Будда без сахара

Евгений Габелев
БУДДА БЕЗ САХАРА


«Не принимайте на веру то что я говорю из личного уважения. Не принимайте на веру ничего из того что вам говорят ваши учителя, или то что записано в ваших книгах, или то что считают верным все вокруг. Проверяйте все на собственном опыте и с помощью здравого смысла, и если обнаружите что учение не соответсвует вашему опыту или не ведет к длительному счастью, то отвергните его, каким бы ни был его источник. И лишь когда найдете то что соответствует опыту и ведет к долговременному счастью — примите это всем сердцем и следуйте этому в своей жизни.»
Будда Шакьямуни


Стоит ли посыпать Будду сахаром? Нуждается ли мудрость в том, чтоб ее подслащали? Совместимы ли прямота и корректность — и что из них выбрать? Дхарма не сладость, подаваемая к чаю в приятной компании. Не лекарство для бедных. Не повод для слез. Мы решили стряхнуть налет сахарной пудры с головы учителя. Мы выбрали прямоту. Он сам просил об этом.


О древнем учении Будды и современном европейском сознании беседуют лама Оле Нидал, психолог Евгений Габелев и астролог Владимир Тимофев. Лама Оле – один из первых, познакомивших Запад с реальным буддизмом. Сорок лет назад по просьбе своего учителя, 16-го Кармапы Ранджунг Дордже, главы линии Карма-Кагью, он начал основывать центры медитации и учить нас подлинным практикам, передававшимся от учителя к ученику многими поколениями йогинов древней Индии и Тибета. За эти годы в десятках стран им основано более 700 центров. Благодаря его активности сегодня миллионы людей изучают и практикуют буддизм. Трудно найти в буддийском мире человека столь же авторитетного, опытного и активного. Мы, современные западные буддисты, хотим проверить на опыте и с помощью здравого смысла некоторые принципиальные вопросы. Совместимы ли восточная традиция и западная свобода? Допускает ли учение Будды сомнение? Какова роль буддийского учителя в современном мире? В чем секрет Просветления – и достижимо ли оно?


Владимир: Учение Будды родилось двадцать пять веков назад в далекой давно исчезнувшей стране. Мир с тех пор сильно изменился. Готов ли буддизм соответствовать современным реалиям? Открыт ли он для обсуждения? Существуют ли в нем запретные темы? Вопросы, задавать которые не приветствуется? Слова, в которых не принято сомневаться? Можем ли мы говорить обо всем откровенно и прямо?


Оле: Буддизм это путь свободы. Одно из подлинных качеств нашего ума — бесстрашие. Запреты происходят от страха. Нам не надо становиться похожими на те религии где надо просто стоять и кланяться. Нет запретных тем и вопросов. Но многим могут не понравится мои ответы.
Важно чтоб люди не держали то что их волнует за спиной. Те кто не решается задавать вопросы, могут сильно запутать себя. Им приходится выдумывать собственные ответы и с ними спорить. Это может оказаться трудным. Потом такой человек уходит обидившись на самого себя, и мы его можем долго не увидеть. Таким способом сложно развиваться.


Евгений: Многие твои ученики считают тебя кем-то вроде живого бога. Люди с инфантильным складом личности проецируют на тебя образ идеального Отца. Себя же ощущают маленькими детьми под надежной опекой и защитой. Они верят что ты всеведущ и обладаешь сверхъестественными силами. Они — правы? Ты — Бог...?!


Оле: Нет. Но мне 69 лет, я делал в своей жизни всевозможные странные вещи… Я наверное, делал все, что могут делать люди. Я профессионально занимался боксом, я провез контрабандой  34 килограмма золота в Индонезию, мы с женой провели 4 года в Гималаях обучаясь медитации. Я два раза в год объезжаю вокруг света, прыгаю с парашютом, езжу на спортивном мотоцикле, однажды нас похитили боевики в Колумбии…. У меня всегда была интересная жизнь.


Буддизм — не религия веры, а религия опыта. И он — для самостоятельных и смелых людей. Не для тех, кто ищет на кого переложить ответственность за свою жизнь. Я стараюсь говорить только тогда, когда вполне уверен, что знаю, о чем говорю. Я скорее промолчу, чем скажу что то, что может быть неправдой. Лучше спросить знающих людей, чем выглядеть глупо. Я знаю, что стыдно совершать ошибки, будучи учителем, так что я стараюсь всячески этого избегать. Потому что когда люди уверены  в вас, вы можете им лучше помочь. Учитель должен быть надежен. Тогда вы сможете положиться на то чему он учит и использовать это для своего развития.


Евгений: Для европейца спорить с учителем — естественно. Сомневаться в любой истине — норма. Студент не считает своего профессора высшим существом и не приносит ему обеты верности... Могут ли твои ученики спорить с тобой? Возражать тебе, противопоставлять собственное мнение и отстаивать его, оставаясь при этом твоими учениками?


Оле: Я так же учусь у своих учеников, как и они учатся у меня. Они мои глаза и уши. Конечно, я читаю прессу и стараюсь быть в курсе событий, но ученики - это мои антенны. И когда у них возникают проблемы, трудные ситуации, то я отношусь к ним серьезно, и мы говорим об этом. Это происходит потому, что они хотят об этом говорить. Если они не хотят говорить откровенно, хотят держать свою проблему при себе , то обычно они постепенно отходят в сторону.  Иногда требуется пара лет и вы снова становитесь друзьями – когда люди отработают свои проблемы. Но я не всеведущ,  я допускаю ошибки – просто их не очень много. И в долгосрочной перспективе с  благословением нашей линии всегда получается исправить ошибки, сделать, так что бы все работало для людей.


Владимир: Не все буддийские учителя внушают равное доверие. У них разный стиль и разный опыт. Как поступать, когда заинтересованность в учении смешивается с личным недоверием?


Евгений: Когда мы говорим о западной науке, вопрос о личном доверии вообще не возникает. Там личность преподавателя никак не связана с истинностью того, что он излагает. Мы требуем доказательств – а не симпатий. Верно ли, что в буддизме личное доверие к учителю является главным доказательством истины?


Оле: В буддизме мы все проверяем. Учитель, встретив недоверие, должен учить тому, что не требует доверия лично к нему. В учении Будды много такого, чему можно учить прямо с книги, что не является чем-то личным и не требует доверия к личности учителя. На самом деле абсолютные поучения о природе Ума в нашей линии даю только я. Конечно люди упоминают о них в своих лекциях. Но единственный кто читает об этом целые курсы это я. Я  медитировал 40 лет, и я знаю о чем говорю. Я отвечаю за это.
У нас только что прошел научный конгресс, где присутствовало 1800 человек, где говорили о исследованиях моего мозга, в нем обнаружились вещи которых не видели нигде, и это благодаря 40 годам медитации. Кроме того, те кто меня знает могут убедиться, что я всегда счастлив, у меня не бывает плохих дней, много энергии. А такие вещи являются результатом медитации. Научный подход ко всему чем мы занимаемся необходим. Важно чтоб люди знали, что за заявлениями стоит опыт. Только тогда возникает доверие.


Владимир: В эпоху появления буддизма существовали очень жесткие отношения подчиненности между старшими и младшими. Насколько сегодня иерархичны взаимоотношения учителя и ученика? Твой учитель – Кармапа. Являются ли твои ученики автоматически и его учениками? Или это дело личного выбора? Можно ли быть учеником Кармапы и не быть при этом твоим учеником? А обратное?


Оле: Все, что я делаю, я делаю для своего учителя. Для Кармапы. Но есть много людей, которым не нравится мой стиль. Я говорю для современных свободных людей, для мирян. Кому-то больше подходят более традиционные методы или поучения для монахов. Такие люди идут к монахам и монахиням, которые их не так сильно провоцируют и тогда люди счастливы там. Кармапа - лама широкого действия, его подход охватывает многих. Я же занимаюсь йогинами, теми, кто хочет прямого постижения. Люди, которых интересуют монашеские правила и ученые вещи ко мне не приходят, я их отправляю к другим. Я работаю для дхармы по 20 часов в день, и я не могу взять еще какие-то обязательства или подстроиться под всех. Важно чтоб человек выбрал тот стиль и то учение, которое близко ему. Бывает что человек обнаруживает, что мы ему не подходим. Не надо ему навязываться.


Евгений: Мы не всегда можем следовать высшим идеалам. Реалии жизни корректируют идеализм. Во все эпохи религия и духовность были перемешаны с политикой. Европейскому человеку, интересующемуся буддизмом, трудно разобраться во всех наших восточных хитросплетениях. Отделить Истину от политической конъюнктуры. Во многих линиях существует реальный раскол. Правительство Китая, в состав которого входит сейчас Тибет, поддерживает одних лам, и отвергает других. И далеко не все из находящихся в эмиграции тибетцев с ним солидарны. Европейцу трудно понять, на чьей стороне правда. Как объяснить происходящее миллионам заинтересованных в буддизме людей? Возможно ли нам как-то отмежеваться от политики?


Владимир: Сегодня в линии Карма-Кагью* существуют два главы. Одного назначило китайское политбюро. Признали его и многие из высоких лам в эмиграции. Другого кандидата поддерживают те, кто был близок предыдущему Кармапе. Причем речь не о выборах в западном стиле. Обсуждается, кто на самом деле является реальным воплощением предыдущего Кармапы! Обе стороны претендуют на Истину. Вовлеченные в спор имеют высочайший авторитет и статус в буддийском мире. Не является ли древняя тибетская система поиска и узнавания перевоплощенцев – фикцией? Существует ли само перерождение? Кто может утверждать это с точностью – если происходит такое? Возможно, мы путаем себя, бездумно веря в древние учения?


Оле: Когда в деле есть политика, истиной часто жертвуют. На самом деле, у высоких лам есть еще и ответственность перед своим народом. Причина, по которой Далай-лама поддерживает китайского претендента состоит в том, что происходит насильственное окитаевание Тибета. Тибетцы теряют свою культуру очень быстро. Далай-лама знает, что если он туда очень быстро не приедет, все будет потеряно. Поэтому он хочет иметь возможность говорить с китайцами. Это его долг перед народом. Но он может это сделать только через того, кого признают китайцы. Китайцы выбрали Ургьена Тринле – дали ему титул, организовали поездку в Индию для того что бы заполучить Черную Корону Кармапы. Затем что-то у них не получилось. Тем не менее, он по-прежнему признается ими как Кармапа. Так или иначе, нам нужно думать о нашей Линии, я не могу думать о нем… Мы хотим практиковать медитацию, а не заниматься борьбой за власть. Так всегда было принято в нашей линии. Так нас просил наш личный с Ханной Учитель — 16-й Кармапа, который был нашим учителем 12 лет. Европейцы пережили оккупацию во время Второй Мировой Войны, по этому никогда не будут доверять тому, кто назначен окупировавшим вашу страну противником. Китайцы, для Тибетской культуры, для буддизма, являются или, по крайней мере, были врагами. Во время культурной революции они убили четверть всех тибетцев и разрушили все что смогли. Теперь они хотят не только продавать дешевую обувь, но и быть популярными в мире, и поэтому немного меняются. Теперь они хотят управлять буддийским миром. Говорить от его имени. Для этого вносят раскол и создают дискредитирующие буддизм ситуации, такие как эта. По этому когда я слышу о Кармапе, назначенном китайцами – я не верю что они правы. Я не считаю, что у китайского политбюро есть способности к ясновидению. Для этого они слишком красные.

Вообще, если смотреть глубже, природа Ума, смерть и перерождение – темы намного более глубокие чем думают многие европейцы. Поучения по ним лучше конечно получать лично от компетентного буддийского учителя, которому вы можете доверять, чем черпать информацию из газет с сенсациями и сплетнями. Буда открыл, и мы можем это проверить на опыте, что не существует никакой твердой и неизменной человеческой сущности, постоянного «Я», ничего такого что могло бы перерождаться меняя тела как мы меняем одежду. Никакой неизменной и единственной «души». Если бы все обстояло так как верят многие в Европе и в Индии на народном уровне, то действительно спор был бы принципиален. Однако, Осознание – это не вещь а изменчивый поток. И как река он может причудливо петлять и разделяться. Мы знаем, что бодхисатвы высокого уровня могут направлять свой Ум куда хотят. Они выбирают место и время своего нового рождения – и могут заранее объявить его. Так поступали Кармапы, Шамарпы и другие высокие ламы веками. Более того, они могут создавать себе несколько воплощений, живущих на Земле одновременно. Даже десятки и сотни воплощений. Если вы хотите много помогать другим, то это естественно. Нас же не удивляют ситуации, когда в одном теле живет несколько личностей. С разным характером и привычками, даже зовут их по разному. Наверно это очень не удобно для них. Но это научный факт, ученые наблюдали множество таких «тел-гостинниц». Значит нет ничего сверхъестественного и в том что высокий лама может иметь несколько своих воплощений в разных телах одновременно.
В случае же Кармапы, существует его завещание, в соответствии с которым был найден и узнан как Кармапа Тхай Дордже. Китайский же ставленник этому завещанию не соответствует. Кроме того, веками существовали рядом Кармапы и Шамарпы, и каждый раз когда старый Кармапа оставлял тело, Шамарпа находил и узнавал его новое воплощение. В свою очередь, Кармапа находил и узнавал очередного Шамарпу. Нынешний Шамарпа узнал Тхай Дордже как Кармапу. Он не политик, и руководствовался не решениями политбюро, а своей мудростью, методами и завещанием Кармапы. У меня нет оснований сомневаться в его решении. Думаю, его слово тут весомее слов всех политиков вместе взятых. Он знает что делает и что говорит.


Владимир: Вернемся с востока на запад. Из Европы уходит христианство. Свято место пусто не бывает. За умы и сердца людей Запада идет настоящая схватка. Восточные учения и неоязычество, эзотерика новой волны и стремительно распространяющий свое влияние ислам. На роль властителя умов претендует и буддизм. Между представителями различных конфессий веками происходили конфликты. Остались старые обиды и несведенные счеты. Несут ли они опасность для возможности свободно выбирать свой путь?


Евгений: Оле, ты неоднократно говорил об опасности ислама для свободы и ценностей западной цивилизации. Мы знаем, что исламские завоевания принесли немало бед буддийскому миру. Это было тысячу лет назад…. Для Европы то же ислам был врагом. Исламский мир несет совершенно иные ценности куда более древней, чем европейская, культуры. Многие из них для нас представляются жестокими и архаичными. Этот мир агрессивно вторгается в самое сердце Европы. В ее столицах за последние десятилетия выросли сотни мечетей, а на улицах появились тысячи смуглых лиц. Не все этому рады. Так же как век назад исламский мир был не слишком рад европейской колонизации....

В России ситуация совсем иная. Тут христиане и мусульмане живут в мире пять веков. Народы, исповедующие ислам не приехали к нам из африканских колоний, они живут здесь тысячи лет. Наши корни переплелись. Мы уважаем друг друга. В наших городах давно стоят рядом православные храмы и мечети мусульман. Мы один народ, одна страна. Много смешанных семей. У каждого есть друзья, партнеры, а часто и родственники из мусульман. Мы не хотим быть их врагами. На нашей земле не было крестовых походов и джихадов. И участь Югославии нас не прельщает. Мы не хотим, чтоб авторитетные и уважаемые буддийские учителя приносили на нашу землю религиозную рознь. У Европы свои проблемы. У нас свои. Мы не хотим быть щитом Европы против ее вчерашних колоний и расплачиваться за ее прошлые грехи.


Оле: Я не веду антиисламской полемики когда нахожусь в России. Мои русские друзья сказали, что это не то что нужно вам. И я не делаю этого. Если меня спрашивают здесь о моей позиции в отношении ислама, я говорю, что знаю, что исламизм это не ваша проблема, у вас все в порядке, ну может за исключением нескольких взорванных школ…. Но на Западе это серьезная проблема, и я хочу, что вы об этом знали. Сейчас ислам наступает в Европе. И он очень агрессивен. Он отвергает наши ценности, то что нам дорого. Мы ценим свою свободу. И будем ее защищать. Для того что бы понять Запад, вы должны знать что у нас есть эти проблемы. Я очень рад, что у вас их нет, и я надеюсь, что это так и останется. У каждой страны своя история. И свой сегодняшний день.


Владимир: Исламисты верят, что после геройской смерти в бою они попадут в рай. Опыт показывает, что это реально вдохновляет. Хотя никто не вернулся из рая, чтоб подтвердить их правоту. Чем тогда наша практика Пховы** отличается от их веры? Кто может подтвердить реальное существование Бардо и перерождения, кто посетил Девачан, чистую страну Будды Амитабы, что бы рассказать нам об этом? Кто-то хоть раз вернулся из мертвых?


Евгений: Жить вечно хотят многие... Особенно те, кто не умеют распорядиться с толком одной единственной жизнью. Приятно получить еще один шанс, начать все сначала, снова стать молодым, взяв с собой лучшее из наработанного в этой жизни опыта и оставив в прошлом груз ошибок и потерь.... Может быть мы просто выдаем желаемое за действительное?


Оле: Я думаю, что был в Дэвачене. Я в этом уверен. У меня был 88-ой прыжок с парашютом, где я учился сидеть в позе медитации в свободном падении. Тогда я забыл посмотреть на высотомер, потому что когда я медитирую – я в пространстве. Мой парашют раскрылся на высоте 80 метров, и я приземлился на бетон и был совершенно разбит. Верхняя часть моей правой ноги выглядела как «ранний кубизм». Шейка бедра сломана в 3-х местах, у меня было внутреннее кровоизлияние. На самом деле я действительно умирал. И когда я был в больнице, умер мой друг, которого я должен был переправить в Чистую Страну. Я перенес  его в сердце Красного Будды, на которого медитировал и провел в этом состоянии, наверное, пару часов. Посещая  разные Чистые Страны, я испытал на личном опыте все возможности которые там были. Я датчанин военного поколения, мне 69 лет и мы не очень мягкие. И тем не менее, в последующие 10 лет когда я рассказывал людям о том как замечательно в Чистой Стране, мое лицо было мокрым от слез. Я видел там невообразимо красивые вещи. Некоторую часть этого времени я был клинически мертв. Я думаю, что видел Дэвачен, это мое субъективное понимание. Таков мой собственный опыт. У меня нет причин сомневаться в нем. И это лучшее место, куда можно отправится.


Владимир: Если мы проходим Пхову успешно и у нас есть явный знак, означает ли это, что при умирании теперь все будет происходить с нами автоматически по заданному сценарию? Пропустим ли мы вследствие этого момент Ясного Света? Верно ли, что «проложив дорогу» в Чистую Страну мы этим лишаем себя шанса достичь Просветления в момент смерти?


Оле: Это очень хороший вопрос, и он содержит вызов. Дело в том, что ваш Ум это не только белая энергия отца и красная энергия матери, это так же Осознавание, которое содержит и осознает все. С Пховой вы получаете Высший уровень из всех на которые способны. Сохранение осознавания в момент смерти дает вам шанс на непосредственное постижение Просветления. Так что возможностей становится не меньше а больше. Все будет зависеть от вас.

Тут есть еще один интересный момент в связи с современной медициной. Точнее, с темой пересадки органов. Думаю, сейчас я многих обеспокою и разрушу несколько привычных представлений. Обычно когда останавливается дыхание и электрическая активность мозга  угасает, говорят - человек мертв. И если он завещал свои органы, в этот момент его начинают резать и отправляют его органы в разные стороны другим людям. Считается что человек умер, хотя на самом деле его Ум еще остается там в течении 20-30 минут, и наблюдает за тем что происходит. Это правда. Я думаю, что это может помешать нашим идеалистам, если они увидят что с их телом обращаются как с куском мяса. По этому, я советую устраивать какой-то значимый ритуал, если действительно после смерти нужно изьять органы. Не обязательно буддийский. С небуддистами происходит то же самое. Кто-то должен говорить, и действительно вкладывать в слова искренние чувства, обращаясь к умершему, благодарить его за то что он так благородно поступает, что это прекрасный и заслуживющий восхищения поступок: «Почтенный, смотри и радуйся, случилось так, что ты не смог больше жить в этом теле, но как много хорошего ты делаешь, отдав свои органы другим, мы все признательны тебе и счастливы что знали тебя....» Я надеюсь, что это начнут делать. В этом будет большой смысл и польза для всех.

Кардиолог Пит фон Ломель описал 344 случая пациентов с состоянии клинической смерти, и он  задокументировал, что после того как их возвращали к жизни они в точности знали что происходило в комнате. Они рассказывали, что видели все как бы сверху, а в некоторых случаях могли описать и что происходило в соседних комнатах. Повторю, это не фантазии, не философия, это научно задокументированные факты. Уверенность в том, что сознание может существовать независимо от материи, от тела, очень важна. Я считаю что это нечто потрясающее. Наука бьет материализм наповал. Нам не надо бояться что смерть это конец всему.


Владимир: Я хотел бы быть бесстрашным. Ты говорил, что после курса Пховы исчезает страх смерти. Это не соответствует моему личному опыту. Не исчезли и находдятся на привычных местах и все обычные человеческие страхи. Когда мне страшно — то мне страшно.... Я по прежнему человек, а не неустрашимый супермен. Если же сохраняется чувство страха в ситуациях, являющихся угрожающими, но не смертельными, то куда же исчезнет страх в ситуации реальной смертельной опасности?!


Оле: Есть интересные данные о поведении людей в ситуациях физической опасности. Например 2000 моих учеников прыгали вместе со мной с парашютом. И если спросить у инструкторов с которыми прыгали мои ученики, они скажут: буддисты, это лучшее что может быть. Их ни когда не тошнит в прыжке! И это очень важно для того кто сзади.... Они держат глаза открытыми. Когда парашют открывается, они хотят им управлять и делать все возможные вещи. Эта такая хорошая репутация, люди действительно становятся бесстрашными. Наверное, я изначально привлекаю более интересных людей…. Однако, никто не отменял индивидуальных различий!


Евгений: Возможно, не стоит возлагать на буддийскую практику то, что входит в круг обязаностей психотерапевта? В современной психологии, в например в НЛП, есть техники быстрого избавления от фобий и навязчивых страхов. От страха сцены, или страха высоты скажем. Они реально помогли тысячам людей, но 100% гарантии вам не даст никто! Обычно эти техники работают, если вы заинтересованы и сотрудничаете, то есть точно выполняете инструкцию. Но человек это не машина, не все так просто....
Владимир:  Еще об одном страхе, точнее смутном подозрении.... Ты говорил, что Девачан это такое мирное монашеское место, там прекрасный вид и можно совершенствоваться в практике медитации без всяких помех.... Это действительно что-то вроде монастыря...?! Чем объясняется то, что после того как человеку делается Пхова, ты пересылаешь его фотографию в тибетские монастыри? Какие еще практики и ритуалы с ней там проделывают и зачем? Как это влияет на ум умершего? Я бы не хотел однажды проснуться монахом!


Оле: Мы хотим сделать как можно больше возможного для людей. Вероятно, среди них есть и те, кто получит больше помощи в монашеской обстановке. Кроме того мы делаем все, что бы сохранять Тибетскую культуру и знания. И это возможно, если мы работаем вместе: Восток и Западные. Мы  с моей женой  Ханной получили несколько тысяч посвящений, но я сам держусь от того чтоб их раздавать направо и налево в стороне. Мы всегда приглашаем Высоких Тибетских Лам, что бы они давали все нужные посвящения. И мы с Ханной решили что важно это сохранить. Может быть, я кого то не проведу в Дэвачен, тогда  монахи его проведут. В любом случае у них есть три шанса. Во первых, я говорю, что бы семья и друзья сделали Пхову, потом я делаю Пхову,  и потом мы отправляем их на Восток. Тройная гарантия. Никто не занимается там с вашей фотографией какой-то черной магией. Но если вы не доверяете методу, если он вызывает у вас страх, то не стоит им пользоваться.


Евгений: Возможно, стоит оставить работу со страхами психологам? Равно как и многие другие вещи, общие для людей независимо от конфессии. И не возлагать на буддийского учителя обязаности живого бога? Все люди различны, и если одним хочется созерцать божество, то для других важно иметь дело с живым человеком из плоти и крови. Хотя раньше все было не так человечно. Буддийские практики созданы многие века назад. Мир тогда был очень суров. И душевными тонкостями мало интересовались. Считалось что если у ученика хорошая карма и сильная связь с учителем, то он достигнет результата, хотя это окажется нелегко. Никто и не обещал что путь к Просветлению окажется легким и доступным!
Как насчет современного «буддизма с человеческим лицом»? Ведь многое перенесено из эпохи крайне далекой от идеалов гуманизма. Методы обучения, например. Экспериментальная психология установила, что мы запоминаем не более 10% от услышанного, до 50% увиденного, и до 90% сделаного лично. Измерили, что после 17 минут слушания даже самой интересной лекции или рассказа внимание слушателей утрачивается безвозвратно!
В свете этих данных передовые страны перестраивают ситсему образования. Место лекций все больше занимают семинары, тренинги и обучающие игры. В буддизме же все как тысячи лет назад. Может ли изучение буддийской дхармы измениться? Возможно ли привнесение в буддизм новых современных технологий обучения и способов мыслить?


Оле: Мы уже многое изменили. Нам в Европе не надо притворяться тибетцами. Это интересные научные данные дают повод задуматься. Когда я учу, я также использую язык тела. Я  в первую очередь обращаю внимание на то как люди сидят, откидываются они назад или накланяются вперед, реагируют ли они мимически на мои шутки, на их мышечный тонус и выражение лица. Также я использую собственное тело, как бы подводя слушателей определенным образом, что бы они могли сохранять внимание дольше, чем 17 минут. Также мои поучения являются всегда подсказкой – предложением, которое подводит людей к пониманию того, что происходит в них самих, это всегда остается, чем-то новым и свежим. Это не так что им на голову одевается коробка с готовыми идеями…. Задача не в том чтоб прочитать слушателям материал и чтоб люди его заучили. Надо дать им понимание процессов, которые происходят в них самих. Я думаю, у нас в распоряжении есть несколько больше времени. Если мы действительно говорим о важных вещах и люди заинтересованы. Но действительно есть последний период, когда люди «уплывают». И тогда поучения, которые можно передать – более просты. Это поучения  о дружбе, о том, что у нас общая основа, и.т.д. Я уделяю полчаса тому, что бы объяснить им, что их Ум – Ясный Свет, что он не разрушим. И может быть они этого не поймут и не запомнят, но у них отложится, что я хотел, что бы они поняли, что-то очень важное для них. И затем постепенно, информация опускается из головы на уровень опыта, и люди изменяются и обнаруживают, что они значительно богаче, чем раньше думали. Дхарма – это прямая передача опыта. И она открыта для всех.


Евгений: Буддизм – одна из древнейших религий. Вклад его мировоззрения и медитативных практик в сознание современного мира огромен. Целый ряд направления в современной психологии имеет буддийские корни. Идеями Буды вдохновлялись многие европейские философы и писатели. По словам историка Арнольда Тойнби, двадцатый век останется в истории не как век мировых войн, полетов на Луну и атомной энергии, но как век прихода буддизма на Запад. Альберт Эйнштейн утверждал, что единственной религией, способной выдержать столкновение с современой наукой и сохранить свой смысл для людей, является буддизм. Были ли они правы? Может ли учение, созданное две с половиной тысячи лет назад, быть современным? Стоит ли сохранять систему представлений, соответствующих ментальности и общественному строю древнего мира? Предстоит ли сегодня ее радикальный пересмотр? Мы не предсказываем будущее. И помним о непостоянстве всего существующего в мире. Возможно, ответы которые даст жизнь, окажутся неожиданнее и интереснее самых смелых наших фантазий?
…...


Примечания:


*Карма-кагью, Кармапа, Черная корона: Будизм делится на три основных направления: Тхеравада – южный буддизм, Махаяна – буддизм Китая и Японии, и Ваджраяна – тантрический буддизм, распространенный прежде всего в Тибете. Последний делится на несколько линий или школ. Так, Далай-лама является главой линии Гелуг, а Кармапа – главой линии Карма-кагью. О ситуации в ней и идет речь далее. Основным ритуальным атрибутом Кармап является так называемая Черная Корона. С ней связано много древних легенд и захватывающих интриг и истрий. Одна из них разворачивается у нас на глазах, и связана с попыткой китайского политического руководства установить власть над буддийским миром.


**Пхова, Девачан, чистая страна Буды Амитабы: Пхова – практика осознанного переноса сознания в момент смерти. Одна из шести йог Наропы. Древняя практика, долгое время бывшая в Тибете секретной.Ее могли получить лишь немногие самые способные ученики. Сегодня ряд лам передают эту практику своим европейским ученикам. Она позволяет сохранить осознание в момент умирания и управлять своим будущим перерождением. В том числе она позволяет избежать рождения на Земле, перенеся Осознание практикующего в Девачан – чистую страну Будды Амитабы. Это особое нематериальное место, где практикующий может без помех и в лучших условиях продолжить свои усилия в практике медитации до обретения высоких уровней реализации, что бы иметь в последствии возможность родиться снова в мире людей и помогать им в их развитии более эффективно и умело. Подробные пояснения по ней в соответствии с древней традицией не могут быть изложены письменно. Она передается устно от учителя ученику. За пояснениями по ней лучше обратиться к компетентному буддийскому учителю, который вызывает у вас доверие.


Более подробная информация об участниках беседы:


Лама Оле Нидал:  http://www.buddhism.ru/

Владимир Тимофев:  http://www.tibet-astrolog.ucoz.ru/

Евгений Габелев:  http://www.gabelev.ucoz.ru/   http://www.b17.ru/gabelev/