тюрьма, или еще одна история любви, 22часть

Валерий Чернышов
В театре случились перемены. Однажды после спектаклей, Михаил позвал Азу к себе.
- немножко, сказал Михаил Азе, поставив коньяк на стол,
- чего это вы… спросила Аза, ничего не понимая,
- просто выпей со мной,
- Михаил, колитесь, что-то не то, я целый день не понимаю, что с вами,
- Аза, сколько ты меня на вы будешь звать, разговор есть к тебе, вздохнул Михаил Николаевич,
- давайте, как на духу, если на то дело пошло, сказала Аза, чтобы не откладывать на потом разговор, если он серьезный. Вы что, замуж что ли хотите позвать, что еще может быть серьезного,

- дело в том, Аза, что меня переводят, если я соглашусь, сказал режиссер,
- что это значит, Михаил, не ходите вокруг да около,
- министерство культуры меня переводит в другой, государственный большой театр, если я найду себе хорошую замену и соглашусь. Хотела в двух словах, пожалуйста. Мне предложили хорошие деньги, перспективу, служебную хорошую квартиру… но для этого, сама понимаешь, придется оставить этот театр. И еще, когда я стал думать над преемником, у меня круг сузился до одного человека, это тебя. Ты же видишь, тут есть шикарные актеры, есть талантливые люди, есть хорошие исполнители, но нет человека, который может возглавить театр, только ты.

- Ну посуди сама, продолжал Михаил Николаевич, поморщившись после коньяка, я давно заметил, что у тебя умный, глубокий взгляд. Ты зря не говоришь, не пытаешься выставить себя главной, но рассуждаешь справедливо. Если что говоришь, то говоришь по делу. Скромна, но не стеснительна. Тихая, но можешь, если надо, и высказать недовольство, но делаешь это так, что никто не обижается. И вообще, я в тебе сразу увидел, с первого дня знакомства, что ты можешь тут в один день возглавить театр, и на роль специально тебя позвал, и сделал так, что тебе роль освободил маму Елизаветы. Теперь настало время, Азушка наша. Я тебе давно сказал, что ты наш талисман, у нас с тобой тут сама видишь, оживилась жизнь. Стало больше спектаклей, потому, что ты мне помогала, и зрителей больше стало, ты удачу приносишь, принеси ее не для меня или себя, театру. Михаил Николаевич сидел на столе, одну ногу свесив вниз, и в руках держал стакан с коньяком, который опять наполнил, глаза у него были грустные, задумчивые, и немного уставшие.
- грустно мне с вами прощаться, сказал он, но понимаю, что иногда надо менять что-то в жизни, чтобы изменяясь, взбадриваться и делать следующие витки, сказал он, грустно глядя в одну точку. Лицо у Михаила Николаевича было выразительным, глаза глубокие, переживающие, на лбу морщины, щетина. Он сидел, понимая, что дело решенное, но момент для него ответственный и волнительный, и с этим ощущением, немного выпив, он будто боялся пошевелиться.

Аза шла домой с приятным чувством, предвкушая, что она будет теперь руководителем театра. Ей было приятно, что такого о ней мнения Михаил Николаевич, что она теперь будет сидеть в его в кабинете, что теперь именно она будет принимать решения, какие будут ставить постановки, кого утвердить на роли.
Актер уже сработались и притерлись друг к другу, все уже налажено, редко, но бывают случаи, когда надо вмешаться. Участие требуется на репетициях, когда актеров надо настроить, сказать им свое видение как должно это выглядеть со стороны, что режиссер хочет от актера. Азе было приятно, но не более того. Она шла домой и не знала, чего больше в этом предложении, возможностей или ответственности. Аза думала и о том, что теперь ей придется растить театр, как траву.
Траву на поляне не надо день и ночь растить, или что-то постоянно для этого делать. Сначала подготовить почву, потом полить и засеять. Потом не мешать ей, дать всходам взойти, потом поливать, начать стричь, удалять сорняки, подкидывать удобрения, опять удалять сорняки, опять стричь. Не каждый день, но что-то один раз не сделаешь, может много работы пойти насмарку. Азе было приятно, но сказать, что она была без ума рада, было нельзя. Как потом уйти, если она надумает работать по специальности. Аза не могла себе представить, чтобы Михаил Николаевич мог работать где-то еще помимо театра, значит и это, что судьба делает ей выбор за саму Азу. Обо всем этом Аза думала по дороге домой, и так и не могла найти ответа, голова еще немного гудела после коньяка.
Придя домой, аза рассказала маме, которая не обрадовалась и не огорчилась, только вздохнула и сказала
- девочка моя, трудно тебе придется.

Через неделю после этого разговора и случая, Михаил Николаевич после выступления собрал всех, как обычно к столу, постучал по стакану вилкой, привлекая к себе внимание.
- друзья мои, друзья мои, уже тихим голосом, когда все успокоились, сказал Михаил Николаевич,
- друзья мои. Сегодня хотя осенний, но такой красивый, теплый день. Сегодня в этот прекрасный день нам с вами надо кое-что обсудить, у меня есть новости. Столько лет вы играли для зрителей театр, столько лет я руководил тем, как и что вам делать, но сегодня наступил другой день. У меня есть сюрприз для вас, но прежде, чем я его вам покажу, я хочу несколько слов сказать, которые для многих из вас будут неприятным сюрпризом, а для многих, может, наоборот приятным. У Михаила глаза увлажнились, но он продолжал смотреть на всех, не отводя взгляда.
- я ухожу от вас, сказал он так, будто долго не решался сказать это, с выдохом сказал он.
- я ухожу в другой театр, сейчас не время уже это обсуждать, но это не значит, что мне легко далось это решение.

Я прекрасно отдаю отчет, что не знаю, как сложится моя судьба без вас, людей, с которыми я провел много лет. Понимаю, что приобретая одно, теряем другое, но я принял такое решение, и завтра у вас будут репетиции под руководством другого руководителя, сказал Михаил, расчувствовавшись.
- Азочка, подойди ко мне!
- Это ваш новый руководитель, вы ее все очень хорошо знаете и любите, думаю, что сработаетесь.
Актеры стояли, даже не успев не то чтобы что-то говорить, а понять и осознать всего, что происходит,
- теперь мой обещанный сюрприз, прошу всех еще немного подождать со столом, прошу всех в зрительный зал! Сказал Михаил Николаевич, еще не успевшим опомниться актерам.
Все прошли в зал, который сегодня уже был пуст, зрители давно уже разошлись по домам. Актеры, гримеры, помощники, все кто были, расселись, не понимая, что будет дальше.

Михаил Николаевич вышел на сцену, и стал говорить
- Уважаемая публика! Показывая нарочито руками, будто перед ним находится целый огромный зал гостей. Он говорил это, без малейшего намека на шутку, он хотел всем видом показать, что готовился к этому дню.
Вдруг, зажглись огни, хотя все, кто участвовал в сегодняшнем представлении, находились в зрительном зале, и те, кто отвечает за свет и за звук. Включились прожекторы, заработал микрофон, закрылся тяжелый занавес. Михаил Николаевич был похож на конферансье.

Итак, дорогие друзья, еще раз, но уже с пафосом, профессионально разводя руками, сказал Михаил. Прошу вас задержаться на некоторое время. Хлопнув два раза в ладоши, он манерно сказал
- выпивку и закуски в зал!!
И будто как по волшебной палочке, выбежали прямо в зал девушки, в подносах принеся все, что было приготовлено заранее, шампанское, выпивку, где он их прятал… И сразу же началось представление. В тот вечер никто не хотел уходить домой, Михаил пригласил певцов, музыкантов, цыган. Было очень весело, а самое главное, что никого не предупредил, но подготовил все тщательно. В этот раз он сделал так, что все, кто готовит представление, почувствовали себя зрителями.
Аза смотрела на все это и вспоминала, как она стояла на выпуске первого курса. Казалось, ничего особенного, что тогда что сейчас, но у нее в душе опять как тогда, появилось чувство, будто что-то закончилось, и Аза не любила таких перемен. Только привыкнешь и полюбишь что-то, как надо от этого отвыкать. Аза смотрела на концерт и думала, что лучше бы все было так, как было раньше. Она поняла, что привыкла и полюбила тот театр, в котором она играла свою роль, Михаил свою, и каждый актер, постановщик, каждый профессионал, обслуживающий театр. Она поняла, что теперь опять все меняется, что завтра она придет опять уже в другой театр, что с одной стороны льстило ей, ведь она будет там играть ключевую роль. Но и понимала Аза, что лучше бы все оставалось, как было.

Аза давно уже жила в надежде, что жизнь потечет своим чередом, что однажды она установится, и не будет потом меняться. Она вдруг поняла, что хочет видеть рядом с собой человека, который будет любить ее, которого она будет любить. В этот момент она поняла, что очень соскучилась по таким отношениям с мужчиной, где есть только они вдвоем. Она устала быть сильной, она так устала прятать от себя, что очень хочет быть рядом с мужчиной, что очень хочет быть женщиной. Такое понятие приходит изнутри в особые моменты, когда что-то происходит, когда человеку или очень хорошо или плохо, когда он в необычной жизненной ситуации. В этот момент ей было очень тепло от шампанского, от такого неожиданного праздника, который устроил им Михаил. Хорошо было и от того, что сердце наполнилось таким желанием иметь вторую половинку, что она теперь понимала, что она не стала черствой, а она живая, нормальная женщина. Аза сидела и еле сдерживала слезы, которые от прилива чувств и женственности наполняли ее.

Этим вечером Аза шла домой и думала только о том, что уже никогда не встретит такого человека, которого хочет. Она понимала, что сейчас, с возрастом, она стала привередливее, что найти человека это не найти скажем машину, которую она хочет. Она прекрасно понимала, что такое стечение обстоятельств это редкость. Всех мужчин, кого она знала на этот момент, по разным причинам ей казалось, что они совсем не то, что она хочет. Конечно, теперь это ее несбыточная мечта, которая останется мечтой.
Аза шла по осеннему городу, природа будто засыпает, но очень медленно, страна теплая, поэтому начинается сезон дождей. В этот день не было дождя, встречный ветерок обвеивал ноги Азы, шею, но ей не было холодно, она просто шла, прогуливаясь.
Придя домой, она не задумываясь, вошла в интернет. Никогда не была на сайтах знакомств, но сейчас будто что то ее натолкнуло на эту мысль. Зарегистрировалась, и стала просматривать анкеты мужчин из любопытства. Аза понимала прекрасно, что мужчин, как ягоды, не выискивают в интернете.

Красивые фото, каждый старается показать себя героем. Как фото получится хорошее, так сюда, а сам крокодил крокодилом. Или просто собирает женщин для коллекции или что-то еще хуже. Аза легла на кровать прямо в платье. Она лежала, болтая ногами, листала женихов в лэп топе, посмеиваясь над тем, какие многие смешные. Полежала она какое-то время, потом вспомнила, что теперь ей надо завтра уже в должность вступать.
Надо закрывать себя отсюда. Аза занесла руку над мышкой, где запись удалить профайл, но на странице увидела глаза. Аза медленно убрала руку с мышки, чтобы случайно не выключить эти глаза, потому, что их найти второй раз она уже не сможет. Аза смотрела на этого мужчину и думала, что сам он, конечно, симпатичный, но в глазах такая открытость, доброта. Аза не доверяла вообще тому, что пишут в интернете, тем более знакомиться, никогда не писала, но тут подумала, что просто напишет несколько слов, это ничего не значит. И она написала
- давайте дружить просто так, вы излучаете доброту и тепло.