Странник с посохом в руках

Людмила Филистеева
Расцветает апрель буйным цветом, распевая дивными птичками.
Нынче в детской библиотеке, что в улице Черниговской, чудеса творятся да и только. Если не верите, спросите у болтливых любопытных ворон и они вам охотно прокаркают:
“Кра-кра! Там чудеса, там леший бродит! Там ”Лунный странник” с посохом в руках, ”Лягушка, возомнившая себя акулой ”, ”Морской котик”, ”Лешачок-пошлячок”, ”Чудик” с орущим ртом и дырявыми ногами, ”Летучая мышь”, да сама “Змея Горыновна” о трех головах. Разве только, среди них нет старухи болотницы, что вечно варит пиво на болоте на своем”.
Вся эта великолепная причудливая братия и многие другие, подобные ей образы, воплощенные в корневой скульптуре, распо-ложилась в библиотеке рядом с лубяной избушкой, скромно стоя-щей в углу: “Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком жи-вет?.”
Эти чудные существа составили компанию затейливым подел-кам ребят, красочным картинам, исполненных в стиле светлого весеннего наива и множеству книг с добрыми самобытными сказ-ками.
А сказки-то все про лису да про волка, про Емелю-дурака с Царевной-Несмеяной да Бабу-Ягу с Аленушкой, про Золушку с прекрасными феями, про Дюймовочку да про Снежную Королеву... Замысловато закрученным корягам поди и во сне не снилось столько сказок, сколько здесь, в детской библиотеке.
Застыли коряги от  неожиданности в выразительной пластике. Детишкам любо на них глядеть, даже пытаются дотронуться ру-ками-живые ли.
Автор экспонируемых декоративных фигур, сотворенных из своеобразного дерева-Александр Васильевич Савельев, художник по призванию, родом из старинного города Каменец-Подольска. Человек, влюбленный в природу, посвятил свою жизнь корневому искусству.
Любитель путешествовать, этот “странник с посохом в руках,” бродил по незнакомым лесным тропам, познавал жаркие пески Кара-Кума, слушал поющие барханы Туркменистана с соленым озером Голубое. Ему знакомы прибрежные места Охотского моря и берег залива Кара-Богаз-Гол (“Черная Пасть Дракона”).
Да мало ли где побывал Александр Савельев-непоседливый жизнелюбивый человек. И всюду, где бы он ни путешествовал по белу свету, везде отыскивал своим посохом  заветную корягу, сучок дерева, нарост березы, корень саксаула, “продутый ветрами насквозь так, что выдуло из него весь песок”, находил корень ки-зила, барбариса, изъеденный жучками.
Поистине, куда только не забрасывала судьба творческих лю-дей: художников, писателей, скульпторов в поисках своего твор-ческого идеала.
Ганс Христиан Андерсен любил ездить в теплую Италию, иначе мы может и не узнали бы его дивной сказки “Дюймовочка”.
А великого ваятеля Степана Эрьзю, что из глухого местечка Алатырь Мордовской республики, уподобило поехать в далекую Аргентину к субтропическим лесам, где и были им созданы из де-рева с тяжелой твердой древесиной-квебрахо, великолепные обра-зы: “Моисей”, “Отчаянье”, “Ужас” и многие другие скульптуры, которые сейчас находятся в экспозиции Мордовской картинной галереи г. Саранска.
Найденные коряги Александр Савельев, как он сам говорит, вываривал в соленом растворе, чтобы “получить нужную форму воображаемого образа”, а потом аккуратно снимал особыми инст-рументами лишнюю древесину.
Вот таким образом умелые руки мастера изваяли интересную фигуру - “Пылающий жираф”, с длинной шеей, поднятой ножкой и огненной гривой, сильно напоминающего жирафа, спина и шея которого объяты пламенем, изображенного на одноименной кар-тине загадочно-мистического художника Сальвадора Дали.
То же самое можно сказать и о стройных, легких, будто ле-бяжий пух, длинноногих кентаврах Александра Савельева, за-ставляющих вспомнить тонконогого слона очередной  сюрреали-стической  картины все того же испанского живописца Сальвадора Дали - “Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения”.
 
Кентавры
Во всех экзотических работах скульптора Савельева чувству-ется внутреннее стилевое единство. Фантазия, переплетенная с реальностью, сочетается с виртуозной отточенностью художест-венных образов с пониманием композиции. И не удивительно, что издательство Мишуткина И. В. выпустило замечательную книгу под названием “Пластика корня”, освещающая творчество А. В. Са-вельева.
Любуясь представленной экспозицией корневого искусства в библиотеке, поневоле останавливаешь свой взгляд на романтичной работе “Странник” с посохом в руках. Эта фигура, словно олицетворение самого автора, вечно странствующего по необъят-ным просторам земли в поисках разнообразных коряг, чтобы во-плотить в них свою тайную мечту, может быть мечту далекого детства. Этому произведению свойственно внутреннее спокойствие, пронизанного одухотворенностью, величием.
Завораживающий “ Странник ” - полная противоположность художественному произведению - “ Бегущий ” . “Бегущий” , как бы открывает серию работ , выставленных в детской библиотеке и помещен на самой обложке книги А.В.Савельева “Пластика корня”.
В подчеркнуто вытянутых пропорциях этой значимой дина-мичной фигуры “Бегущего” заключается упругая энергия , ором-ный энергетический заряд преодоления статики.
Фигура с выразительным жестом рук, словно символизирует прорыв человека вперед “к музе нового века”, новой весне.
Так и хочется воскликнуть прекрасными словами Г. Х. Андер-сена: “Муза высоко поднимет дневной светоч поэзии, этот бездон-ный сосуд - человеческое сердце, в котором горит божественный огонь ”.
В удивительно закрученных заверченных работах Савельева
присутствует единение скульптурных форм и музыки, заставляю-щее любоваться, размышлять, открывать для себя нечто тайное.
Работы художника: “Одиночество”, “Торжествующая Ева”, вкусившая запретный плод, “Шаман” на троне, ”Чужой”, которому все чуждо и странно, “Призрак”, “Чудик” и все остальные скульп-туры излучают свободу творческого духа.
“Великолепие руки или жажда жизни”-так назвал автор одно из своих произведений. Это не та ли “Рука Бога” из необычного музея скульптуры - сада Миллеса, что в Стокгольме в районе Лидингё, которая возносит человека над землей к лучезарному свету, ограждая его от лицемерия и пошлости, во все века соседствующие с благою совестью и добром.
Поет, расцветает месяц апрель, полный чудес.
И кто его знает, может чудные образы, сотворенные Алексан-дром Савельевым, наслушавшись сказок в детской библиотеке, пожелают познать большее, как и он сам, возьмут да пойдут блу-ждать по древнему городу, словно “лунные странники”. И никто из людей в красивых весенних одеждах и в светлых лицах не уди-вится. А что удивляться, если кругом весна поет-аукает, пташки серебристыми звонкими голосами-скворцы да синички с горихво-стками в гости к себе зазывают “Чаю испить”и тут же сами себе отвечают:
“Ага, сейчас прийду,
ага, сейчас прийду”.
На каждом углу стоят в свадебных благоуханных нарядах алыча с вишнею, будто девы лесные с душистыми тюльпанами в руках, а в тюльпанах притаилась сказка.
Если не верите, спросите у вездесущих ворон и галок, они не обманут.
Апрель 2010
г. Калининград