Глава 15

Йездигерд Сасанид
     После сбора урожая, осенью, в Рим как обычно отправился караван с зерном. В этот раз я отправился с ним. Накопилось несколько тем для разговора с Тиграном. Да и просто хотелось ненадолго сменить обстановку, развеяться.
     Как обычно, в первый день Зинафарий даже и не коснулся обсуждения деловых вопросов. Болтали о жизни, под крепкое вино из Армении. Из поместья я привёз мёд, свежий, даже помутнеть ещё не успел. А мёд у нас получался несколько странный. Вкусный, всё вроде отлично. Но если съесть его достаточно много, то получался опьяняющий эффект. Тепло по телу разливалось, настроение такое благодатное становилось, в сон клонило.
     И вот значит на таком благодушном фоне и протекала наша неторопливая беседа. Я сболтнул Тиграну своё намерение жениться. Вот мол так и так, я теперь на ногах стою крепко, молодой, здоровый, надо бы и жениться. А Тигран это дело сразу одобрил, предложил за эту хорошую мысль выпить. Выпили, мёдом этим странным нашим закусили. И тут Зинафарий дельно так принялся рассуждать. Типа как женщин сейчас вокруг тебя начнёт вращаться, только свистни. И все будут такие хорошие, такие понимающие. Но серьёзно это воспринимать нельзя. Так можно и обжечься. А потому, в жёны сармату подойдёт только сарматка. И значит есть у него на примете один сармат, а у того есть дочь, звать Роксоланой. И он, Тигран, может устроить знакомство.
     Предложение было интересное. Я решил только уточнить, что там и как в плане поухаживать. Эта Роксолана же явно не такая простая, такой надо понравиться. Тигран эти мои сомнения развеял, сказал, что не надо ничего изображать, девушка серьёзная, может и неправильно понять. И вообще, мол, у сарматов женщина себе мужа может выбирать только тогда, когда принесёт отцу голову убитого врага. А Роксолана этого ещё не сделала, потому решает отец.
     На следующий день, после того как обсудили дела, Тигран распорядился прислуге помочь мне привести себя в порядок. А сам удалился на встречу с тем самым своим знакомым. Звали того Руслан, был он уже немолодым ветераном, получавшим скромный пенсион по инвалидности. В одном из сражений он был тяжело ранен, а захватив его в плен ему перерубили сухожилия на ногах. Нормально ходить мой будущий тесть не мог.
     Получалось так, что дочь была единственной его опорой в жизни. Жена умерла при родах второго ребёнка, вместе с ним. Взяв Роксолану замуж, мне требовалось взять на попечение и старика. В общем, нормальное явление. Хотя смущало, что Тигран так явно хочет устроить жизнь старика, за мой счёт.
     Знакомство состоялось быстро, через день. Старик жил в инсуле, в достаточно хорошем районе, где работала канализация и водопровод. Обстановка внутри была скромной. Как мне потом рассказала Роксолана, большая часть пенсиона уходила на оплату жилья. Время от времени им помогал Тигран. В этот раз не обошлось без его материальной поддержки.
     Роксолана была одета в замечательное, дорогое шёлковое платье. Деньги на него дал Тигран. Уже по этому я сразу сообразил, что никакого отказа мне не будет. Мне стало неудобно. Получалось так, что нужда вынуждает старого ветерана чуть ли не продавать свою дочь. С другой стороны, логика сарматов была далеко не ущербной. Если уж и продаваться, то соплеменнику, коим меня искренне полагали. Да и продажей всё это не так чтобы и выглядело. Получалась необходимая услуга. И я тоже был не застрахован от нужды. Потому, я также получал определённую гарантию, что в случае печальной старости, мои соплеменники не бросят меня, помогут моим детям.
     Самой невесте я понравился. Ну, не так чтобы прямо любовь с первого взгляда. Но и не вызвал отвращения. Собственно это было главным. Если бы Роксолана подала такие знаки отвращения, то увы, ничего бы не состоялось.
     Визит был принят. Я подарил небольшой бочонок с мёдом, коробочку со смесью специй и кусок ладана. Ответный визит запланировали на следующий день.
     К Тиграну гости заявились во второй половине дня. Я находился в атриуме. Невеста была уже в новом платье, Зинафарий снова растратился. Руслан завязал вскоре с ним беседу, тактично давая понять, что молодым следует немного удалиться, и поговорить с глазу на глаз. Что мы и сделали.
     В личном общении Роксолана оказалась весьма живой. В целом, ей было несвойственно вести пустые разговоры. Начала расспрашивать о моей жизни, о поместье, о хозяйстве, о военных действиях. Естественно, я ей ничего не поведал о своём путешествии во времени. Это было лишним. Ну, не хотелось мне представать перед своей будущей женой ушибленным сумасшедшим.
     Переезд в провинцию, в случае замужества, её не сильно то пугал. Скажем так, вообще не пугал. За свои 17 лет она уже вдоволь насмотрелась на римскую жизнь и понимала, что перспектив в Риме у неё немного. Оставалось либо замужество за сарматом из провинции, либо позорное для неё занятие проституцией. Так что сценарий дальнейшей жизни, предложенный нынче Тиграном, был для неё не так уж и плох.
     Беседа с Роксоланой протекала легко. Назад в атриум мы вернулись уже ближе к сумеркам. Само собой, Тигран с Русланом уже всё поняли правильно, и вероятно даже потихоньку обсуждали планы на свадьбу. По возвращении Зинафарий предложил плотно и весело поужинать. Вопреки обычному правилу, нас с Роксоланой усадили вместе. Вернее уложили. Дело в том, что пищу в богатых римских домах принято употреблять в полулежащем состоянии.
     Честно говоря я и не противился. Мне нравилось вот так вот полулежать рядом с Роксоланой и вести непринуждённую беседу. Мне кажется, в тот вечер я выболтал ей все свои привычки и пристрастия.
     Уже поздно вечером гости удалились. Как-то тоскливо было расставаться с Роксоланой. А Тигран снова взял быка за рога. Свадьба естественно должна была проходить в моём доме. Либо в Массилии, либо на поместье. Оказывается, Зинафарий уже всё утряс с Русланом. Решили не тянуть. Месяц-два, не больше.  Я согласился на два месяца. Спустя этот срок на поместье проведём свадьбу. Вернее сперва начнём в городе, а потом уже и до поместья заедем. В Массилии будет официальная часть, а на поместье уже более неформальное мероприятие.
     Вернувшись домой я объявил о скорой свадьбе. Пригласил нужных лиц – презида, некоторых знакомых магнатов, Кассия Агенобарба, наше превосходное собрание. Расходов и суеты было море. Но в целом свадьба была без излишеств. Форму брака выбрали устаревшую. Чем кстати весьма удивили местных чиновников. Оказывается, такой формой брака уже давненько не пользовались.
     Но при такой форме брака жена имела полное право на всё моё имущество после моей смерти. А также существовала и некоторая ответственность за супружеские измены. Таким образом, всё было серьёзней некуда.
     В день церемонии было столько суеты, что я даже честно и не помню всю последовательность событий. Могу сказать, что прошло всё здорово, без неприятностей. Через день практически тоже самое повторилось в поместье. Только в более народном виде. Даже гадать на ключи ходили. Есть оказывается такое старое, со времён друидов, правило – гадать на жизнь новобрачным.
     Очень повеселил Феликс. Уже после всех церемоний он уединился в закутке со Стеллой. Там их и застукала Алевтина, законная жена Феликса. Крики, визг, ругань. Потом утихомирились и вернулись в зал. Так и сидели, у Феликса фингал под глазом, у Стеллы клок волос выдран, а Алевтина сидит вся такая боевитая.
     Семейный уголок мы решили обустроить в Массилии. Однако Руслан остался в поместье. Пожив там некоторое время он приобрёл нужный опыт, и я попросил его взять руководство поместными делами в свои руки. Дуумвират Феликса и Рианорикса мне к тому времени уже надоел. Постоянные доносы, склоки. Теперь каждый вернулся на исходные позиции. Феликс снова стал старшим на посёлке колонов, а Рианорикс стал хозяйственным советником тестя.
     Как-то раз, приезжаю на поместье. Прибегает из посёлка Алевтина, жена Феликса. И говорит, мол совсем у мужика крыша завалилась. Оказывается, этот балбес недавно поругался с Алевтиной, выгнал её из дома. А на её место привёл Стеллу. Вот и просила Алевтина разобраться. Оно конечно дело личное, кто там с кем живёт. Но беда в том, что у Алевтины дети, маленькие. Старшему 4 года, младшему всего полтора. Так Феликс и их выгнал. Получается пора ставить предел.
     Алевтину я успокоил как мог, отправил в посёлок. Скоро и сам туда подъехал. Решил не силой действовать, а так, поговорить. Разговор получился напряжённый. Но в итоге убедил я Феликса. Забрал Стеллу и уехал.
     Разлучил я получается влюблённых. Но ничего не поделаешь, бабу с детьми выброшенную на улицу тоже жаль. Стеллу я привёз по тихой в Массилию. На поместье все решили, что я её продавать отвёз. На самом деле устроил её прислугой Роксолане. А Феликс теперь при визитах в город, устраивал с ней свидания без лишнего шума. Так всё и утихло.