ты построишь его для меня, и мы будем жить там вместе, - захлопала в ладоши Аджедан.
- Но почему ты хочешь остаться? – удивился юноша. – Я неудачник. И, к тому же,  урод.
- Урод? - рассмеялась девушка. - Мне с тобой так хорошо. И потом, просто некуда больше идти, - прибавила она.
- Ну, если это нужно для тебя, тогда оставайся, - сказал Адеб и отвернулся, так как слёзы стояли в его глазах.
- Может быть, тебе ещё что-то нужно? – спросил юноша. – Я могу сделать многое.
- Мне ничего не нужно. Я счастлива.
- Неужели ты ничего бы не хотела?
- Я хочу, - девушка задумалась. – Я хочу, чтобы ты захотел быть счастливым.
- Нет, - мучительно замотал головой юноша. – Не могу больше бороться. Я и так сделал всё, что мог: не стал подлецом и убийцей, не продал души, - Адеб вдруг упал на землю и истерически заплакал, стуча кулаками. – Ты ведь про меня ничего не знаешь! Кошмары мучают меня по ночам, и я просыпаюсь от собственного крика. Несчастья преследуют по пятам. Знаешь, чего я хочу больше всего? Смерти! Я жду её каждый день, каждый час. Ведь только она сможет прекратить эту ужасную схватку с колдуном, в которой мне не суждено никогда победить.
Юноша плакал.  Аджедан опустилась на колени, взяла его голову в свои руки и гладила  до тех пор, пока Адеб не успокоился и не затих.
- Утро разгоняет мрак ночи, каким бы густым он ни казался. Весна ломает ледяные оковы, отпускает звонкую льющуюся воду. Росток пробивается сквозь снежный покров, а туман рассеивается от лучей солнца. Мне хочется назвать тебя другим именем. Твои кошмары рассеются, Йокоп, и ты забудешь о них. Однажды проснёшься и увидишь солнце в силе. Его лучи высушат твои слёзы.

Что-то произошло с юношей, когда он открыл своё сердце хрупкой Аджедан. Душа девушки была похожа на дуновение теплого весеннего ветерка. Но в её незащищённости было столько стойкости и силы, что мрак и безнадёжность начали отступать. Теперь юноша рассказывал Аджедан о том, что чувствует, да и мысли уже не были такими мрачными. К тому же, он полюбил Аджедан, хотя сам долго не осознавал этого, потому что его любовь была как дыхание, как цветок. Не было страха и мучений, которые он всегда испытывал, глядя на девушек. Наступила первая весна в его жизни. Она затопила половодьем луга души.
Аджедан тоже сильно изменилась. Тяжёлая пелена сиротства, лишений и печали упала с её сердца, глаз, души, рук. Девушка стала похожа на луг, который зацвёл. Её глаза напоминали невинные васильки, губы – нежные лепестка мака. Волосы же были мягкими как весенняя трава, а ноги легкими и быстрыми.
- Ты сделал меня счастливой, Йокоп, - говорила девушка, смеясь нежным колокольчиком.
- Этого не может быть! - отвечал юноша. – Я сам - бездонная пропасть несчастий. Как я могу сделать кого-то счастливым?
Он брал девушку на руки и начинал кружить, и они весело смеялись, позабыв все печали.

Но беззаботность длилась недолго, как недолга ранняя весна. В жизни Адеба лето наступать не хотело. Его лицо снова стало мрачным, будто тяжелые тучи закрыли небо. Оно просвещалось лишь в те моменты, когда юноша видел Аджедан. Но это была улыбка, полная печали.
- Что с тобою? – волновалась девушка.
- Голос. Он увлекает меня в бездну отчаяния и мрака. Я не могу, никогда не мог бороться с ним, - отвечал Адеб.
- Но что он говорит, и кому принадлежит? – не унималась девушка.
- Старому коварному колдуну, который живет в мрачной пещере. Моя жизнь принадлежит ему с рождения. Я ходил, чтобы отнять её, но гадкий урод только рассмеялся мне в лицо.
- Но твоё сердце свободно. Я же видела это.
- Моё сердце принадлежит тебе, но я обречен.
- Нет! – замотала головой девушка. – Это не правда.
- Но что же мне делать? – застонал юноша. – Что же нам делать?
- Мы должны победить колдуна, - после паузы сказала Аджедан.
 Адеб печально улыбнулся.
- Он имеет силу, с которой человеку не совладать.
- Зло не может быть сильнее. Мы победим его.
И они пошли в мрачную пещеру той же дорогой, которой много лет назад уже шёл юноша. По мере приближения тяжесть наполняла сердце Адеба. Девушка же становилась сосредоточенной. Когда они вступили на болотистую почву, тьма сгустилась, но от Аджедан начало исходить легкое сияние. А слова, которые тихо повторяла девушка, разгоняли безнадёжность.  Когда они подошли совсем близко, ноги  Адеба отяжелели. Но вдруг там, где ступала Аджедан, начали появляться цветы. Они  распускались, издавая дивные благовония, и удушливый болотный смрад рассеивался.
- Кто там?! – услышал юноша раздраженный голос старика.
- Выходи, колдун! - грозно сказала Аджедан, которая преобразилась по пути. Теперь она мало походила на хрупкую беззащитную девушку. Сила и решимость исходили от неё.
- Кто смеет тревожить меня? – урод выглянул из пещеры. Он прислушивался и принюхивался, пытаясь понять, что происходит.
Когда колдун увидел цветы вокруг пещеры, то очень разозлился.
- Что это здесь ещё такое?
- Это кончина твоя пришла! – спокойно, но властно прорекла Аджедан.
- Я живу уже века, и не знал смерти, - рассмеялся урод. – Я не человек, чтобы мне умирать.
- Ты тьма, которая рассеется от света, ты безнадёжность, что испугается имени.
- Какого имени? – занервничал колдун. Он немного насторожился и зыркал своими злыми жёлтыми глазёнками.
- Имени, что одно может пройти сквозь мрак тягот и лишений, что неподвластно бедам и злу, - голос девушки был сильный и уверенный. – Меня зовут Аджедан.
- Хочешь богатства, славы? – разволновался старик. Он побледнел и мелко задрожал. – Мне кажется, мы можем договориться.
- Ты не имеешь части во мне, ибо я не от земли, - грозно прорекла девушка. – Поэтому не устоишь.
- Хочешь, я научу тебя заклинаньям? Люди часто пренебрегали тобою, а теперь будут уважать, - заюлил урод.
- Оставь свои посулы и замолчи, гнусный чародей. Сколько ты мучил живущих, так прими же наказание! Я выпущу пленённых на свободу.
- По какому праву? – взвизгнул колдун.
- По тому праву, что ты не имеешь над ними полной власти. По праву, что их сердца не до конца преданы злу.
От этих слов колдун побледнел и затрясся ещё больше. Девушка подошла к нему вплотную и что-то прошептала. Колдун в ужасе взвизгнул и упал бездыханный. Потом он начал таять, пока не превратился в струйку дыма, которая скоро тоже исчезла.
Юноша был поражен. Аджедан стояла там, где исчезала струйка дыма. Вид её был взволнованный и величественный. Потом она повернулась к юноше, улыбнулась:
- Ты свободен.
- Но что произошло со злым колдуном? – не верил до конца Адеб.
- Его больше нет. Мы можем идти домой, - сказала утомлённая схваткой с чародеем, но счастливая Аджедан.
- Но как… Ты поразила его! Кто же ты? – не унимался Адеб.
- Я та, которую ты полюбил. Кого отогрел своим сердцем и приютил в своём доме. Если хочешь, я буду с тобою до конца дней. Безнадёжность и отчаяние больше не коснутся.
- Ты - самое прекрасное, что есть на земле! Это я должен умолять тебя остаться, - заплакав от счастья и умиления, сказал юноша.
- Тебе долго не придётся этого делать, - с нежностью сказала Аджедан и погладила Йокопа по голове.

Они возвратились домой и зажили счастливо. Йокоп, так теперь все звали юношу, скоро забыл о своих бедах. Он стал настоящим хозяином: построил дом, распахал поле. Они с Аджедан ни в чём не имели нужды и помогали другим. Все забыли об Адебе, у которого не было судьбы.
Йокоп и Аджедан прожили счастливо много лет. Йокоп  любил Аджедан и не замечал, что она остается прежней. Сам он превращался в старика. Наконец, немощь одолела его телом, и  Йокоп понял, что дни жизни на исходе.
- Милая Аджедан, я чувствую - осталось недолго, - сказал он слабеющим голосом, беря руки возлюбленной.
Аджедан не могла говорить от слёз.
- Ты так же прекрасна, как в тот день, когда постучала в мою бедную лачугу, развеяв безнадёжность и мрак. Много времени я думал, кто же ты есть на самом деле? Вспоминал, как ты сразила колдуна силою своего имени. Думаю, что знаю тайну, моя прекрасная Аджедан. Ты – чудо, которое посещает смертных по благодати небес, та, кого ждут бедняки и богатые земли, и счастлив, кого ты облагодетельствола своим присутствием, - Йокоп перевёл дыхание. После паузы он продолжил. – Но многие не узнают тебя; надеются быть богатыми, отомстить своим врагам. А ты подобна чистому дыханию весны, солнечному лучу, - Йокоп замолчал. – Я не прощаюсь с тобою, милая Аджедан. Для меня ты больше, чем Надежда. И когда твои дни, труд и путь закончатся, я буду ждать тебя. Я буду ждать тебя столько, сколько будет нужно.
Старец закрыл глаза. Его лицо было спокойно и счастливо. Казалось, он прозревал новые дали. А девушка тихо плакала и шептала слова, невыразимые на человеческом языке. В них была благодарность за тепло, которым Йокоп согревал её сердце многие годы, любовь, что простиралась от земли вслед за душою возлюбленного. А еще, одиночество и сиротство вновь открывали свою пропасть. Через некоторое время она встала и отыскала за дверью давно забытый дорожный плащ. Завернувшись,  Аджедан последний раз посмотрела на жилище, в котором прожила столько счастливых лет, вздохнула и вышла за порог.

Сколько миль и бед на этой земле ей предстояло пройти? Теперь девушка знала, что есть тот, который никогда не перестанет любить и ждать её. Это согревало сердце.