Последний бой

Лев Симсон
Летние каникулы уже давно закончились, во всю кипела школьная жизнь. Деревья отдавали первой желтизной, напоминая, что все в этом мире изменчиво. Гришка Ляховецкий – мой двоюродный брат и первый наставник в боксе (это он привел меня на стадион «Заря» к тренеру Демину, огромному тяжеловесу с расплющенным носом), уже дважды заходил и интересовался, почему я после летних каникул еще не начал тренироваться.
В последнее время я тренировался на «Маяке» у Бориса Сайдакова, который среди боксеров и тренеров отличался жесткостью и принципиальностью в вопросе дисциплины.
Близились городские соревнования среди юношей, и на меня у тренера была особая ставка. Четыре месяца я не ходил на тренировки, в связи с лирическими переживаниями, но утром и вечером делал зарядку и колотил самодельный мешок, который подвешивал в спальне на перекладину. К тому же, участвовал во всех уличных боях «стахановских». Но тренеру разве это понять? И я с опаской ждал встречи с ним, ежедневно ее откладывая.

Незаметно проскользнув в раздевалку и быстро переодевшись, я вбежал в зал и начал разминаться в дальнем углу между зеркальной стеной и окном. Тренирующихся было много. В середине боксерского зала во дворце Кирова были растянуты канаты ринга, и я старался остаться незамеченным среди толпы разминающихся.
Вошел тренер, положил что-то на свой столик у двери, повернулся к залу и, даже не глядя в мою сторону, ехидно коверкая мою фамилию, подозвал к себе.
- Ты что себе позволяешь? – он говорил, не повышая голоса, но его внутренняя энергия доставала насквозь, от чего кожа на моем теле покрылась мурашками, - ты что, не знаешь о соревнованиях? Пропустить столько занятий! Выгоню к чертовой матери, если не выдержишь тренировку. - Я молчал, не пытаясь оправдываться, что видимо его еще больше раздражало.
- После разминки на ринг! будешь работать с Захаром!
Он ударил в гонг, и началась тренировка. Мы бегали по кругу, по команде тренера меняя стандартные упражнения от легких к более сложным. Я взмок от напряжения, по лицу текли ручьи пота, сказывалось длительное отсутствие на занятиях.
Полностью выкладываясь, я не мог забыть о словах Бориса: неужели и вправду поставит с Захаром?
 Захар тренировался отдельно, в углу у пневматической груши. Стена, на которой она крепилась, стонала от серий его ударов. Ему было лет двадцать пять или больше, из них пятнадцать он посвятил боксу. На последнем первенстве России он занимал первое место среди тяжеловесов. Его удара по голове, думаю, было бы вполне достаточно, чтобы после этого поиграть ей в футбол, гоняя по залу.
От предстоящей перспективы у меня захватывало дух.
- А вдруг и вправду поставит? Вот бы продержаться хоть один раунд! Тогда будет, что рассказать Гришке и другим приятелям. – Я с остервенением разминался, обливаясь потом.
- Минута отдыха и первая пара на ринг, - прозвучал голос тренера.
По гонгу я пролез под канатами и встал в угол, ожидая противника. Борис видимо что-то обдумывал, стоя у своего столика спиной к рингу. Затем резко повернулся, - Ты и ты, на ринг. – Он ткнул пальцем в двух ребят моего веса, но из следующей возрастной группы.
- Самсон, послезавтра отборочные городские соревнования, посмотрим в какой ты форме.
- Поработайте с ним ребята, ему будет полезно размяться.
Бой был три раунда по две минуты. Я носился по рингу, уворачиваясь от града ударов, сыпавшихся с двух сторон и огрызаясь такими же ударами в сторону противников. Ребята в зале наблюдали за происходящим, как во дворе наблюдают за дракой своры собак.
- Стоп! Иди, отдыхай, а завтра вечером на взвешивание. Соревнования послезавтра.
Дома, конечно, заметили красные пятна по всему моему лицу. Я рассказал о начале моих тренировок, и пригласил отца прийти на соревнования.
На следующий день в школе мне тоже уделяли повышенное внимание, особенно девочки. Учителя не вызывали.
Конечно, все знали, что я боксер, имеющий первый юношеский разряд и первые места на городских и областных соревнованиях.

Я всех приглашал на соревнования, которые состоятся на следующий день. Сегодня я был героем дня!


На следующий день в помещении спорт зала, где проходили соревнования, я взволновано ожидал прихода своих гостей уже переодетый в форму для выступления, бегая из раздевалки в зал. Соревнования уже начались. Выступали первые пары, начиная с самого легкого веса. Своих одноклассников, а так же Толика и Юрку из нашего подъезда, я разместил на балконе. Не было только отца, который видимо, задерживался на работе. Но вот наконец-то он пришел и я, успокоившись, разминался в раздевалке.
Самочувствие было великолепное, опасаться мне было некого. В моем весе среди юношей равных мне не было. Моим сверстникам, потенциальным и достойным партнерам, только еще предстояло набирать вес и наращивать мускулатуру. Сейчас, когда в зале сидели мои друзья, одноклассницы и мой отец, я был переполнен азартом и желанием показать всем им и остальным, находящимся в зале, на что я способен в настоящем мужском деле.
Я даже без зеркала представлял себя со стороны, стройного, мускулистого, с широкими плечами, ловко передвигающегося по рингу с уклонами и нырками, наносящего молниеносные удары по противнику из любого положения. Все это я представлял себе, играючи поколачивая «лапы», в раздевалке, на руках помощника тренера. Ну и что в этом плохого, а Вы разве не любуетесь собой, перед выходом из дома на свидание, стоя у зеркала?
- Быстро в зал, твой выход, - заскочил в раздевалку один из ребят нашей секции.
Я медленной, спокойной походкой, вышел в зал, поигрывая мышцами плеч и приветствуя рукой, сидящих на балконе.
- На ринг приглашается…, - комментатор через микрофон назвал имя моего противника, - третий спортивный разряд, красный угол! – Борис меня предупредил, что среди юношей в моем весе никого нет и поэтому я буду выступать в следующей возрастной категории (хотя это и было запрещено).
- На ринг приглашается боксер второго разряда…, синий угол!

Что это значит? – Да, комментатор назвал мое имя и фамилию, но почему второй разряд? Где количество моих боев, где титул Чемпиона Куйбышева и области? Этого просто не может быть! Что подумают друзья? А как я объясню это отцу?… Да ведь он сам читал заметку в газете, где обо мне писали, да у меня же куча дипломов дома по стенкам развешаны…
В моей голове мысли перескакивали одна через другую, о чем только я не передумал в эту минуту? Я глядел то на Бориса, который ожидал меня с полотенцем на плечах в синем углу, то на судей сидящих за столиком, то на рефери в центре ринга, и не находил ответа на свои вопросы.

Пригласить впервые столько гостей, почти не знавших меня… это была катастрофа!

Я выглядел как любимая собака, которую застали в момент кражи хозяйского мяса. В сторону балкона я даже не мог поднять головы. Мне было так стыдно и обидно, я был так взволнован, меня переполняли такие различные мысли и чувства, что я напрочь забыл о ринге с ожидающим противником.
В таком замешательстве и с таким настроением я поднялся на ринг.
Удар гонга оповестил о начале первого раунда! Я вышел в центр и, перебирая ногами в стойке, пытался сосредоточиться на противнике. Но меня ожидал следующий сюрприз!
Напротив меня находился новичок, явно предупрежденный быть осторожным, не попадаться под мои удары и не подпускать близко.
Он ретивым козликом прыгал вокруг меня на расстоянии прыжка кенгуру, изображая активность. Но стоило мне сделать малейшее движение в его сторону, даже головой, он начинал, как сумасшедший молотить руками по воздуху, только свист стоял в ушах. Я смотрел на этот спектакль, ярость нарастала во мне и рвалась наружу, требующая мщения за мои переживания. Рефери сделал мне первое замечание, затем второе за неактивное ведение боя. Это было через край, он не мог не понимать, что это противник, а не я, уклоняется от боя.
Ринувшись на противника, я ввязался в навязанную мне «рубку», и не контролировал ситуацию. Удары наносились с обеих сторон, как в Американском боевике, хорошо что табуретки во время схватки убирают за канаты. Это была драка, а не спортивное состязание. Бой был остановлен. Как вы думаете, кому дали первое предупреждение? И вы не ошиблись! Это был я. Предупреждение в боксе – это не то, что замечание. За спиной, что-то выкрикивал тренер, из зала слышался свист и улюлюканье.
К счастью прозвучал гонг, и мы разошлись по углам.
Сайдаков был в бешенстве, - ты что вытворяешь? - кричал он, - выгоню к чертовой матери. Даже не посмотрев на табуретку, я стоял перед ним как конь, которого огрели по хребту оглоблей, вращал выпученными глазами и подрыгивал ногами.
- Ну ладно, успокойся, - и сам стал совершенно спокойным, - ты же видишь, Сутулый ничего не может, сосредоточься и выиграй по очкам, ну давай. Сделай. Вперед! – он дружески хлопнул меня по плечу.
- Хватит, сказал я себе, сейчас я «это» сделаю, все будет очень просто и быстро! Вспомни, как заканчивает бой Борька Гердов?! Что, не очень красиво? Зато результативно!
Я развернулся к противнику левым плечом, плотно прижав к нему подбородок и выставив вперед согнутую руку. Перчатка была на уровне глаз и направлена ударной своей частью на противника, а локоть прикрывал левый бок. Правая рука, перчаткой закрывала челюсть с другой стороны, а локоть ее закрывал от удара печень и солнечное сплетение. И вот в таком положении, на одном месте я прыгал с ноги на ногу в «челноке». Со стороны это смотрелось не очень эффектно, я бы сказал даже комично. Так выглядят новички на второй тренировке. Но главное было в концовке. Я всегда восхищался, как эффектно Борис заканчивал бой из этой стойки, - «двойкой». Два взрывоподобных прямых удара и все! После них его противников обычно выводили под руки.
То же самое я решил проэксперементировать сейчас. Я чувствовал, что рефери только и ждет начала следующей «рубки», чтобы дать мне очередное предупреждение. Вести же техничный бой с моим противником было просто невозможно.
Судьба моего противника была предрешена. Я прыгал в челноке, медленно и незаметно как кобра, подбираясь к нему на расстояние удара. Он был в недоумении от моей изменившейся тактики и ждал активных действий. Расстояние между нами сантиметр за сантиметром сокращалось. Краем глаза я наблюдал за рефери. Если ему не понравится моя тактика или кончится терпение, он остановит бой и сделает очередное замечание, его нужно было опередить. Ну же, ну, еще сантиметр…
Рука рефери медленно поднималась, в зале висела напряженная тишина.
- Прости «дядя», но ты меня достал. Раз – два, - мысленно проговорил я, и два мощных прямых удара прошили нависшую над залом тишину. Первым - пробивая защиту, а вторым - завершая комбинацию!
Я видел, как после первого удара разошлись его руки и, как после второго он падал вниз на застеленный брезентом помост.
Все! Вот это финал! – Ликовал я!
Он еще заканчивал «полет», когда я как профессиональный боксер из классного боевика развернулся и пошел в нейтральный угол. Положив руки на канаты, я прыгал в победном экстазе, точно Попенченко!
Вот сейчас я смотрел на балкон и улыбался всеми тридцатью двумя зубами, как гладиатор, ожидающий приговора публики.
И публика ответила. Вначале это был непонятный, нарастающий гул, затем раздались отдельные свистки. Я запрыгал еще выше, подняв вверх руки. Зал разразился громким хохотом и свистом.
Не понимая, что происходит, я повернулся к центру ринга и, о боже…
За моей спиной, в стойке, совершенно здоровенький, стоял мой противник и недоуменно переводил взгляд то на судью, то на меня. Рефери был в таком же недоумении. Я бросился вперед, размахивая руками…
Стоп! Стоп! - кричал рефери. – Второе серьезное предупреждение, прекратить драку! В зале стоял смех и улюлюканье. - Ату его! Ату! Борис Сайдаков выл от негодования, тряся кулаками в синем углу.
- Бокс!
Мои удары теснили Сутулого, который, выставив вперед руки, пятился к канатам. За метр от канатов он зацепился пяткой за настил и полетел спиной в зал. Проскочив между верхним и средним канатом, он удержался, но окончательно запутался в них. Пытаясь высвободиться, он крутился как муха в паутине. Меня охватил азарт, и я прыгал вокруг него, ударами снизу, выбивая из-под канатов. От моих ударов он пружинил между натянутыми канатами и был похож на игрушечного «Ваньку-встаньку».
- Атууууу, кричал и свистел зал!
- Брек! Брек! Брек, я Вас дисквалифицирую - кричал судья.

Таким мне запомнился последний бой на ринге.


Через много лет, 22 мая 2002года в Самаре проходили юношеские бои, куда и я был приглашен в числе ветеранов Самарского бокса.
Завершающим выступлением на этих состязаниях стал показательный бой!
В нем, против меня боксировал юниор, похожий на меня из тех лет.
В этот день мне исполнилось 52 года.
2006 год