О романе Анатолия Пащенко Украденная святыня

Анатолий Пащенко
«ЛИТЕРАТУРНАЯ  РОССИЯ»
№39. 24.09.2010 г.

ИЗУМЛЯЕМСЯ ВМЕСТЕ С АЛЕКСАНДРОМ ТРАПЕЗНИКОВЫМ

     ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ
 
     Коммерчески успешный литературный проект должен начинаться приблизительно так: «Жарким июньским полднем 201… года в центре сибирского города К. прозвучали выстрелы. И хотя пули улетели в белый свет, в размеренной жизни пожилого сотрудника крупной компании возник сбой. Не окажись он во время стрельбы в офисе у окна, не было бы потом ни скитаний по тайге, ни болезненного удара ополоумевшего майора, ни переодетой в китайца коварной монголки…». Всего один первый абзац, три предложения, но сколько интригующего заложено. Тут сразу обозначена главная фигура повествования, его возраст, работа и уклад жизни; приблизительное время и место действия; странные выстрелы кого-то по кому-то; некий майор и таинственная монголка; а ещё читателю обещают приключения в тайге и многое другое, о чём можно лишь догадываться. Такой ёмкий зачин книги говорит о профессиональном мастерстве автора. И даже не верится, что у красноярца Анатолия Пащенко это первый опубликованный роман. Вот в какую сторону надо бы смотреть московским издателям. Столица исчерпала себя в литературе. Писательские дарования набирают силу именно в регионах. Там подлинная духовная и культурная мощь России.
     И не стоит думать, что книга Пащенко «Украденная святыня», выпущенная в авторской редакции в Новосибирске (оформление ООО «Манускрипт»), это просто какая-то очередная авантюрно-детективная стрелялка. Вовсе нет. Время сейчас такое, что даже Лев Толстой не пробился бы к читателям со своими романами. Сказали бы: «Покороче, парень, мало экшена». Достоевскому посоветовали бы, чтобы Раскольников погуще махал топором, а Тургеневу вообще указали бы на порог или предложили сменить фамилию на женскую, для сентиментально-романтической дамской аудитории. Поэтому умным современным авторам приходится хитрить. Облекать свои серьёзные произведения в криминально-приключенческую оболочку. Так надо, поскольку о другой литературе массовый читатель уже и не помнит. Но зато есть реальная возможность донести до него цельные мысли, поставить вечные вопросы жизни и смерти, любви и человеческого бытия. Такие романы-детективы действуют на подсознание, обогащают читателя духовно, пробуждают генетическую память. Книга Пащенко – из их числа.
     Если коротко, то основная коллизия «Украденной святыни» связана с золотом скифских курганов, вокруг которых вершатся судьбы главных персонажей: коллекционеров, «чёрных» археологов, любителей старины и опытных преступников. Есть любовная линия, мистическая, историческая. Словом, роман многоплановый, отнюдь не прост. Хотя читается именно легко. Этому способствует хороший и чистый русский язык. Оно и понятно, автор по образованию филолог, к тому же, долго занимался журналистикой, печатался и в местных, и в московских СМИ. Но главное и, пожалуй, самое важное – его произведение, наполненное светом и лирикой, рождает в читателе веру и оптимизм. И, наверное, не случайно Пащенко предварил каждую главу своего романа эпиграфами из классического наследия русских поэтов – Пушкина, Блока, Бальмонта, Баратынского, Плещеева, Брюсова и других. Что тоже идёт читателю только на пользу. В общем, этакая хитрая шкатулка с секретом. Откроешь – получишь удовольствие, порадуешься красоте не только формы, но и содержания.

     ПОСТСКРИПТУМ. А ко всей книге можно в полной мере отнести строчки Пушкина:
 
     Два чувства дивно близки нам,
     В них обретает сердце пищу:
     Любовь к родному пепелищу,
     Любовь к отеческим гробам.
     Животворящая святыня!
     Земля была б без них мертва…

     Александр ТРАПЕЗНИКОВ
    
    http://www.litrossia.ru/archive/item/4632-oldarchive

*********************************

     НАГРАДА ЗА РОМАН

     Итоги четвёртого международного конкурса детской и юношеской литературы имени  А. Н. Толстого (2011-12 гг.)

Номинация «Художественная проза для юношества»

Лауреаты:
1 Александр Трапезников (г. Москва) – роман «Царские врата» и повесть «Высший свет»
2.Василий Дворцов (г. Москва) – повесть о военных событиях в Чечне «Тогда, когда случиться»
3. Николай Иванов (г. Москва) – повесть о военных событиях в Чечне «Вход в плен бесплатный, или расстрелять в ноябре»

Дипломанты:
1.АНАТОЛИЙ ПАЩЕНКО (г. Красноярск) – историко-приключенческий роман «Украденная святыня»
2. Сергей Бузмаков (г.Барнаул) – книга «За вздохом»
3. Олег Корниенко (г. Сызрань) – повесть о событиях афганской войны «Экипаж».

http://www.detlit.hut2.ru/konkurs_11_itogi.htm

*********************************
   

     «КРАСНОЯРСКАЯ ГАЗЕТА»
     №83, 29 декабря 2015 г.


           ТОТ, У КОГО В ДУШЕ СВЕТ, БУДЕТ ВИДЕТЬ СОЛНЦЕ ДАЖЕ ВО ТЬМЕ…

     С удовольствием прочла книгу А.А. Пащенко «Украденная святыня». Для меня она стала открытием года. Его роман, как многослойный торт, вмещает в себя элементы истории, публицистики, мистики, детектива. Он насыщен увлекательными приключениями, мифами, легендами. Но главное, заставляет нас задуматься об истинном смысле жизни, выборе пути в ней и подлинном патриотизме.

     ПАТРИОТИЗМ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ — ОСНОВА ПОБЕДЫ

     Патриотизм – нравственная основа любого государства. Его сила, дух, единство, величие – признак могущества, духовное завещание. Благодаря ему, самопожертвованию, мы выстояли в 1941–1945 гг. Поэтому они должны постепенно возвращаться в нашу жизнь, если мы хотим сохранить наше государство в тех границах, в которых оно существует. А для этого нам нужны герои, на которых хотелось бы равняться.
     Как формируется чувство патриотизма у рядового человека, наглядно продемонстрировал в своей книге «Украденная святыня» сибирский писатель, красноярец Анатолий Анатольевич Пащенко. Его «побратимы» защищают свою Родину всеми доступными средствами. Восхищаясь ими, невольно задаёшь себе вопрос: «А смог бы я встать в их ряды?». Начинаешь размышлять, какой ценой добывается слава защитника своей земли, её святынь.
     Вспомнилась индийская мудрость: «Кто думает о месяцах – выращивает траву. Кто думает о годах – растит деревья. Кто думает о столетиях – строит храмы. Кто думает о вечности – ищет Истину». «Украденная святыня» – это Истина на пороге Храма. Именно такие ассоциации она у меня вызывает за счёт сокрытых в ней глобальных проблем…

      ПОВЕСТЬ ИЛИ РОМАН?

     Сам автор своё произведение скромно обозначил как повесть. Но «Украденная святыня» ближе к роману. «В повести сюжет сосредоточен только в рамках одного героя, характер которого раскрывается в пределах нескольких эпизодов, событий. Естественное течение жизни во времени и пространстве лишено авторского вымысла, драматического сгущения событий, интриги», – трактует Советский энциклопедический словарь. «Повесть изображает конкретный эпизод из жизни… Роман – вид эпической литературы, имеющий своей задачей изобразить жизнь человека с её волнующими страстями, социальными противоречиями и стремлением к идеалу» (Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона).
     В «Украденной святыне», как и должно быть в классическом романе, повествование сосредоточено не только на эволюции главного героя Антона Горчакова, который из простого охранника вырастает в лидера «побратимов» – защитников земли русской, здесь меняются второстепенные герои: Вовка, Олег. Кроме того, во второй части автор даёт шанс отрицательному персонажу Сакелаве возможность переродиться и перейти на сторону Света.

     АНТОН ГОРЧАКОВ — РЫЦАРЬ 21 ВЕКА

     Рупор авторских идей Антон Горчаков – человек-совесть. Он преодолевает нравственную усталость, малодушие и мужественно идёт к своей цели. Анатолий Анатольевич подробно останавливается на его взаимоотношениях с окружающим миром, на росте его самосознания, дарит миру новый образ современника XXI века – благородного, возвышенного рыцаря, который ради любимой Отчизны способен на любые подвиги.
     Он из тех, кто находит выход из любой ситуации. Поэтому не случайно судьба сводит его с «чёрными» археологами. Нет достойных защитников у могил предков! Это и станет его первоначальной задачей. «Большинство изыскательных мест – погребальные. Без их изучения невозможно восстановить историю человечества. … Но что-то скребло в душе, не давало покоя. Антон вспомнил деда-фронтовика. Придёт время, и в его погребение залезут за орденами? «Шакалы» за наживой, а учёные для изучения эпохи?».
     Важность этой проблемы подтвердила Улаан – монгольская защитница святынь. Она рассказала, что её народ – это не только живые, но и умершие. Они верят, что душа родственника воплощается в его потомке и возвращается в мир. Но только при одном условии: если все кости  будут в скелете. «Археологи встречали захоронения, которые не ограблены, но кости человека разбросаны по всей могиле. Это было сделано намеренно, …чтобы не дать возродиться воину, особенно знатному, могущественному», – сообразил Антон.
     «– У нас существует предсказание, – продолжила девушка. – Если будет найдена могила Чингисхана, то нация пропадёт. Однажды предсказание сбылось, и в мире случилась страшная война.
     – О Тамерлане говорите, Улаан? – спросил Антон.– …Советские учёные вскрыли его погребение, а на следующий день, 22 июня, началась война с фашистами».
     Разумеется, накопленная информация по этой теме, юношеский максимализм дали свои плоды. Антон решается на открытую схватку с депутатом ГД Поляковым и его людьми.
     «От напряжения у Антона застучало в висках.
     – Мы считаем, что эти курганы представляют культурную и духовную ценность для народа. В них покоятся останки наших предков. Их гены до сих пор сохранились в каждом из нас. …Кто забывает свои корни, тот обречён на гибель.
Поляков пристально смотрел холодными глазами:
     – Ещё один клоун»…
     Наш мир, погрязший в «золотой лихорадке», апатии, безответственности, безнравственности, выносит на поверхность не клоуна – Личность, которая пытается его изменить. И в этом заключается общественно-значимая сущность данного героя.
     Антон Горчаков – типичный носитель нравственных ценностей. У него особое философское мироощущение, построенное на ответственности за всё, что его окружает. Он точно понимает свою роль в исторической цепочке эволюции. «Нам тоже небезразлично отношение к нашим предкам. Хватит тревожить их останки и разбрасывать где попало. Скифы защищали могилы своих отцов и надеялись, что и мы защитим их могилы».
     Из тонкого прутика вырастает крепкое толстое дерево. Так из постепенно нарастающего чувства собственного достоинства у Антона Горчакова появляется зрелое понятие о патриотизме. Долг перед Отечеством – превыше всего!
Поэтому в заключительной сцене второй части Антон с «побратимами», таёжными праведниками бесстрашно вступает в решительный бой за курганы с численно превосходящим противником: группой Полякова, китайцами. Казалось бы, силы неравны, исход предрешён.
     Но для защиты «отеческих гробов, родного пепелища» встают мифологические герои русского народа, их умершие предки. Плечом к плечу весь род людской! И вновь победа! (Думается, автор не случайно вводит в роман доблестную рать из нечистой силы: для придания «русского духа», чтобы подчеркнуть неразрывную связь современной эпохи с периодом «младенческой истории Руси»).
     Мировоззрение Горчакова окончательно сформировали таёжные жители: Фрол, Пётр Матвеевич, баба Таня, Даша, Николай, Старец. Их жизнь – схема-план праведной жизни. Показ, как в наше сложное время можно устроиться на чистых началах, быть гомосапиенс…

     ТАЁЖНЫЕ ПРАВЕДНИКИ

     Идеализированные персонажи тайги тяготеют к соборности, незамысловатому укладу быта, полной свободе. «Здесь, – думал Антон, – можно дышать полной грудью, говорить не таясь, чувствовать не скрываясь. Можно не стыдиться слёз, если они льются от впечатлений, не сдерживать радости, если она рвётся наружу».
В то же время они осознают, что за ними – строй поколений, ради которых необходимо сберечь эту землю с её святынями. Они не манкурты (люди без памяти)! Никогда не смирятся с разграблением могил предков.
     «Фрол кашлянул и встал:
     – А для чего усопших-то беспокоить?
     – Это уже не захоронения, а объекты для изучения, – сформулировал Антон.
     – Объекты? А если разбросают останки твоих умерших родственников? Изучать будешь?
     – Усопшим покой нужен, а люди не понимают, – добавил Пётр Матвеевич».
Погребения – часть их жизни, поэтому они в ответе за их состояние. «В деревне на разорителей могил смотрели косо». Когда Фрол застал в урочище двух копателей, он «очистил» их и отправил домой. Находку отнёс в пещеру. На месте раскопок археологов он нашёл груду пустых бутылок, мусор, разбросанные кости. «Место очистил, а древних людей собрал по косточкам и захоронил заново. Золотые украшения положил рядом со скелетами. Долго разбирался в странном сплетении двух костей, пока не понял: детская кисть намертво сжала взрослую руку…
     Раскопать захоронение – всё равно что разрушить дом, погубить хозяина… А он, Фрол, оберегает убежище предков».
     Живут отшельники под девизом – нельзя торговать Совестью! Нельзя пренебрегать Памятью! Так, Память и Совесть, некогда взятые за основу романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день», нашли своё продолжение в романе А.Пащенко, с той лишь разницей, что последний сделал больший упор на тему Памяти – сохранение наших святынь, углубил её. И в этом его новаторство.
     Как герои Айтматова, таёжные жители не ищут для себя лёгкой доли. Живут вдали от цивилизации, но при этом умудряются сохранить в себе лучшие качества нашего народа: честный труд, взаимовыручку, незлобивость, сострадание, заботу о могилах предков.
     Сакелава, министр культуры, «битых два часа уговаривали бабку (известную целительницу бабу Таню. – Л.Е.) переехать в райцентр в просторный благоустроенный дом. Старушка ласково улыбалась да угощала важных гостей рассыпчатым куличом, а на посулы не поддалась».
     Для неё жить по-русски – значит, по совести. «Поговори с такими, – печально усмехнулся старик (Фрол. – Л.Е.) – ни бога в душе, ни совести…».
     Сродни ей Пётр Матвеевич, охотник, который «чтил народную мудрость». Как библия у него «Пословицы русского народа».
     Покоряют доброта, мудрость, незлобивость Фрола. «Фрол печально глядел на пепелище. Он не испытывал ни злобы, ни мщения. Душа его, привычная к потерям, была спокойна и грустна. Другого жилища уже не будет». «Дед (Фрол. – Л.Е.) не интересовался мирской жизнью, однако знал, что лет 25 назад в стране опять произошла революция, только власть на этот раз захватили богатые. Особых перемен он не заметил, разве что лесничество прикрыли, дома эти появились (коттеджи. – Л.Е.) да грабителей с оружием прибавилось».

     «ЧЁРНЫЕ» КОПАТЕЛИ

     Кто же эти грабители? Антиподы таёжников – «чёрные» копатели во главе с депутатом ГД Яковом Михайловичем Поляковым – частным коллекционером. Когда-то он был организатором «красной банды», которая на трёх красных внедорожниках врывалась на раскопки, расстреливала археологов, а добычу забирала себе.
     « – Как же так? Ведь это государственное дело. Законы есть, милиция.
     – Да какие там законы, – махнул рукой Василий. – Твой Поляков и занимается законами, пока не окочурится или за бугор не умотает. Только курганы сначала выпотрошит».
     Его окружение: Павел Семёнович, Хавицкий, Сакелава, Чжан, Сергей Сергеевич.
     Павел Семёнович был раньше руководителем комитета по охране памятников. Теперь занимался незаконными раскопками этих самых памятников – курганов…
     Денис Борисович Хавицкий – кандидат исторических наук, преподаватель вуза. Его мечта – оставить своё имя в истории человечества. Но при этом он не гнушается приторговывать находками из раскопок.
     Начальник охраны Полякова Сакелава, бывший оперуполномоченный, взяточник. «Баба Таня чуть не толкала его в спину. – «Нехороший человек, ой, нехороший. Много смертей на нём».
     Самая колоритная фигура из них – господин Чжан – полный китаец с лицом усопшего фараона, цепкой хваткой и правилом: «Весь мир товар, который следует продать подороже, а купить дешевле. Или лучше забрать даром».
Именно он руководил всеми раскопками на нашей территории. «Исследовать курган начинали российские «чёрные» археологи, которые с приездом китайских специалистов бесследно исчезли».
     Мастер выводов – Сергей Сергеевич. «Он давно привык к невнятностям российского законодательства. Ясно, что хозяевами урочища с десятками древних курганов станут китайцы. Выстроят для маскировки парочку теплиц и потащат из земли раритеты».
     «Напористости нам, русским, не хватает, наглости. Столько золота проскользнуло мимо!».
     «Молодым в удовольствие популять из пистолетика да в защитников поиграть. Они ещё могут приспособиться к высокооплачиваемой работе, а кому нужны списанные из жизни развалины? Поэтому и приходится цепляться за любые деньги. Неважно, американские или китайские».
     Да нет, любезный Сергей Сергеевич, для нас это важно. Результат пребывания китайцев во всех странах одинаковый, резюмирует автор: «Когда китайцы мигрировали в соседние страны, то начинали на подсобных работах, а в следующих поколениях становились коммерсантами, банкирами, политической элитой. И никогда не прерывали связь со старой родиной, поддерживали её экономику. А на коренной народ смотрели уже как на варваров и вассалов».
     Автор однозначно на стороне «побратимов», таёжников, для которых Дух, Вера, историческая Память, Совесть – на первом плане. И это роднит их с любимыми персонажами В.Г. Распутина и А.И. Солженицына. Душа у них вмещает всю красоту, чистоту и величие этого мира. А главное, культурный код народа, способный спасти свою нацию. Поэтому неслучаен исход первой борьбы в «городе мёртвых» за историческую память, святыни, где сошлись две силы – Тьмы и Света.
Кампания «со свихнувшимися парнями и седобородым колдуном» испугала даже Полякова. Депутат решил не допускать огласки и распорядился вывезти поредевшую экспедицию. Однако последствия этого возымели быть. При содействии Полякова Василий из уголовного розыска, попал служить в дорожную инспекцию. Антон стал по-прежнему охранять старое здание детского приюта, а не депутата ГД.

     ОСОБЕННОСТИ РОМАНА

     Роман А. Пащенко местами «кинематографически» реален за счёт предметной детализации быта, пейзажей. Поэтому невольно ловишь себя на мысли: «Насколько он документален?». Стремление автора к максимальной точности говорит о его зрелости владения словом, мастерстве. Он пытается говорить голосом великой русской литературы «в категориях Добра и Зла, Жизни и Смерти, власти и общества». Завязывает их в единый сюжет двух эпох: прошлого и настоящего, времени и пространства, объединяя их идейно.
     «Украденная святыня» – это и характеристика самого автора: человека порядочного, с твёрдыми убеждениями, не желающего приспосабливаться. Как М.А.Булгаков, он сразу громко заявил о себе, не побоявшись стать «мистическим писателем». Они оба призывают нечистую силу бороться с современными язвами общества, пытаются ответить на глобальные вопросы человечества: в чём смысл жизни, о нравственной проблеме бытия, проблеме выбора между Добром и Злом. Только Пащенко более романтичен. Его любимые герои Антон и Даша – девственно чисты. В них отголосок патриархальности. «Свет – вот вечное животворящее начало, – размышлял он (Антон. – Л.Е.).
     И дружба у него – «Один за всех и все за одного!». Его «побратимы» – аналог мушкетёров, гардемаринов. С теми же высокими целями.
     «Антону казалось, что смысл жизни в героизме. Теперь пришли другие вопросы. Ради чего совершать подвиги? Чему верить, к чему стремиться?».
     «Ирина Фёдоровна несколько секунд пристально смотрела на него: «Ты очень славный мальчик, Антон. Иди, спасай землю от врагов. Ты обязательно победишь. Бог тебе в помощь!».
     «Олег никак не мог понять, почему человек добровольно отдаёт жизнь за идею или за товарищей. Брат его соседа-старика бросился грудью на фашистский пулемёт. Девушка Тила добровольно ушла к врагам, чтобы они вернули её народу религиозную святыню. А потом, когда они уходили от погони, Олег бросился на стрелу, лишь бы защитить товарища. Самопожертвование – это самый высокий духовный подвиг».
     У А.Пащенко и один в поле воин. «Снег падал не переставая. Луч прожектора с ближайшей вышки скользил по покидающим часовню людям, засыпанным лошадям, автомобилям, задерживался на желтеющем куполе с православным крестом, высвечивая надпись: «И один в поле воин». Поэтому он сам как боец пытается корректировать жизнь на столпах Веры, Любви, Дружбы. Этой идее автор остаётся верен до конца книги.
     Путь к справедливому мироустройству у Антона Горчакова изначально лежит через дипломатию. Затем – через военные действия.

     ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПИСАТЕЛЯ

     Художественный мир писателя, как у М.А. Булгакова, Э.Т.А. Гофмана, Н.В. Гоголя, строится на пластах реального и мистического. В них убедительно уживаются конкретно-бытовые, философские, фантастические планы. В то же время он отличается от них тем, что его творческая система образов порой скупа словесно, но раскрывается в полной мере через поступки.
     «А Жора-то (Сакелава. – Л.Е.) каков, а? Супермен! Это он бабу Таню на тропу вынес. У него мать сгорела в Грузии, террористы здание взорвали. Он ведь сам в Чечню напросился и воевал достойно, награды есть. Это потом на службе скурвился. Выходит, не до конца…».
     Язык повествования романа простой, но с оригинальными метафорами, сравнениями, эпитетами, аллегориями, олицетворениями, вкраплениями задушевных и тёплых воспеваний родного пейзажа, персонажей из народа.
     «В небе появилось столько звёзд, что казалось, там тоже зажгли огни и готовятся к ночлегу».
     «Фрол сам, значит, пошёл к своей смерти. Сначала Пётр, теперь вот Фрол, и оба раньше срока. Дед, как дерево, в лесу родился и ушёл в природу».
     «Дождь шумел стройно, ритмично. Гром, затихая, удовлетворённо бурчал в отдалении».
     «Они наткнулись на поваленную ночной грозой сосёнку, которая вольно раскинула ветвистые лапы поперёк тропы».
     «К каменистым склонам лепились низкие и широкие, словно зонтики, деревья. Между лесистыми холмами неровными пятачками зеленели долины».
Художественная манера Анатолия Пащенко построена на эффекте присутствия. Нередко ощущаешь его через отдельные реплики героев («яволь»), их характеристики («заблудший фюрер», «недобитый фриц»), оценки событий. «Спускалась яркая звёздная ночь. Лунный свет заливал неподвижные окрестности, бросая на голубоватый снег чёрные тени кустарников. Часовня высилась внушительно, несокрушимо. Устремлённая к небу крестом, она подобно телевизионной башне принимала сигналы сверху и транслировала их через иконы... При разделе земли китайцы стремились забрать участок с часовней. Никак не хотели уступать. «Ещё бы! – взглянул на запад Сева. – У них же вера другая. Им церковь как бельмо на глазу. Да ещё со святым Виктором. Пострашнее, чем сторожевая вышка с пулемётами…».
     Идейный смысл произведения лаконично уместился: в эпиграфе «Два чувства дивно близки нам,/ В них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам!/ Животворящая святыня!/ Земля была б без них мертва. (А.С. Пушкин»); в высказывании Антона: «У человека должно быть своё солнце, своя немеркнущая святыня, чтобы и во тьме не падать духом…».
     Надо отдать должное автору: его эпиграфы, удачно подобранные ко всем главам романа, отражают не только суть содержания, но и демонстрируют прекрасный поэтический вкус самого писателя: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, К. Д. Бальмонт, Ф.И. Тютчев, В.Я. Брюсов, А.А. Фет и другие.
     В романе А. Пащенко неоднократно подводит нас к полемическим рассуждениям на острые социальные темы.
     «Вовка озабоченно произнёс:
     – Если воинские части разогнали, кто воевать будет? Вдруг война начнётся, с китайцами, например. Их же больше миллиарда.
     – С ними войны не будет,– ответил Олег. – Они нас мирным путём освоят».
     «В судах имущественные споры решаются годами. И выигрывает обычно влиятельная сторона».
     «Степан с женой взяли в аренду землю, но на большие объёмы выйти не смогли. Не выдержали конкуренции. Прибыли не хватило даже на уплату процентов. Помучились и прикрыли хозяйство. Кто-то дело удачно свернул, а кто-то разорился так, что имущество описали.
     – Александр Иванович, сейчас возле вашего городка десятки, а может, сотни теплиц.
     – Да это же китайские теплицы! – воскликнул Вовка. – Ты вспомни, я хоть раз подавал тебе в баре салат из огурцов или помидоров? Нет! А почему? А потому, что не хочу травить своих лучших друзей.
     – В прошлом году в городке тяжело заболела девочка: пищевое отравление. Мы сдали образцы овощей и земли на анализы. В капусте содержание дельтаметрина – вещества, которое вызывает нарушение функций нервной системы, – превышает установленные нормы в 4,4 раза. В овощах обнаружено количество мышьяка, в четыре раза превышающее допустимую норму… Нужны ли такие продукты?».
     Эти высказывания, данные о передаче дальневосточных островов КНР, приватизации, аренде ими земель наводят на размышления: как лучше жить – по старым, советским нормам, либо утверждать новые взгляды на закономерности исторического процесса?
     Если учитывать задачи, которые выполнил А.Пащенко в «Украденной святыне», то его роман вполне можно назвать историческим «по определению», ибо в нём все атрибуты жанровой проблематики: личность и эпоха, герой и народ, государственные законы и нравственные принципы. Думающий читатель без труда найдёт и оценку, которую даёт автор происходящим событиям, своё философское и нравственное видение прошлого и настоящего. «Может быть, тогда проще было? Всё разложено по полочкам: это хорошо, а это плохо. Это у нас сплошные сомнения, у них же была вера».
     «– Зачем тебе тот мир? Здесь тоже дел хватает.
     – Каких дел? – Олег вскочил. – Баксы копить да пиво сосать?».
     Что ты оставишь после себя на этой земле? Как сохранить то, что досталось тебе в наследство? Это и идейное содержание романа, и вопросы к нам, современникам.
     Интересна композиция «Украденной святыни». Как у М. Булгакова, у А.Пащенко в рамках одного произведения параллельно уживаются не только два мира: реальный и мистический, но и два временных пласта – жизнь скифских племён в эпоху Атлантиды и наше время. И объединяет их борьба за украденные святыни. Эти две линии в романе порой перекликаются в «двойных образах». Современные монголы Мунхэ и Улаан – это как бы потомки скифов Скопаса и Тилы. Они не только похожи внешне, но и находятся в аналогичных ситуациях. И в этом глубинный смысл «Украденной святыни».

     ЭПИЛОГ

     Как и Михаил Булгаков, в конце романа Анатолий Пащенко подводит читателя к выводу, что извечная борьба Тьмы и Света непременно закончится победой Света, что сиюминутные меркантильные интересы никогда не станут выше нравственной красоты и высокого Духа.
     Для русского человека моральный закон, справедливость – превыше всего. «Горела не свеча – светились иконы. Святой воин Виктор стоял с обагрённым копьём в руках, слегка накренившись в киоте, словно не успел привести себя в порядок после изнурительной битвы. Под ногами Богородицы краснели пятна на обломках меча. Протягивая лик Христа, она молила: хватит воевать, живите с миром. «Воин и миротворица, война и мир», – мелькнуло в голове священника. Он не удивился возвращению святыни: иначе и быть не могло. Не перевелись на русской земле воины».
     Конец произведения украшен публицистическим пафосом. В финале автор даёт понять: хотя святая земля, её могилы, духовные и материальные ценности под охраной, – борьба ещё не закончена. Ради этого стоит жить. Ради этого можно и умереть.
     Мы верим А. А.Пащенко, ибо тот, у кого в душе свет, будет видеть солнце даже во тьме. И дорогу ему укажут Вера, Надежда, Любовь…

     Любовь ЕВТУШЕНКО, наш внешт. корреспондент.
     Красноярск.

     Р.S. Роман – прекрасная основа для экранизации, патриотического воспитания. Написать его мог только человек с ярко выраженной гражданской позицией.