Дубровский

Елена Бекиш
Переложение на драматургию для школьной литературной композиции.

Действующие лица:
1. Владимир Андреевич Дубровский
2. Марья Кирилловна
3. Андрей Гаврилович Дубровский
4. Кирилл Петрович Троекуров
5. Саша (сын Кирилла Петровича)
6. Митя (дворовый мальчик Дубровских)
7. Степан (садовник Троекурова)
8. Писарь Троекурова
9. Гости Троекурова (массовка).
10. Мария Платоновна (рассказчица).
11. Дарья Филипповна (гостья Марьи Платоновны)
12. Настасья Павловна (гостья Марьи Платоновны)



1.
Мария Платоновна встречает гостей.
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: (Гостьям). Проходите, проходите! Милости прошу садиться.
ДАРЬЯ ФИЛИППОВНА: У вас, я смотрю, ничего не изменилось.
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: В дому-то? Оно, конечно, какие нам перемены. А вот, пока вы, Дарья Филипповна, с Настасьей Павловной на водах здоровье поправляли, у нас тут чего только не случилось.
НАСТАСЬЯ ПАВЛОВНА: Какие же новости?
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Самые преинтересные!
ДАРЬЯ ФИЛИППОВНА: Ну, не томите, Марья Платоновна, рассказывайте.
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: А случай напрямую касается известного во всей округе Кирилы Петровича Троекурова. Вам, конечно, не в удивление, какая крепкая у него была дружба с Андреем Гавриловичем Дубровским, его ближайшим соседом.
ДАРЬЯ ФИЛИППОВНА: А как же, Кирилла Петрович чуть ли не дочку свою за его сына выдавать замуж собирался.
НАСТАСЬЯ ПАВЛОВНА: Что же стряслось между ними?
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Раз в начале осени Кирилла Петрович собирался в отъезжее поле на охоту. Перед этим он и его гости пошли на псарный двор. Я-то уж, верно, в двадцатый раз удосужилась его осматривать.
ГОСТЬИ: Как же, как же, и мы бывали.
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Там всё и случилось. Вот как сейчас перед глазами   у меня тот случай стоит!
 НАСТАСЬЯ ПАВЛОВНА: Рассказывайте же!

 2.

Марья Платоновна, Настасья Павловна, Дарья Филипповна. Входят Кирилл Петрович, Марья Кирилловна, Саша (её брат), Андрей Гаврилович Дубровский  и гости.  Позже вбегает Тимошка.
 
КИРИЛЛ ПЕТРОВИЧ: Лазарет для больных собак вы уж имели удовольствие видеть, а теперь вот, пожалуйте, отделение, где благородные суки щенятся. Тут же и  щенят своих кормят.
ГОСТИ: (Перебивая друг друга). Ай-да псарня! С умом всё устроено! Знатный вы хозяин, Кирила Петрович! Знатный! На удивленье всё сработано!
КИРИЛЛ ПЕТРОВИЧ: (ласково, обращаясь к собаке). Ласка, Ласка! Ай, хорошая! (Сурово). Тимошка! Почему у борзой шерсть скатана?
ТИМОШКА: Не доглядел, Кирила Петрович, виноват.
КИРИЛЛ ПЕТРОВИЧ: «Не доглядел»! Я вот ужо с тебя семь шкур спущу. Чтобы нынче была вычесана, как следует.
ПАРАМОШКА: Слушаюсь, барин.
КИРИЛЛ ПЕТРОВИЧ: (Дубровскому). Что же ты хмуришься, брат, или псарня моя тебе не нравится?
ДУБРОВСКИЙ: Нет, псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам.
ТИМОШКА: Мы на своё житьё, благодаря Бога и барина, не жалуемся. А, что, правда, то, правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее.
(Кирилл Петрович, а за ним и все гости засмеялись, Дубровский побледнел, но промолчал. Тимошка  к  барину подносит корзину со щенятами).
КИРИЛЛ ПЕТРОВИЧ: А ну, дай рассмотреть хорошенько! (Поднимает над головой щенка, рассматривая его. Снова опускает в корзину. Дубровский в это время незаметно уходит).
КИРИЛЛ ПЕТРОВИЧ: (Тимошке). Оставишь этих двух. Остальных утопить.
(Гости и Кирилл Петрович идут дальше, уходят. Саша украдкой бежит следом за Тимошкой).
 
3.
Марья Платоновна, Настасья Павловна, Дарья Филипповна.
НАСТАСЬЯ ПАВЛОВНА: Так в чём же ссора?
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Кирилла Петрович хватился Дубровского только за ужином. Он тотчас же велел послать за ним и воротить немедленно. А Дубровский не послушал и отказался. Так Кирилла Петрович в другой раз отправил за ним слугу. Утром первый же вопрос был: «Здесь ли Андрей Гаврилович?»
ДАРЬЯ ФИЛИППОВНА: И что, вернулся Дубровский?
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Вместо ответа ему подали письмо.

4.
Марья Платоновна, Настасья Павловна, Дарья Филипповна.
На сцене Кирилл Петрович и писарь, который приносит письмо.
КИРИЛЛ ПЕТРОВИЧ: (писарю). Это ещё что?
ПИСАРЬ:  Андрей Гаврилович ответ прислали.
КИРИЛЛ ПЕТРОВИЧ: Читай вслух.
ПИСАРЬ: (Читает). «Государь мой премилостивый, Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю – потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам. Андрей Дубровский».
КИРИЛЛ ПЕТРОВИЧ: Как?! Высылать к нему моих людей с повинной? Он волен их миловать, наказывать – да что он в самом деле задумал? Да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова! Кирилл Петрович и Писарь уходят

 
5.
Марья Платоновна, Настасья Павловна, Дарья Филипповна.
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Вот так ругался! Вот так кричал! А ведь ещё как и наплакался Андрей Гаврилович. Отсудил у него Троекуров единственное имение.
ДАРЬЯ ФИЛИППОВНА: Так это верно, что Кистенёвка теперь принадлежит Кириллу Петровичу?
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: И Кистенёвка, и семьдесят душ – всё отсудил подчистую!
НАСТАСЬЯ ПАВЛОВНА: Каким же образом?
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Поговаривают всякое, будто бы купчая на  имение у Андрея Гавриловича  ранее сгорела, а  там уж судейский служащий Шабашкин постарался.
ДАРЬЯ ФИЛИППОВНА: Какой ужас!
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Андрей Гаврилович такого удара не вынес, слёг в болезни и к нему приехал сын Владимир. А как приехали приказные имение описывать, так Андрей Гаврилович и помер.
НАСТАСЬЯ ПАВЛОВНА: А до меня слухи доходили о каком-то пожаре и разбойниках.
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Так и было, барский дом погорел, я думаю, что люди Дубровского его сами и подпалили, потому как и молодой барин, и многие из его людей исчезли. А после этого начались разбои по местам.
ДАРЬЯ ФИЛИПОВНА: Так это Дубровский занялся разбоем?
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: А куда ж ему ещё и было? Он ведь без средств остался по милости Троекурова. Но вот что интересно – поместья Кирилла Петровича были пощажены, ни единого сарая не сожгли, ни один воз в дороге не остановили.
НАСТАСЬЯ ПАВЛОВНА: А мне думается, здесь кроется любовная история!
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: И без этого не обошлось.

6.
Марья Платоновна, Настасья Павловна, Дарья Филипповна.
Видеоряд Дубровский-Дефорж и Мария Кирилловна

МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Дубровский проник в дом Троекурова под видом учителя французского. А вскоре стал ещё преподавать Марии Кирилловне уроки музыки. 
НАСТАСЬЯ ПАВЛОВНА: И она в него влюбилась?
ДАРЬЯ ФИЛИПОВНА: Что ж тут удивительного, говорят, он хорош собой.
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Роман у них так и не случился, (Дубровский и Марья Кирилловна уходят в разные кулисы)…потому, как Дубровский в доме Кирилла Петровича повстречал одного из  виновников своего бедствия Спицына Антона Пафнутьича. Владимир Андреевич не удержался и овладел его сумкой, тем самым выдав себя. Наутро Антон Пафнутьич так проворно уехал, что Кирилл Петрович подумали, что он объелся.
ГОСТЬИ: (Смеются. Дарья Филипповна дольше других, пока её не останавливают деликатным покашливанием).
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Тайна Дубровского открылась, он скрылся, во всём признавшись, Марии Кирилловне. А вскоре отец просватал её за  приехавшего из-за границы князя Верейского.
ДАРЬЯ ФИЛИППОВНА: И она согласилась?
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА:  Нет, и даже пошла на тайную встречу с  Дубровским.


7.
Марья Платоновна, Настасья Павловна, Дарья Филипповна.
Марья Кирилловна, чуть позже Дубровский.

ДУБРОВСКИЙ: Я всё знаю, вспомните ваше обещание.
МАРИЯ КИРИЛЛОВНА: Вы предлагаете мне своё покровительство, но не сердитесь: оно пугает меня. Каким образом вы окажете мне помощь?
ДУБРОВСКИЙ: Я бы мог избавить вас от ненавистного человека.
МАРИЯ КИРИЛЛОВНА: Ради Бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня любите, я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса…
ДУБРОВСКИЙ: Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях. Но как же спасу вас от жестокого отца?
МАРИЯ КИРИЛЛОВНА: Есть ещё надежда. Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием. Он упрям, но он так меня любит.
ДУБРОВСКИЙ: Не надейтесь по-пустому: в этих слезах увидит он только обыкновенную боязливость и отвращение, общее всем молодым девушкам, когда идут они замуж не по страсти, а из благоразумного расчёта; так что если возьмёт он себе в голову сделать счастие ваше вопреки вас самих; если насильно повезут вас под венец, чтобы навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа…
МАРИЯ КИРИЛЛОВНА: Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою.
ДУБРОВСКИЙ: Соберитесь со всеми силами души, умоляйте отца, бросьтесь к его ногам: представьте ему весь ужас будущего, вашу молодость, увядающую близ хилого старика, решитесь на жестокое объяснение: скажите, что если он останется неумолим, то… то вы найдёте ужасную защиту… скажите, что богатства не доставит вам ни одной минуты счастия. Роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки, на одно мгновение. Не отставайте от него, не пугайтесь ни его гнева, ни угроз, пока останется хоть капля надежды, ради Бога, не отставайте. Если ж не будет уже другого средства…
(Дубровский молчит, закрыв лицо руками, Мария Кирилловна плачет)
ДУБРОВСКИЙ: Бедная, бедная моя участь. За вас отдал бы я жизнь, видеть вас издали, коснуться руки вашей было для меня упоением. И, когда открывается возможность прижать вас к сердцу и сказать: ангел, умрём! Бедный, я должен остерегаться! Я не смею пасть к вашим ногам, благодарить небо за непонятную, незаслуженную награду. О, как я должен ненавидеть того, но чувствую, теперь в сердце моём нет места ненависти.
МАРИЯ КИРИЛЛОВНА: Пора.
ДУБРОВСКИЙ: Если решитесь прибегнуть ко мне, то принесите кольцо сюда, опустите его в дупло этого дуба, я буду знать, что делать. (Целует её руку, уходит. Марья Кирилловна уходит в другую кулису).
 
8.
Марья Платоновна, Настасья Павловна, Дарья Филипповна.

НАСТАСЬЯ ПАВЛОВНА: Ах, какой роман!
ДАРЬЯ ФИЛИППОВНА:  Кирилл Петрович сжалился над дочерью?
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Какое там! Он и слушать её не стал, запер в доме и велел стеречь. Вот тогда она и попросила своего сводного брата Сашу опустить кольцо в дупло дуба.

9.
Марья Платоновна, Настасья Павловна, Дарья Филипповна.
Митя, Саша. Позже Степан и Кирилл Петрович.
Саша кладёт кольцо в дупло дуба, отходит в сторону. За его спиной к дубу подбегает Митя, достаёт кольцо. Саша оборачивается и видит Митю, он хватает его за рукав.
САША: (грозно, по-хозяйски). Что ты здесь делаешь? 
МИТЯ:  Тебе какое дело?
САША: Оставь это кольцо, рыжий заяц, или я проучу тебя по-свойски!
(Митя пытается освободиться, между мальчиками идёт борьба).
САША: Воры! Воры! Сюда! Сюда!
(Митя повалил Сашу на землю и схватил за горло. В это время  к мальчикам подошёл Степан и поднял Митю за шиворот).
СТЕПАН: Ах ты, рыжая бестия, да как ты смеешь бить маленького барина…
САША:  (Мите). Ты меня схватил под силки, а то бы никогда меня не повалил. Отдай сейчас кольцо и убирайся.
МИТЯ: Как ни так! (вырывается от Степана, бежит, его догоняет Саша, подсекает, тот падает, Степан связывает его кушаком).
САША: Отдай кольцо!
СТЕПАН: Погоди, барин, мы сведём его на расправу к приказчику.
(Идут, но к ним навстречу выходит Кирилл Петрович).
КИРИЛ ПЕТРОВИЧ: (Указывая на Митю). Это что?
СТЕПАН: ( С поклоном барину). Да вот, Кирилла Петрович, этот разбойник посмел забидеть молодого барина.
КИРИЛ ПЕТРОВИЧ: (Саше). Ты, повеса, за что ты с ним связался?
САША: Он украл из дупла кольцо, папенька, прикажите отдать кольцо!
КИРИЛ ПЕТРОВИЧ: Какое кольцо? Из какого дупла?
САША:   Да мне Марья Кирилловна… Да то кольцо…
КИРИЛ ПЕТРОВИЧ: Тут замешалась Марья Кирилловна. Признавайся во всём, или так отдеру тебя розгою, что ты и своих не узнаешь.
САША: Ей, Богу, папенька, я, папенька… Мне Марья Кирилловна ничего не приказывала, папенька.
КИРИЛ ПЕТРОВИЧ: Степан, ступай-ка да срежь мне хорошенькую, свежую берёзовую розгу…
САША: Постойте, папенька! Я всё вам расскажу… Я сегодня бегал по двору, а сестрица Марья Кирилловна открыла окошко, и я подбежал, и сестрица не нарочно уронила кольцо, и я спрятал его в дупло, и… и этот рыжий мальчик хотел кольцо украсть…
КИРИЛ ПЕТРОВИЧ: Не нарочно уронила, а ты хотел спрятать… Степан, ступай за розгами.
САША: Папенька, погодите, я всё расскажу! Сестрица Марья Кирилловна велела мне сбегать к дубу и положить кольцо в дупло, и я сбегал и положил кольцо, а этот скверный мальчик…
КИРИЛ ПЕТРОВИЧ: (Мите). Чей ты?
МИТЯ: Я дворовый человек господ Дубровских.
КИРИЛ ПЕТРОВИЧ: (Мрачно). Ты, кажется, меня господином не признаёшь, добро. А что ты делал в моём саду?
МИТЯ: Малину крал.
КИРИЛ ПЕТРОВИЧ: Ага, слуга в барина, каков поп, таков и приход, а малина разве растёт у меня на дубах?
САША: Папенька, прикажите ему отдать кольцо.
КИРИЛ ПЕТРОВИЧ: Молчи, Александр, не забудь, что я собираюсь с тобою разделаться. Ступай в свою комнату. (Саша уходит, опустив голову).Ты, косой, ты мне кажешься малый не промах. Отдай кольцо и ступай домой. 
(Митя разжал кулак и показал, что в руке его нет кольца).
КИРИЛ ПЕТРОВИЧ: Если ты мне во всём признаешься, так я тебя не высеку, да ещё дам пятак на орехи. Не то я с тобою сделаю то, чего ты не ожидаешь. Ну! (Митя молчит, строя из себя дурачка). Добро. Запереть его куда-нибудь да смотреть, чтоб он не убежал, или со всего дома шкуру спущу.
(Уходят).
10.
Марья Платоновна, Настасья Павловна, Дарья Филипповна.
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Ох, и рассердился же Кирилл Петрович! Он велел устроить венчание на следующий же день.
ДАРЬЯ ФИЛИПОВНА: Ах, из-за глупого случая всё расстроилось!
НАСТАСЬЯ ПАВЛОВНА: И чем же закончилась история? Пришёл Дубровский на помощь Марии Кирилловне?
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Помощь пришла слишком поздно. Маша была уж обвенчана и ехала в поместье князя Верейского, когда их карету окружили разбойники. Князь ранил Дубровского, но благородный разбойник не позволил своим людям отомстить за себя.
ДАРЬЯ ФИЛИППОВНА: А что же Маша?
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Она осталась верна клятве, данной в церкви князю. Хотя и призналась Дубровскому, что ждала его до последней минуты.
НАСТАСЬЯ ПАВЛОВНА: Какая же это печальная история!
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Да уж, не из весёлых. Говорят, Дубровский, оправившись от ранения, скрылся за границу.
(Некоторое время сидят молча).
МАРИЯ ПЛАТОНОВНА: Ну, пойдёмте чай пить.
(Уходят).