Занимательная Суходрочка Мозга

Артем Ферье
Pre-S.: Разместил этот текст по-скромному в Дневнике, но потом подумал: а какого чёрта?
Страницы, на которые я здесь ссылаюсь, подарили мне массу прикольных моментов и с кайфом убили много минут моего (и не только моего) времени.
Я их не рекламирую – но был бы свиньёй, когда б скрывал от общественности, на что потратил вчерашний день и остался им доволен. То, чем я занимался, мне было интереснее, чем свою собственную писанину на сайте перечитывать, не говоря уж о чьей-то ещё. Да что уж там? Это даже занимательнее и аддиктивнее - чем давить пупырышки в противоударной полиэстеровой упаковке. Кто знает – тот поймёт! :-)

***

Давеча ребёнок зашёл ко мне в кабинет и озадачил неожиданным вопросом:
«Пап, а ты веришь в телепатию?»

«Я верю в победу разума над сарсапарильей», - ответил я, имея до того момента удовольствие почитывать блог Кирилла Еськова.

Слово «сарсапарилья» Лёшка проглотил безо всякого недоумения и любопытства: было видно, что его гложет загадка много более зловещая.

«Не, серьёзно? Можно как-то чужие мысли подсматривать?»

Гхм. На самом деле, жизненный опыт убедил меня в том, что «есть мно… да, да, привет Горацио!
Но ребёнку я изложил ныне существующую научную точку зрения, сводящуюся к тому, что есть много непроизвольных движений, которыми человек выдаёт свои мысли, их можно «расшифровывать» при должной сноровке и наблюдательности, и что как раз такие трюки выдают за «телепатию».

Лёшка не удовлетворился и поморщился:
«Это всё не то! А вот чтобы через компьютер, по Инету?»

Я вздохнул. Принялся объяснять:
- Понимаешь, ангел мой, если б это было возможно – наши враги всегда бы узнавали наши мысли. А мы – узнавали бы их мысли. Потому что все сидят за компами и шарятся по Инету. Даже президенты и генералы. При таком раскладе – тайно злоумышлять друг против друга сделалось бы вовсе не с руки, мы оказались бы обречены на вечный мир и согласие, и…

- А вдруг, - перебил Лёшка самым своим замогильненьким голоском, - враги всё-таки создали такую технологию, но мы пока не знаем? Come on, man! You just should go and see the whole damn thing yourself!

Он всегда переходит на английский, когда хочет придать своим словам больший вес, будь то объяснение в каких-то школьных проделках или же просьба оторваться от бумаг и проследовать в его комнату. Психологически – расчёт безупречный. Какой родитель не умилиться от успехов своего чада в иноземной мове, особенно, если сам натаскивал?
Подействовало и в этот раз.

- И что же это? – полюбопытствовал я, созерцая со вполне невинным котиком.

- А вот смотри!
И Лёшка продемонстрировал.
Раз. Другой. Третий.

Я покивал головой, поджав губы:
- Да, возможно, в этом что-то есть…

Я размышлял, что лучше: убить в ребёнке веру в чудеса – или же позволить ему сохранить подозрение, что чьи-то неведомые, незримые цифровые щупальца лапают его всё более смятенный рассудок, когда он пялится в монитор.

Лёшка, меж тем, объяснял:
- Понимаешь, я сначала нашёл другой фокус, с картами, вот {этот}[http://children.kulichki.net/vopros/focus1.htm].

Он продемонстрировал и ухмыльнулся со сдержанной победоносностью:
- Но там-то всё просто! Я почти сразу тему просёк!

Надо сказать, для своих семи лет он довольно неплохо играет в покер и очко. Колоду помнит – что твой раввин Тору. Год назад приволок как-то из садика чужой айпод. Трофей, блин. А тот пацан, у которого Лёха выиграл, – родителям сказал, что потерял. Пришлось провести разъяснительную беседу с обоими, на тему допустимых пределов порока, и помочь «найти». Это я к тому, что было бы удивительно, когда б Лёшка не раскусил этот простенький фокус с картами.

Но было б удивительно, если б он въехал в алгоритм фокуса с кошачьими фотками. Это было бы даже пугающе. Он всё-таки, тьфу-тьфу, не профессор Джон «Игры Разума» Нэш, чтобы в своём нежном возрасте выстраивать такие схемы.

Однако ж, поскольку с арифметикой Лёшка в целом дружит, - не составило особого труда подтолкнуть его к разгадке полунамёками и подмигиваниями.
Когда разобрался – хлопнул себя по лбу:
- Блин! Just that simple! Oh boy, I can’t believe they’ve bought me like this. Screw you, smartass kitties!
-
Рассмеялся. На самом деле, он очень любит кошек, он самолично пару лет назад подобрал в лесу совсем мелкого, слепого котёнка (кто-то выбросил с трассы), вЫходил (в основном – сам, мы только консультировали), и теперь это персональная Лёшкина Кошка, но притом – полноправный член семьи, которую признал даже Нерри, наш несравненный Гарм.

Мне же наёбка на том сайте показалась достаточно забавной, чтобы отмылить ссылку Гражданке Маме. Предположительно, она находилась в офисе, и я был рад развеять её скуку. Но если она находилась в объятиях какого-нибудь знойного мулата, то я тем более был рад обломить их распутное веселье (поскольку я ревнив, как тысяча и один мавр, и моя ревность чернее кастильской ночи).

Женька прибилась не на шутку. Через полчаса позвонила:
- Слушай, это чего, какие-то ваши наработки, с этими телепатическими кошечками? Это серьёзно, что ли?

- Конечно, серьёзно, - говорю. – И уж будь покойна: за то время, что ты зависала с этими кошаками, твой гендерно декомпенсированный междуушной нервный узел был просканирован вдоль и поперёк. Поэтому, даже можешь не рассказывать, с кем ты на самом деле встречалась  в Стокгольме под предлогом «арбитража». Хотя с другой стороны, чистосердечное покаяние – зачтётся.

- Да иди ты! Тём, я правда в ахуе. Я нифига не понимаю – как это? Он же ведь реально угадывает, без промаха.

Комментирую свои действия, которых Женька не видит:
- Вот сейчас я прикладываю тыльную сторону кисти к трубе. А ты - приложи свою ко лбу. Сделала?

Всшипываю уголком рта. Фыркаю:
- Ну, блин, мать, я ваще чуть руку не обжёг! У тебя ж реально проц в троттлинг  ушёл! Разве можно так перегревать свою междуушную ганглию? Там дендритов-то, вестимо, на два-три Стокгольма осталось, не больше. Совсем ты себя не жалеешь, маман!

- ЖЕЛЕЗНОВ! – Женька клекочет, ярость клокочет. – Ты что думаешь, пургена в борщ не подсыплю?

За всё блаженное время нашего семейного счастья я много раз задавал себе вопрос: «А за что я, собственно, её полюбил, если не считать уникального пса-мутанта, чёрного, как смоль, баскервильского демона с глазами синими, как лёд?»

Но в такие минуты – я точно знаю, за что. Вот казалось бы: топовый адвокат-международник, солидная матрона, но стоит её расшевелить – сквозь эту гламурно-буржуазную оболочку продираются когти той прекраснейшей из фурий, той живой и задорной девчонки, столь неиспорченной и столь самодостаточной, что, возможно, это единственный человек в мире, перед которым я робею. Перед которым хочу робеть и счастлив робеть…

Смахиваю слезу. Смешливую, надо полагать.

- Тёмкин! – Женька уже не почти не сердится. – Ну так в чём там подвох с этими кошками?

Вздыхаю назидательно:
- Вот Лёшка, между прочим, сам решил эту задачку. Я совсем чуть-чуть подсказал.

Фыркает:
- Ах так? Ну тогда – и я решу! Пусть меня в больницу свезут, с горячкой междуушной ганглии, но… Всё! Пошла думать, короче!

Я был уверен в Женьке. Она умная, как индийская слониха, и упрямая, как африканский белый носорог (метафора, естественно, касается лишь рассудочных и волевых качеств личности, а не физических статей; в действительности, как ни милы бывают порой индийские слонихи, но Женька гораздо симпатичнее и много стройней).

Мы же с Лёшкой, раз уж зарулили на ниву интеллектуальных экзерсисов, набрели на один интерактивный {тест}[http://go4u.ru/cifrobukvi/test-146-cifrobukvy.html] с «буквоцифрами» (буржуи называют это “ditloid”, и как ни странно, это слово, в общем-то, русского происхождения, но не буду вдаваться в подробности, их можно запросто прогуглить).

Лёшка, запальчивая душа, решил устроить соревнование, на разных компах.
Я предупредил, что у меня есть опыт, что мы такими штуками уже мозг себе нипадецки выносили в рамках улучшения профессиональной подготовки (я хоть никогда и не работал в Аналитике, проскочил «из быков в начальники», как злопыхательствуют завистники, но к дипломатической агентуре тоже во все времена предъявлялись некоторые требования минимальной интеллектуальной достаточности).
(Да, здесь должно было быть много смайликов, но это наши, братские, корпоративные дела, и слишком долго было бы объяснять сторонним читателям, да и нефиг им грузиться :-) ).

На самом деле, когда разгадываешь подобные заморочки, главное – попытаться влезть в шкуру их составителя. Прикинуть, что бы ты на его месте впиндюрил, и в какой последовательности будут тебя озарять идеи (иногда же – приходится даже домысливать, какие орфографические ошибки или опечатки допустит составитель; в данном тесте их нет, но в других – доводилось встречать вещи вроде «Что имеем – не ценим, потерявши – плачИм»; и вот это «и» - надо вычислить).

Ну и когда ты сподобился влезть в шкуру составителя, прилип к его креативе – не составляет особого труда угадать, например, что «5тиЭ Х» означает «Пятиэтажная Хрущёвка».
Но всё же требуется некоторый опыт сопоставления РАЗНЫХ тестов, чтобы понять, например, что «16 П в Ш И» - это «16 Пешек в Шахматной Игре», поскольку сам по себе оборот «Шахматная Игра» - несколько ненатуральный. И лишь когда встречаешь в других чартах «4 Л в Ш И» и «4 К в Ш И» - целостная картинка выкладывается.

У Алексея Артёмыча, понятное дело, такого опыта не было. И тем более не мог он даже теоретически решать ребусы вроде «3 T на П» или «4 Т и С», поскольку у него в принципе нет таких ассоциаций, как «Три Тополя на Плющихе» или «4 Танкиста и Собака». Не то, что я как-то ограждаю его от фильмов советской поры (многое – настоятельно рекомендую, и «15-летнего Капитана», и «Максимку», и «Последний Дюйм» - он смотрел с восторгом, и пересматривал). Но ему всё-таки семь лет, и при всей живости ума – культурный багаж заведомо не может быть адекватен таковому у взрослого человека, составлявшего тест.

Тем не менее, что меня порадовало, фишки вроде «29 – Д в Ф в В Г» или «100 Г – Т К В» - Алексей Артёмыч расщёлкивал только в путь. Реально, сообразительный мальчонка (безо всякой подслеповатой и напыщенной родительской гордыни).
Ну и мне импонирует его энтузиазм, с которым он сам, своей волей, никем не понуждаемый, угробил целый день на то, чтобы мозги подрочить. Мог ведь тупо в Хало погонять, что тоже неплохо для рефлексов, – а ведь поди ж ты!

P-s.: Вечером заявилась Гражданка Мама, изнурённая, но довольная…  «руки в масле, жопа в мыле, мы работаем на ЗиЛе»… Ой, Жень, извини, вспомнилось просто! :-)
Но что главное – она могла по праву гордиться своей победой разума (междуушного декомпенсированного ганглия) над сарсапарильей.

На самом деле, конечно, она вскрыла этот фокус с магическим кошаком – минут за десять после нашего разговора. Что вовсе неплохо для девочки. Дальше – распространяла линку среди своих подружек и дружков, и садистски тащилась от их мистического офигения, как и подобает духовно развитой личности :-)

Не, я положительно – горжусь своей семьёй!
А кто её всё-таки создал, кто встретил с собой Женьку?
Гхм. Могу не повторять лишний раз, что горжусь собой, любимым :-)

А когда я хоть какую-то пользу приношу Цивилизации, например, популяризирую интеллектуальные развлечения, то я… горжусь собой где-то так на 7,62% больше.

***

P-s-2: Странно, но ссылка на цифробуквенные тесты на go4u.ru перестала работать. Выдаёт 403 Forbidden. Может, временная у них какая-то накладка.
Но тогда - здесь есть:
http://www.testgator.ru/cifrobukvi/bynew/all/page-1
(Хотя имеются опечатки в некоторых тестах).

Ну или здесь:
http://fourty.on.ufanet.ru/test06.htm
Тоже, впрочем, есть опечатка: у пианино, извольте видеть, 88 клавишЬ. В остальном - всё правильно, проходится тест.

И это дополнительный челлендж, прикинуть, как именно могли ошибиться/опечататься при наборе проверочного текста, но всё-таки лезет в голову мысль: вот сколько я работаю в России (а я здесь родился, вырос и живу) - ни разу не встречал ни одного документа, будь то договор коммерческого оборота, правительственная регуляция или, скажем, обвинительное заключение, который был бы написан безупречно грамотно и чисто, без опечаток. Да и ладно бы опечатки - но ведь элементарно неграмотны люди, составляющие весьма серьёзные бумаги.

И пусть мне пеняют сколько угодно на "авторитарные" методы руководства (хотя это грязные инсинуации, будто бы секретарш и клерков реально розгами секут за косяки) - но в моём департаменте это немыслимо, невообразимо, чтобы ко мне на стол лёг документ, составленный до такой степени небрежно. Мы не любим бумагомарание, ненавидим даже, но если уж приходится составлять какие-то документы - есть понимание того, что слово на письме должно быть чётким и недвусмысленным. Иначе - какой вообще смысл его записывать, слово то?

Впрочем, это оффтоп. Просто, устаёшь от этого, от раздолбайства государственных и даже частных контор, с которыми постоянно приходится иметь дело. Пафоса - выше крыши, но на деле - клиническая недееспособность структур даже в том, чтобы построить своих самых младших сотрудников и заставить их работать.