Программа воспитания Я и семья

Наталья Николаевна Ермоленко
Пояснительная записка
Семья - это разновозрастной коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования, собственно, он делает мужа и жену семьей. Ребенок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности
все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого человека, члена семьи.
Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственны-
ми и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи - все это накладывает неизгладимый отпечаток на ребенка. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, и прежде всего в области общения, человеческих отношений. Только в семье ребенок получает опыт совместной жизни. Здесь у него складываются нравственные чувства, здесь он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге и т.д. Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, когда его уважают и он уважает других, или ненормальным, когда он баловень, а затем нередко и деспот семьи, когда он изгой и растет как сорняк, когда он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
У каждого ребенка есть желание жить в дружной семье, благополучной, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. В этом, как нам кажется, может помочь программа воспитания «Я и семья».
Итак, цель программы: создание условий для развития ребенка в семье.

Содержание программы «Я и семья»
1-й блок «Познаем семью»
1.Заполнение анкеты «Моя семья».
2.Классный час «Для чего нужна семья человеку?».
3.«Мое место в семье» - выразить в рисунке.
4.Классный час «Семейные традиции»:
а) традиции режима дня;
б) познавательные традиции;
в) оздоровительные традиции;
г) праздничные традиции.
5.Мини-сочинение «Моя семья».
6.Беседа «Что означает твое имя?».
7.Беседа «Что такое любовь к близким?».
8.Семейные династии - беседа.

2-й блок «Помогаем семье»
1.Классный час «Семейные обязанности».
2.Классный час «Бюджет семьи».
3.Помощь в доме по:
уборке квартиры;
уборке на кухне;
заботе о младших членах семьи;
заботе о старших (дедушках, бабушках);
уходу за домашними животными и птицами;
уходу за комнатными растениями и цветами;
работе на огороде, даче;
выполнению поручений взрослых (аптека, магазин, почта и т.д.);
ремонту квартиры, дома.

3-й блок «Укрепление семьи»
1.Классный час «Потребление и творчество, где золотая середина?».
2. Классный час «Добро и зло в семье».
3. Классный час «Что такое семейное счастье?».
4.Классный час «Я убежден, что учиться не обязательно - деньги и так заработать можно, но никто меня не понимает».
 5.Дискуссия «Кто и как должен распределять деньги в семье?».
 6.Классный час «Разрешение конфликтов в семье».
7.Беседа «Поговорим о себе и о своей семье».
8. Проведение субботников.
9.Дискуссия «Семья вся вместе - и душа на месте». .     10.Викторина «Мой дом - моя крепость».
4-й блок «Отдыхаем с семьей»
1.Классный час «Праздники в нашей жизни и в моей семье».
2. Классный огонек «Давайте говорить друг другу комплименты».
3.Совместная поездка с родителями в г. Славянск- на- Кубани.
4.Совместная поездка с родителями на природу, на море.
5. Совместный классный огонек «Восходящая звезда класса».
6.Совместные праздники 8 Марта, 23 февраля, Новый год, День рождения класса.
7.Совместные спортивные соревнования на природе «Папа, мама, я - спортивная семья».
8.Спортивные игры на природе в волейбол, футбол, и др., катание на санках.
9.Час творчества «Кто во что горазд».
 10.Игра «Угадай мелодию».
5-й блок «Украшаем семью»
Классные час «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики».
Классный час «Вежливость на уроках и переменах».
Беседа «Вежливое отношение в семье».
Викторина «Вместе - дружная семья».
Проведение выставок семейных поделок.
Проведение конкурсов семейного творчества «Делаем своими руками».
6-й блок «Радуем семью»
Классный час «Как мы обращаемся с родителями».
Классный час-викторина «Самый воспитанный. Кто это?».
Классный час «Может ли ребенок изменить традиции семьи?».
Классный час «Без друзей меня чуть-чуть».
«Поздравление с праздником» - вручение поздравительных открыток близким и родным.
Поделка небольших сувениров для вручения своим мамам, бабушкам, сестрам, папам, ветеранам и т.д.