А не спеть ли мне песню?..

Алиен
…А не буду. 
   Прозой говорить буду. 
   Довелось мне недавно попасть в одну торговую фирмочку. Фирмочка небольшая – персонала меньше десятка душ – занимается распространением программных продуктов от одного из известных российских производителей. 
   Как меня туда занесло – история почти анекдотическая. 
   Будучи студентом, не имея папу-Рокфеллера и маму-Батурину,я, естественно, жил небогато. Да и проблемы у меня были: родители (дай Бог им здоровья) могли оплачивать мое проживание в Тюмени и даже половину съемной квартиры. 
   А вот вторую половину должен был оплачивать мой сосед. 
   Минус был в том, что соседа у меня не было. Не везло мне с ними. 
   И последние полгода я был вынужден в одиночку тянуть сию ношу. Где-то подзатянула пояс моя семья, где-то я выворачивался сам… Но вечно так продолжаться не могло. 
   И вот принялся я искать работу. Лениво, надо сказать принялся: деньги в запасе еще были, да и тут появилась призрачная тень возможного соседа… Но лишние рублики никому не помешают. Тем более что лишними они не бывают. 
   Изредка посещая сайт 72.ru, и еще реже рассылая резюме, я уже приготовился было коротать зиму на любимом диванчике перед походно-боевым ноутом, но в один из осенних дней обнаружил в почтовом ящике ответ на мое письмо с предложением прийти на собеседование. 
   Пикантность ситуации состояла в том, что я абсолютно не помнил, на какую вакансию я отправлял резюме!
   Впрочем, в тот вечер меня это не сильно волновало. Вскоре должна была начаться небольшая гулянка, и я спешил завершить все свои дела. 
   Дебоширили мы часов до трех ночи. Встав с утра, порадовавшись отсутствию похмелья, прибравшись в квартире и распрощавшись с гостями, я поехал на собеседование. Уже неплохо, да? 
   Там все было просто. Четыре кандидата на должность (как я выяснил в процессе разговора) менеджера телефонных продаж с одной стороны стола и директор вместе с помощницей – с другой. 
   И тут Остапа понесло. Я понимал, что с моим филфаком, да еще и очной формой обучения, соперничать с экономистами и почти выпускниками – не вариант. Но язык мой развязался. Наболтав директору кучу всего (причем, вроде бы, даже не чуши), рассказав, зачем мне нужны деньги (Честно!) и поделившись с ним дальнейшими планами на жизнь, я вышел из здания офиса, находившегося у черта на куличиках с твердой уверенностью, что меня не возьмут. Впрочем, мне было пофиг. 
   И тут же обо всем забыл. 
   До шести вечера, когда мне позвонили из фирмы, и сказали,что меня берут аж на две должности – менеджера по продажам и корректора (от первой я впоследствии отказался, ибо нафиг). 
   Первую неделю я просидел в офисе, корректируя коммерческие предложения, затем перешел на удаленную работу. 
   И вот что я понял, когда на собеседовании слушал директора, а во время работы в офисе – «коллег». 
   Весь наш мир – супермаркет. Без преувеличения. Продается все. Продается всегда. Каждую секунду мы сталкиваемся с операцией купли-продажи. Нет, это не еще одна пошлая метафора, это реальность. Причем не стоит кричать, мол «любовь не купишь», бла-бла-бла… 
   За деньги – не купишь. 
   Но сам процесс… 
   Итак, давайте посмотрим на любовь с точки зрения«продажника» (так на профессиональном сленге называют менеджеров по продажам,основная задача которых – продать вам что-либо, желательно при первой встрече). 
   Молодой человек увидел девушку, aka засек клиента. Поначалу он старается узнать что-либо о ней через друзей/общих знакомых/иных источников (страницу«Вконтакте» находит). У продажников это называется «предварительный сбор информации о клиенте». А также, опрашивая этих самых друзей проводит маркетинговое исследование – то бишь выясняет, что его избраннице нравится. 
   Затем (необязательно, но такое бывает) он начинает заниматься пи-аром и рекламой, то есть подсылает общих знакомых рассказать ей о нем, что «вот есть такой хороший паарень…». 
   Далее, проведя ребрендинг (подобрав стильную одежду,побрившись-умывшись-причесавшись специально для нее), он идет знакомиться. Причем делает он это по всем правилам «холодных звонков» - ситуаций, когда менеджеру необходимо позвонить в фирму, где о его компании ничего не знают, и впарить товар. 
   Легче, когда его знакомят общие друзья (в торговле – ссылка на общего партнера). 
   Если таковых нет – диалог обычно начинается с вопроса – от банального «Не подскажете, который час», до великих вершин креатива, на которые только способен ваш мозг. Сравните: «Начните разговор с вопроса, на который ваш собеседник будет вынужден ответить что-то кроме «да» или «нет», так как это завяжет между вами диалог, и впоследствии ему будет психологически сложнее положить трубку» (памятка менеджеру телефонных продаж, корпоративное издание). 
   А дальше… «Применяйте всю свою находчивость, будьте максимально вежливы и корректны, но нестандартны – делайте все, чтобы клиент заинтересовался вами и вашим продуктом и захотел ознакомиться с вашим предложением» (та же книжка). Параллель проводить надо? 
   К чему все это ведет? Либо к одиночным продажам, либо кзаключению соглашения на поставку, а то и вообще – долговременному сотрудничеству. 
   Причем продажи не происходят единомоментно. После удачного звонка происходит первая личная встреча с возможным клиентом (самая важная, ведь на ней складывается мнение о товаре), а затем и ряд последующих, где оговариваются детали будущего договора, и стороны приходят к взаимному соглашению… 
   Грустно? Страшно. Но факт. 
   И с точки зрения продаж можно описать все в нашем мире. Взять хотя бы не менее святое – дружбу. Описывать намного проще, так как если любовь – это сделка на крупную сумму, то дружба – ежедневный поход в магазин, тоже обмен одной ценности на другую. 
   Обмен, требующий постоянства. Попробуйте не ходить в магазин– не будет еды. Попробуйте прекратить общаться с другом – не будет дружбы. Помрете от голода вы, заглохнет дружба. 
   Конечно, можно повернуть по другому: «Ах, как это мило, в торговле те же принципы, что и в любви!» 
   Но как-то в это не верится. Смешно. Наивно. Не правда. Увы. 
   Вот так и живем. 
   В супермаркете.