Как из меня вора делали

Александр Воронин-Филолог
          В  начале  ХIХ  века  Карамзин Н.М.  прибыл  во Францию.    Русские        эмигранты     спросили его:
“- Что, в  двух  словах,  происходит  на  Родине?”
Карамзину и двух слов не понадобилось. Он ответил   одним:  “- Воруют!”
                Исторический   фольклор


         В 1978  году в СССР был самый пик  застоя. Мне тогда было двадцать пять лет, я женился первый раз, твердо решив покончить с холостяцкой загульной  жизнью и быстренько, пока голова светлая и есть в теле силушка не мерянная, сделать что-нибудь большое и светлое для Родины, чтобы мое имя вписали в энциклопедии, а на малой родине поставили бронзовый бюст, как А.Н.Туполеву в Кимрах. А то треть жизни уже за плечами, там же валяются горы пустых бутылок и рыдают толпы обманутых девушек, а в активе только планы, один заманчивее другого. Как раз в это время и сама Фортуна медленно, со страшным скрипом, но потихоньку стала поворачиваться ко мне передом: я женился, сразу снял двухкомнатную квартиру на втором этаже с балконом, устроился освобождённым комсомольским секретарём в строительную организацию. На работе я был сам себе хозяин, под окном стояла персональная машина “Москвич” с шофёром из моих же комсомольцев – гони,  куда хочешь с ветерком. Очень мне такая жизнь нравилась! Я начинал понемногу чувствовать себя лицом, особо приближённым к императору. Заодно внимательно присматривался к партийным и профсоюзным бонзам, примечал, как и что они едят, как пьют, как гуляют и, вообще, что они творят в этой жизни. Все друзья и родня хлопали меня по плечу и предсказывали мне впереди широкую  и  ровную дорогу. Всё вроде  бы  к  этому  и  шло.
           Дело ещё в том, что меня по молодости, да по глупости тогда легко одурманила официальная пропаганда.  Я серьёзно верил в светлое коммунистическое будущее и хотел туда въехать на белом коне, если не в первых рядах, то уж никак и не последним. А ещё очень мне нравился модный в то время у лекторов и пропагандистов тезис о том, что все, кто с нами, те сядут в скорый поезд и помчатся прямой дорогой в коммунизм, а кто против или ещё не определился, тех мы оставим на перроне, чистить себя от родимых пятен капитализма и ждать следующего поезда. Если он будет.
         Это было самое счастливое время в моей жизни. На работу и с работы я летал как на крыльях, сутками мог заседать в комитетах, сидеть в президиумах, с радостью ездил на все пленумы, встречи и учёбы, любил организовывать субботники, вечера отдыха,  дискотеки, сдавал металлолом тоннами. Всё у меня шло на взлёт: и в работе, и в семье, и от друзей отбоя не было. Не жизнь, а вечный  кайф. И тут меня угораздило приехать с женой в отпуск  к  её родне в Ростовскую область. А там как раз  день  и  ночь  все  подряд  тащили  всё,  что  только могли.
         Вот легли мы в первый вечер спать, сразу стук в окно: “ - Хозяйка, зерно надо?” Тёща выбежала, пошушукалась, бутылками побрякала и меня будит: “ - Пошли, зятёк дорогой, поможешь брезент во дворе расстелить!” Открываем ворота, машина задом заезжает - шух! И пшеница на брезенте – будет,  что зимой курочкам и уткам поклевать. Утром  затариваем  зерно  в  мешки и я опускаю их в погреб. Скриплю зубами, но пока молчу. Всё-таки я в гостях, да и ворует-то вроде как родня, жалко её немного и я уже вышел из возраста Павлика Морозова. Но тёщин билет в общий вагон нашего поезда в коммунизм я мысленно разорвал на мелкие кусочки в первый же день. Нам с ней не по пути, пусть посидит на лавочке на перроне. В светлом будущем всего полно и всё бесплатно, у неё  там  сразу пропадёт  смысл   в   жизни.
          Вторую ночь спим, опять стук в окно: “ - Хозяйка, кукурузу надо?” Тёща выходит: шу-шу-шу! Опять брякает бутылками с самогонкой, угощает ребят, как и в первый раз. Открываем ворота, машина заезжает - плюх! Гора початков на брезенте. Утром раскладываю их на солнышке сушиться и решаю, что пора деньги искать на обратную дорогу. Такая жизнь не по мне, тикать отсюда надо, пока в это болото меня не затянуло с головой.
           Не успел. Вечером приходит сосед, молодой парень, на голову выше меня ростом и в плечах в два раза шире: “ - Яблоки нужны? Зимний сорт – “семеренко”. До февраля спокойно долежат, а там в город отвезем и продадим по бешеным ценам”. Тёща с женой аж подпрыгнули от радости: “ - Где они, неси скорее!” “ - Знаю одно местечко в питомнике. Давайте зятя в помощь, по три мешка за ходку привезем”.  И все на меня так ласково смотрят, мол, выручай, дружок, на тебя одного надежда. А я, как Мальчиш-Кибальчиш перед расстрелом, посмотрел на небо, на жаркое солнышко и спокойненько им так говорю: “ - Нет, ребята, эти  делишки  вы уж как-нибудь без меня обделывайте. Я недавно в партию вступил, ещё тушь на партбилете не просохла, а вы мне на шею петлю накидываете... Ничего у вас не выйдет”. И стою, улыбаюсь, хотя внутри у меня всё кипит  от  ненависти  к  этим расхитителям  народного  добра.
           Что тут сразу началось! Как меня только не обзывали: и трусом, и нахлебником, и бездельником... Припомнили все мои недостатки, все мои промахи за последние годы, приписали то, чего вообще никогда не было. Я скрипел зубами, улыбался из последних сил (а я всегда улыбаюсь, когда волнуюсь) и думал про себя: надо же, совсем больные люди, как на них обижаться? Но когда они партию стали поливать грязью, утверждая, что все коммунисты воры, я не выдержал и ушёл в сад. Был бы у меня тогда пистолет под рукой, всех троих положил бы в ряд на кукурузу. И  рука не дрогнула бы.  Вот такой я был тогда идейный. А так пришлось залезть на абрикос и просидеть там до вечера, плюясь в их сторону косточками. Не слез даже обедать, хотя несколько раз звали и обещали налить  самогонки  для   храбрости.
          Когда все немного успокоились, вышел вечером из сада, смотрю - на лавочке уже и мешки приготовлены, лежат аккуратной стопочкой. Плюнул я со злости и пошел есть мой любимый  вермишелевый суп с курицей. Не судьба, думаю, стать мне большим начальником. Поймают сегодня с яблоками, сообщат домой, вышибут из партии, пнут с комсомольской работы - и начинай всё сначала. Если вообще срок не влепят на полную катушку, как запятнавшему светлое имя коммуниста.
          Едва стемнело, подкатил сосед на мотоцикле с самодельной коляской, куда влезает, по его словам, десять мешков. Осторожно поехали, не включая фар. Темень - хоть глаз коли. Но он местный, раньше тут бывал и всё разведал. Спрятали мотоцикл в высокой кукурузе и через молодые яблоневые посадки идем по вспаханной земле в старый питомник. Ноги все время куда-то проваливаются, ветки хлещут по лицу, со всех сторон какие-то шорохи подозрительные,  цикады трещат, не  переставая, глаза пот заливает, то ли от страха, то ли с непривычки. Пьяные охранники, стоя в кузове грузовых машин, гоняют вокруг садов, орут, бибикают, палят из ружей - страху на воров нагоняют. Я даже приседать иногда стал, если рядом стреляли, чтобы шальной пулей не задело, а сосед хохочет, мол, у них патроны все холостые или с солью.
          Яблок действительно было очень много в тот год. С одной яблони, не влезая на неё, мы ощупью, в темноте набирали каждый по два мешка отборных крупных яблок. Ветки гнулись до земли под тяжестью плодов, а вокруг ствола в два слоя валялись паданцы. У меня сердце заныло от жалости, когда мы выносили мешки к мотоциклу и шли прямо по яблокам, давили их ногами в темноте. Сосед от жадности набил яблоками пять мешков вместо трех и пришлось ему две ходки делать, чтобы нам  не  перевернуться  в  темноте  где-нибудь  в  балку.
         Всю  оставшуюся ночь меня мучили кошмары. Будто вызывают срочно на бюро в горком партии. Захожу, а у них на столе уже мои мешки с яблоками лежат и все члены бюро яблочки жуют. Спасибо, говорят, тебе за яблоки, вкусные очень, но партбилет, будь добр, положи на стол. Он тебе больше ни к чему. А дальше, ещё страшнее,  пытать  начали: то мне клеймо на лоб ставили, то ноздри рвали, то какие-то душманы по шариатским законам руку по локоть отрубали. И такая вот чернуха  до  утра. Чуть  жену  во  сне  не   искусал.
          Воровать приходилось каждую   ночь. Все пути назад были отрезаны и я не знал, как буду смотреть в глаза своим товарищам по работе, если вернусь домой. Спросят они меня на собрании: ну-ка, расскажи нам, молодой коммунист, как ты провёл свое первое лето с партбилетом в кармане. А я врать не умею, сразу краснею до ушей. И правду сказать нельзя - стыдно, что до такой жизни докатился. Хотя уже тогда у меня стала иногда мелькать подленькая мыслишка в голове - лишь бы не поймали, зато буду всю зиму бесплатно яблоки есть, в отличие от других простых коммунистов. Поэтому свои документы я спрятал у тещи в саду, на тот случай, если вдруг всё же придут с обыском, то неизвестно будет, кто я такой и откуда приехал - так, просто шёл мимо и никого тут не знаю. Короче, жил эти две недели как подпольщик - ходил то по тонкому льду, то по краю пропасти, то вообще по лезвию бритвы. Однако, с другой стороны, все эти незапланированные приключения   вносили немного остроты и экзотики в скучную и  однообразную   жизнь с женой у тёщи.
           Через несколько дней я немного втянулся в это дело и не так остро стал переживать за своё будущее. Раз все воруют понемножку, думал я, то это уже не воровство, а делёжка. Не зря же наш мудрый народ в своё оправдание успел придумать кучу всяких пословиц и поговорок типа: “Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё!”
          Случались с нами и курьёзные  случаи во время этих набегов на сады. В одну из ночей спокойненько рвём яблочки, никого не трогаем, никому не мешаем, вдруг слышим, грузовая машина прямо на нас едет по саду. Ну, всё, думаем, засекли нас по мотоциклу спрятанному и сейчас в плен брать будут. Легли на землю и стали потихоньку  отползать в сторону.  А это оказались такие же воры,  только более наглые. Они загоняли машину под яблоню, трясли яблоки прямо в кузов и ехали к следующей. Быстро и хорошо, никаких мешков не надо. Фары они хоть и не включали, но шума и грохота от такого современного сбора было многовато, сторожа могут услышать и незаметно подкрасться. Поэтому мы от них ушли подальше. Вдруг они тоже с ружьями - начнётся перестрелка со сторожами, могут нечаянно ранить. Или пульнут сдуру на шум в темноту по своим, то есть в нас. Бережёного   Бог   бережёт.
          Лишь одно меня в этой истории немного радовало: жена с тёщей резко изменили ко мне своё отношение. Не знали, куда усадить за столом, лучшие куски на тарелку подкладывали, в самогонке не ограничивали, понимали, работа опасная и для здоровья вредная. Даже смотреть на меня стали с какой-то гордостью - добытчик  ты наш, кормилец ненаглядный, каждую ночь что-нибудь да приносишь в дом. Одним словом, не зять, а золото, не то, что другим попадаются иногда – лентяи   да   пьяницы.
           Два брата жены, узнав о моих успехах в заготовке яблок на зиму, тоже решили приложить к этому руку. Старший  жил  в двухэтажном многоквартирном  доме и не имел своего персонального сада, поэтому пробивная тёща договорилась со сторожами из другого питомника, поближе к посёлку, что нам дадут четыре мешка хороших яблок. Самогонка в счёт оплаты была выдана сторожам авансом и поэтому, когда мы с шурином в конце рабочего дня подъехали на велосипедах к шалашу, где жили приезжие сторожа из Воронежа, то на ногах кое-как стоял только один из них,  и тот сначала нас чуть не пристрелил, приняв неизвестно за кого, а потом пытался травить здоровенными овчарками. Лишь когда до его затуманенного тёщиной самогонкой мозга дошло, что мы пришли по утреннему договору, он сразу полез обниматься и стал хвалить тёщу за её золотые руки и светлую голову. Заодно, он нас обоих общупал с головы до ног и всё обижался, почему мы не прихватили с собой ещё по бутылочке. Пока он так причитал, мы приступили к тому, зачем приехали. Процесс сбора здесь был намного упрощён - у шалаша стояли  длинные  штабеля ящиков с отборными яблоками, приготовленные к утренней отправке на базар или на станцию для погрузки в вагоны. Мы брали ящики с понравившимися яблоками и ссыпали их в мешки. Под разговор о достоинствах тёщи и обещания привезти ещё самогонки, мы вместо четырех насыпали шесть мешков, взвалили их на велосипеды и, кряхтя от натуги, но очень довольные собой, потащились в сторону поселка.
          Средний брат Костя жил с семьёй в то время в рабочем поселке посреди фруктовых питомников и наших проблем у него не было. Мы приехали к нему в выходной, выпили со встречи и стали хвастаться, как и сколько добыли яблок. Он нас, конечно, не понял, принял за каких-то недоумков и, повертев пальцем у виска, сказал, что ходит в сады в любое время дня и ночи и берёт столько яблок, абрикосов и слив, сколько ему надо, ни у кого ничего не спрашивая. (Потому что сам работал там,  то сторожем, то шофером.) Тут уже мы ему не поверили. И зря, потому что он завёлся не на шутку, вскочил, дал нам по большому мешку и потащил за яблоками. Время было обеденное, на улице самая жарища, да мы ещё хорошо выпили,   нас тут же развезло и было совсем не до яблок. Но из жадности мы всё же  начали наполнять  мешки   отборными   яблоками.  Костя, как  радушный  хозяин, шёл  впереди нас, рвал яблоки, откусывал  от  каждого  и советовал – брать или  не  брать  с  этой яблони. Неожиданно  сбоку  выскочил  сторож  верхом на лошади  с  ружьём  наперевес  и поскакал  к нам. Сгоряча  он  принял нас за воров, но,  увидев  Костю,  сразу  успокоился  и  сел  с ним  покурить. Пьяный  Костя  и дальше  продолжал  чудить. Желая  показать  нам, кто  тут  в  питомнике  настоящий хозяин,  он  взвалил наши мешки  сторожу  на лошадь  и  тот  без возражений  быстро  отвёз  их к  дому,  пока  мы  с  песнями  плелись  налегке.
          Всё  объяснялось  очень  просто – сторожа  как  огня  боялись  пьяного Костю  и не  хотели  иметь  с  ним  никаких  дел,  потому  что  он   был,  как  сейчас  говорят, “отмороженный”  на  всю  голову. То  есть,  неуправляемый  совершенно,  как  киборг-убийца: глаза  оловянные  выкатит, рубаху  на  груди  разорвёт – и  пошёл всех  мочить  без  разбора  всем,  что  под  руку  попадётся. Даже  старший  брат, на  котором  тоже  пробы  ставить  было негде,  и  тот  его  в  эти  минуты  побаивался.   Правда,  при мне  Костя  старался  сдерживаться  и  своих  особо  не  обижал. Так  что  обо всех  его  похождениях    я  знал  только  со  слов  очевидцев. 
          И  вот  такое  воровство  шло  в  Ростовской  области  каждое  лето в  те  годы.  Потом  и  к нам  в Нечерноземье  потихоньку  перешло. До  того  всё разворовали  и  развалили,  что  в  2007 году вокруг моей  родной деревни Горка  не пахали  ни одно  поле. Некому,  нечем  и  незачем. Кое-где  только  скосили  многолетний  клевер,  который  уже  давно  растёт  сам  по  себе.  А  поля  в  сторону  Сонково  заросли  берёзами  выше  меня  ростом. Лес  наступает  на  вымирающую   деревню. Из ста  пятидесяти  домов осталось  меньше  половины и всего  одна  корова  на всю деревню. Из  коренных  мужиков-крестьян   живут двое – Витя Никешин  и Сашка  Кондратьев. Остальные  приезжие  и  дачники  летние. Зимовать  остаются  девять  старушек  и  пять  мужичков. Да ещё одна  школьница – Вика Никешина – которая живёт  у  деда  с  бабушкой  так  же,  как  и   Пахом  когда-то.
            С тех  далёких  дней  прошло  почти тридцать  лет. Воровать  я  так  и  не  научился.  Особенно  по-крупному, как  теперь  модно. Да и само  воровство сейчас  называют  другими  словами: приватизация, банкротство, рейдерство, задержка  зарплаты, откат и  т.п.  Для  воров  тоже  придумали  другие  слова: олигарх, новый  русский.  Поэтому  и  создаётся  впечатление,  что  в  стране  никто  не  ворует. Хотя  одним  есть  нечего,  а  другие  покупают  за  границей  дома,  старинные  замки,  виллы  на  берегу  моря,  яхты, самолёты.  Идёт  подмена  понятий: убийцу  называют  киллером,  проститутку – путаной, жулика, поющего  под  фанеру – певцом,  афериста – бизнесменом,  бессовестного – крутым, честного и стеснительного - лохом.
          Так что,  рано  списывать  как  устаревшее,  знаменитое  высказывание  нашего  историка  Н.М.Карамзина,  приехавшего в  Париж,  где его  спросили  соскучившиеся  по  родине  земляки, мол,  как  там  жизнь  в России,  в  двух  словах?   Воруют! – вздохнул  наблюдательный  и  умный  писатель.

И напоследок, анекдоты. 1. Сторож поймал пацана, залезшего в сад за яблоками,  и тащит его на расправу: “- Я тебя научу, такой-сякой,  как яблоки  воровать!”  Тот  обрадовался: “- Ну, наконец-то,  а то меня уже третий  раз  ловят!”