Баян или тромбон вот в чем вопрос!

Корреспондент
БАЯН ИЛИ ТРОМБОН – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС!

И снова иду на концерт.

Снова знакомый и такой уютный зал Дома композиторов. И на афише вроде бы ничего необычного. ХХХП Международный фестиваль современной музыки «Московская осень – 2010» Но…
Камерата V.
Само слово "Камерата" означает некое "камерное сообщество". В смысле - комнатное. И именно с комнатных концертов, с того, что сейчас принято называть "квартирник", и началась "Камерата".
На сцене Дома композиторов молодые музыканты лауреат международного конкурса А.Лебедев (тромбон), Е.Беликова (ф-но), которые до того удивили, что сразу стала вспоминать что же я знаю о тромбоне.
Историческая справка:
Тромбо;н известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздух (итал. trombone, букв. «большая труба») — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.
 В общем, если переводить это название на русский язык = трубища, большая и грозная труба. Сумрачный тембр звучания тромбона ассоциировался у композиторов со сверхъестественными силами, потусторонним миром. Моцарт использовал тромбоны почти исключительно в операх и в церковной музыке, в частности, в «Реквиеме», этому инструменту поручено соло мрачное и очень печальное. У Бетховена тромбоны впервые появляются в финале Пятой симфонии, используются в дальнейшем в Шестой и Девятой и в оратории «Христос на Масличной горе».
По моим встречам с музыкантами-тромбонистами знаю, что их мечта – сыграть во всю немалую мощь этого инструмента - тромбон легко перекрывает звучание целого симфонического оркестра.
Сегодня молодому тромбонисту удалось увлечь слушателей совсем не громкостью и мощью звучания. Настоящая лирика и такой красивый теноровый тембр голоса. В общем, А. Лебедев познакомил с инструментом, который ранее как бы уходил в тень оркестра. Спасибо. Знакомство состоялось.
А затем следовало еще одно немалое открытие. Ансамбль солистов «FanDanGo» - (fandango – «игра, розыгрыш,, импровизация» (англ.).
Начали музыканты с того, что двум из них – скрипачке и виолончелисту - не нужны были смычки, первая часть той композиции, которая прозвучала, очень интересна и неожиданна. Главная мысль и главная тема принадлежала баяну. А потом уж солирующими инструментами стали скрипка и виолончель. Музыка в целом становится очень красивой, очень мелодичной. И другого определения как «оркестровость звучания» и не подобрать.
А далее концерт стал обычным. И открытий не принес. Как всегда блистательны народная артистка России Т.Рубина (ф-но), заслуженная артистка России Л.Дмитерко (скрипка).
Выступление лауреата международных конкурсов А.Антошина (меццо-сопрано) Д.Писаревский (ф-но).
Замечательно красивый голос. Состоявшийся ансамбль. Но о том, что принесли они на сцену, хотелось бы сказать несколько слов. В программе сочинение, написанное на «русские народные» слова. Вот тут удивление как бы со знаком минус. Почему-то не удалось услышать того, что было ожидаемо, - мелодики и лирики.
И так же удивила вторая композиция на текст шотландской песни «Дом, который построил Джек» в переводе С.Я. Маршака. На мой взгляд, в этом стихотворении использован прием, который в Теории стихосложения мог бы служить примером «Градации».
Градация - группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма или рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр.)
Вот такой повторяющейся музыкальной темы, которая могла быть продиктована стихами, мы так и не услышали.
К сожалению, финал концерта прослушать не удалось. Но впечатлений много. Интерес разбужен. И в этом заслуга организаторов Фестиваля. Спасибо им. Спасибо Дому композиторов.

Наталья Щербина