Тишина и болота

Владимир Дараган
Тишь да гладь - это описание болота (В. Борисов)
-------------------------------------------------


Горелое болото
Около Вышнего-Волочка много болот. Бабушка к ним относилась без романтики, она твердо знала, что из всех болот наиважнейшим является Горелое болото, где в конце лета надо собирать голубику и клюкву. Меня туда не брали, говорили, что там можно легко сгинуть и рассказывали страшные истории.
Я туда ходил тайком. В конце лета на кочках там желтела трава, но камыша еще были зелеными. Над головой летали утки, пахло сыростью и прелыми растениями. Я прыгал с кочки на кочку, тыкал палкой в подозрительно мокрые места и очень боялся сгинуть!

В больнице
В шестом классе я много болел. Сначала меня несколько месяцев мучили непрерывные ангины, потом они дали осложнение на сердце и меня положили в больницу. Я лежал ночью с открытыми глазами, смотрел на тараканов, которые быстро бегали по стенам, и мечтал, что мне сделают какую-нибудь операцию, и сердце перестанет болеть. Чтобы отвлечься я вспоминал повесть про собаку Баскервилей, а точнее пытался представить болота, где происходили драматические события с сэром Генри. Перед глазами проплывали зловещие темные холмы, заросшие вереском, каменные столбы, заброшенные каменоломни, зеленые омуты, высокие башни замка. Я понимал, что никогда в жизни не увижу эти места, и тогда в больнице слово «никогда» было мучительно горьким.

Клюква
Студенты даже в советское время не были равны. Даже на физтехе. Кто-то жил в общежитии, пытаясь обойтись стипендией и посылками из дома. А кто-то вальяжно прохаживался по коридорам, в буфетах покупал все, что нравится, не обращая внимания на цены, и иногда рассказывал о закрытых домах отдыха, куда приезжали красивые и доступные девушки.
Я не завидовал такой жизни. Девушка у меня была, словосочетание «дом отдыха» вызывало зевоту,; а что такое «закрытый дом отдыха» я тогда не понимал.
Но вот однажды я услышал нечто, что заставило меня позавидовать и я с трудом удержался, чтобы не напроситься в компанию. Оказалось, что «золотая молодежь» каждую осень выезжает на болота Калининской области за клюквой. Это были мои родные места и мне никогда не приходилось собирать клюкву. Я представил стайку красивых и доступных девушек, бредущих с лукошками по сухому болоту, и мне ужасно захотелось идти около них с ружьем, охраняя красавиц от рычащих в кустах медведей.

Озеро в лесу
Однажды я с одной девушкой уехал далеко на север от Москвы. Мы поселились в маленькой деревеньке, затерянной среди дремучих лесов и болот. Днем мы собрали клюкву и грибы, купались в большом мелком озере, а вечером жарили грибы с луком, варили картошку и ходили к соседке за парным молоком и простоквашей.
В один из дней мы решили совершить длинный поход к небольшому озеру, куда вела еле приметная тропа через болота и участок поваленного ураганом леса. На озере мы обнаружили стаю непуганых уток, высокие камыши и огромные мягкие кочки, покрытые яркой шелковистой травой.
Мы лежали в теплой траве, положив головы на кочки, смотрели в темно-синее небо с ослепительными белыми облаками и слушали крики уток. Ветерок отгонял комаров и приносил запах воды и запоздалых августовских цветов. Все заботы и проблемы куда-то испарились, хотелось, чтобы так длилось вечно.

В магазине
Перед днем Благодарения в американских магазинах появляется клюква - из нее делают традиционную приправу к индейке. Я смотрел на огромные, в два сантиметра диаметром твердые ягоды и не верил, что это клюква. Дома я долго жевал их, ягоды были кисловатые, и у них был вкус клюквы, но я вспоминал другие ягоды, растущие на высохшем болоте, полные кисло-сладкого сока. Эту клюкву надо было собирать осторожно, т. к. в болоте было много змей, а я до сих пор не научился отличать ужа от гадюки